Конституционно-правовой статус личности в индии
На формирование правового статуса человека и гражданина в Конституции Индии наибольшее влияние оказал американский Билль о правах*, хотя американская идея конституционного закрепления прав и свобод реализовывалась в Индии посредством применения английской системы права** и с учетом английских конституционных соглашений. Концепция не защищаемых в судебном порядке руководящих принципов была заимствована из Конституции Ирландской Республики 1937 г. Она, как мы видели в т. 3 настоящего учебника, была воспринята и рядом более поздних европейских конституций.
Особо важное значение имеет в Индии конституционный принцип равенства, состоящий, в частности, в запрещении "неприкасаемости"* (ст. 17) и дискриминации по мотивам только религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения (ст. 15), в одинаковых возможностях устройства на работу в публичные учреждения (ст. 16) и в равной защите со стороны закона (ст. 14). Особенность принципа равенства в индийской Конституции заключается в обеспечении некоторых гарантий и привилегий для женщин и детей и для признанных государством отсталыми групп населения (ч. 3 и 4 ст. 15, ч. 4 и 4-а ст. 16). Реализуя этот конституционный принцип, Индийская Республика стремится ликвидировать кастовые, религиозные и иные предрассудки, которые выступают как причина дискриминации миллионов людей.
Национально-культурные особенности Индии отразились в праве меньшинств на пользование собственным языком, письменностью, культурой (ч. 1 ст. 29), на открытие собственных учебных заведений и управление ими (ст. 30).
В Индии, где традиционно велико влияние религии на все стороны жизни, особое значение приобретает светский характер Конституции, усиленный изменением преамбулы 42-й поправкой. Первоначально в преамбуле говорилось о стремлении индийского народа превратить страну в суверенную демократическую республику, а 42-я поправка добавила к этой характеристике слова "социалистическую светскую". Несмотря на то, что в стране наиболее распространена (83% населения) индуистская религия, Индийскую Республику можно признать веротерпимым государством, где относительно мирно уживаются почти все основные религии мира.
В то же время приходится отмечать, что социально-экономическое, кастовое неравенство, а также конфронтации на религиозно-общинной почве имеют в Индии место. Вспышки последних подчас приобретают масштабы, угрожающие единству страны. Конституционные положения о запрещении неприкасаемости и Закон о запрещении неприкасаемости 1955 г., усиленный поправкой к нему 1969 г., не привели к искоренению притеснения неприкасаемых (хариджан — "людей Бога"). В целом правовой статус представителей низших каст, отсталых в экономическом и культурном отношении племен и меньшинств и сегодня реализуется на практике далеко не в полной мере.
Оценивая политику Правительства Индии в отношении отсталых групп населения и устранения феодально-колониальных пережитков, нельзя не отметить такие позитивные в основном меры, как предоставление государству 1-й поправкой к Конституции права издавать особые постановления с целью "развития социально или культурно отсталых групп населения" (ч. 4 ст. 15), продление сроков резервирования мест в Народной палате (нижней палате федерального Парламента) и в легислатурах штатов, а также в публичных службах для представителей недостаточно развитых племен и каст, а также англо-индийской общины 8-й, 23-й, 42-й, 45-й, 79-й поправками, предусмотренная 7-й поправкой обязанность штатов и местных властей приложить усилия к обеспечению условий для начального обучения на родном языке (ст. 350-а), внесение языков синдхи (21-я поправка), конакни и манипури (71-я поправка) в список официальных языков, отмена привилегий бывших князей (26-я поправка) и высших чиновников гражданской службы (28-я поправка).
Напоминает европейские конституции двухвековой давности положение ст. 18 об отмене титулов. Государство не присуждает никаких титулов, кроме воинских званий и научных отличий. Гражданам запрещено принимать какие-либо титулы от иностранных государств. Более того, даже негражданам, если они занимают должности, связанные с государством, можно принимать такие титулы только с согласия Президента.
Особая часть Конституции посвящена основным обязанностям. Это ч. IV-a, которая была внесена в Конституцию 42-й поправкой. Одни обязанности появились под влиянием примера социалистических государств*, другие естественно необходимы для существования страны, третьи направлены на укрепление суверенитета и единства Индии, а четвертые отражают общегуманистические идеи Джавахарлала Неру и Индиры Ганди.
В Индии в разные периоды и в различных частях страны права и свободы граждан в ходе их практического осуществления приобретают свои специфические особенности. Юридически это подкрепляется федеративным устройством государства и правом штатов издавать законы, вносящие существенные коррективы в реализацию прав и свобод граждан в рамках штата. Однако осуществление прав и свобод варьируется не только от штата к штату, но и в зависимости от социального положения конкретного гражданина. Впрочем, в процессе дальнейшей централизации индийского государства, а также под воздействием современной научно-технической революции наблюдается общая тенденция к унификации правового положения представителей различных штатов, каст, религий, общин и т. д.
В настоящем пункте мы не будем излагать материал об ограничениях политических прав и свобод; мы их коснемся ниже в п. 4 настоящего параграфа.
Сложная внутренняя социально-политическая ситуация обусловила подробную разработку в Конституции системы мер, направленных на преодоление чрезвычайных ситуаций и ограничивающих многие, в первую очередь личные, права и свободы. В основном эти меры вполне традиционны. Составные части этой системы — чрезвычайное положение (ст. 352—354, 358, 359), военное положение (ст. 34), президентское правление в штатах (ст. 356, 357), чрезвычайное финансовое положение (ст. 360), а также упоминавшееся нами в п. 3 превентивное заключение (ч. 3—7 ст. 22). Не все эти институты затрагивают права и свободы, и мы остановимся только на тех, которые затрагивают.
Институт чрезвычайного положения, которому отведена ч. XVIII Конституции, уникален тем, что не имеет аналогов в мировой практике по степени своей детализации на конституционном уровне*. Чрезвычайное положение объявляется прокламацией Президента на всей или части территории страны, когда он убежден, что возникла тяжелая чрезвычайная ситуация, угрожающая безопасности всей страны или ее части. Такая ситуация может порождаться войной или внешней агрессией, или вооруженным восстанием. Для издания прокламации необходимо, чтобы Кабинет Союза письменно известил Президента о возможности этого. Прокламация представляется в каждую из палат Парламента и, если не будет одобрена их резолюциями, прекращает действовать через месяц после издания. Если прокламация издана, когда нижняя палата Парламента распущена или ее роспуск состоялся в течение месяца после издания прокламации и она не была одобрена, действие прокламации прекращается через 30 дней после того, как новоизбранная палата соберется. Одобренная прокламация действует 6 месяцев, но палаты могут продлевать ее действие.