Взаимодействие государства с другими элементами политической системы

1. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

Политические партии – специфический элемент политической системы. Исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы, как институты, оппозиционные государству и существующим политическим объединениям, как союзы единомышленников. Только постепенно, по мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепили свой политический и правовой статус. В настоящее время они представляют такой институт власти, без которого не может осуществляться выборное формирование государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций.

Партия – это общественно-политическая организация. Которая характеризуется следующими признаками:

1) любая партия есть носитель идеологии или по меньшей мере особого видения мира и человека;

2) партия – это организация, то есть структурированное объединение людей, относительно продолжительное по времени, на самых разных уровнях политики – от местного до международного;

3) цель партии – завоевание и осуществление власти. Это отличает ее от других общественных организаций, не претендующих на власть;

4) каждая партия старается обеспечить себе поддержку населения в различных формах: от голосования за нее до активного членства.

Политическая партия- организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реали­зацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществ­лении.

В современных условиях, по мере вовлечения в политику все более широких слоев населения, роль партий возросла, и они стали одним из основных субъектов политики и необходи­мым элементом демократического государства. С борьбой между партиями связано решение вопроса о государственной власти - ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления.

Партии активно участвуют в политической жизни общества в самых различных формах. Прежде всего, здесь имеется в виду участие в выборах представительных органов государства (выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, участие в работе избирательных комиссий и т. д.), участие в формировании других государственных органов, участие в принятии и реали­зации государственных решений.

В свою очередь государство при помощи права может в той или иной степени регулировать (или вообще не регулировать) процессы образования и функционирования политических партий. Современная тенденция, однако, состоит во все более подробном регулировании участия партий в политиче­ской жизни - в связи с усложнением форм и методов их деятельности, воз­растанием роли в обществе. Если конституции XIX века даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное место в госу­дарственной жизни, то сейчас регулирование их деятельности - самостоя­тельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных госу­дарств отражены следующие моменты: понятие политической партии, опре­деление места и роли партий в политической системе; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программным положениям партии; требования к организацион­ному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.

В условиях авторитарных и тоталитарных политических режимов существует, как правило, единственная правящая партия, которая сливается с государством. Ее статус может быть закреплен законодательно, а может и не быть установлен: партия выше всякого закона, следовательно, никаких юридических границ ее власти устанавливать не следует. Оппозиционные партии отсутствуют или ликвидируются.

В условиях демократического политического режима признается много­партийность. Не допускается как незаконное ограничение деятельности по­литических партий, так и чрезмерное (когда, к примеру, решения политиче­ской партии становятся обязательными для государства) или деструктивное влияние политических партий на государство.

Политическая система РФ характеризуется многопартийностью. В настоящее время в России зарегистрировано несколько сотен общероссийских, межрегиональных и региональных партий, среди которых можно выделить три основных группы: 1) партии либеральной и социально-либеральной ориентации, ставящие своей целью превратить РФ в типичное буржуазное государство по образу и подобию современных буржуазных государств;

2) партии национально-патриотической ориентации, стоящие в оппозиции к нынешнему курсу государства и ориентированные на воссоздание и укрепление отечественной многонациональной государственности, преемственность и защиту национальных интересов России и свобод ее граждан;

3) партии социалистической и коммунистической ориентации, ставящие своей целью продолжение социалистического и коммунистического строительства в России.

В соответствии со статьей 30 Конституции РФ каждый имеет право на объе­динение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; ни­кто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пре­быванию в нем. Статья 13 Конституции РФ провозглашает политическое мно­гообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед за­коном. В то же время «запрещается создание и деятельность общественных объ­единений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Наши рекомендации