Конституционно-правовой статус человека и гражданина во Франции
Конституционные принципы и гарантии.
с мужчиной (абзац третий), провозглашаются Из принципов конституционного статуса человека и гражданина до этого всего следует отметить принцип равноправия. Еще в ст. 1 Декларация прав человека и гражданина было сказано, что люди появляются и остаются свободными и равными в правах, а публичные различия могут основываться только на общей полезности. Статья 6 гласит, что закон обязан быть единым для всех и все граждане равны перед ним, имея равный доступ ко всем постам, общественным должностям и занятиям сообразно своим способностям.
В преамбуле Конституции 1946 г. Установлено, что закон гарантирует даме во всех областях равные права солидарность и равенство всех французов в несении повинностей, обусловленных государственными бедствиями (абзац двенадцатый), а также гарантируется всем равный доступ к общественной службе и личное либо коллективное использование провозглашенными либо подтвержденными выше правами и свободами (абзац восемнадцатый, заключительный, в котором имеется в виду равноправие людей метрополии и французских владений). В абзаце шестнадцатом говорится, что Франция образует совместно с заморскими народами альянс, основанный на равенстве прав и обязанностей, без расовых и религиозных различий. В Конституции же 1958 г. Предложение второе ч. 1 Ст. 2 Гласит, что Франция обеспечивает равенство перед законом всех людей без различия происхождения, расы либо религии.
Первая общественная конституционная гарантия прав и свобод была сформулирована в ст. 12 Декларации 1789 г.: «Для гарантии прав человека и гражданина нужна государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной полезности тех, кому она вверена». Суждение, актуальное и поныне в глобальном масштабе. Декларация в ст. 4 И 5 провозгласила, что пределы свободы человека инсталлируются лишь законом, а закон может запрещать только деяния, вредные для общества. В развитие этого ст. 34 Конституции предугадала, что регулирование главных прав, свобод и обязанностей делается лишь законом. То же, согласно ч. 1 Ст. 53, Относится к ратификации интернациональных договоров, изменяющих законоположения, регулирующие личный статус. Это совсем принципиальная конституционная гарантия прав и свобод, защищающая человека и гражданина от произвола администрации, которая во всех странах склонна, осуществляя нормативное регулирование публичных отношений, безосновательно ограничивать даже конституционно провозглашенные права и свободы, а также ложить на обитателей необоснованные обязанности. Стражем личной свободы называет ч. 2 Ст. 66 Конституции судебную власть. Защита прав и свобод во французской правовой доктрине и практике понимается как защита от посягательств, во-первых, за некие другие преступления, за уклонение от воинской повинности, либо если лицо занималось в пользу иностранного страны деятельностью, не совместимой со званием француза и наносящей вред интересам Франции, а также в отделу ных остальных вариантах.
3). Французское гражданство.
Согласно ч. 2 Ст. 34 Конституции, нормы, касающиеся гражданства, инсталлируются законом. В настоящее время действует Кодекс французского гражданства 1945 г. С позднейшими переменами.
Гражданство приобретается основным образом по рождению на базе деяния принципа крови, даже если ребенок т рожден вне брака, но один из его родителей является гражданином Франции. В последнем случае, но, лицо может отрешиться от этого гражданства в течение шести месяцев, предшест- вующих достижению совершеннолетия, т. Е. 18 Лет. Право на отказ пропадает, если в то время, когда ребенок был несовершеннолетним, один из родителей — иностранец либо лицо без гражданства — приобретет французское гражданство.
Право земли применяется в случае, если ребенок появился во Франции, но от неизвестных родителей, либо от родителей, либо от родителей-иностранцев, но к нему не были применены законы о гражданстве ни одного из родителей. Если же ребенок появился вне Франции, непринципиально, законнорожденный он либо нет, ему также дается гражданство данной страны при условии, что один из его родителей сам появился во Франции. Таковой ребенок может отрешиться от этого гражданства за шесть месяцев до собственного совершеннолетия. Другими словами, законодательство дает достаточно широкие способности для приобретения гражданства, беря «под свое крыло» многих лиц, рассеянных по всему миру. Законно усыновленным детям также предоставляется гражданство, если один из приемных родителей является французом (т.Е. Французским гражданином) либо если усыновление создают оба жена и хотя бы один из них — французский гражданин.
Вступление в брак не оказывает влияния на гражданство, но иностранец либо апатрид, вступивший в брак с французским гражданином, может приобрести гражданство в упрощенном порядке. Некие льготы для приобретения гражданства предоставляются лицам, призванным во французскую армию либо добровольно принимавшим роль в операциях, приравненных к прохождению военной службы.
Натурализация, по французскому закону — приобретение гражданства по решению властей — осуществляется изданием декрета Правительства по просьбе иностранца. До обращения с данной просьбой заявитель обязан проживать в стране пять лет и быть в состоянии доказать это. Указанный срок может быть сокращен до двух лет для иностранца, удачно проучившегося во французском институте либо другом высшем учебном заведении в течение этого срока, либо для тех, кто своим талантом либо способностями может оказать Франции принципиальные сервисы. Независимо от срока гражданство предоставляется неким категориям лиц (к примеру, матери либо папе трех несовершеннолетних детей, служащим в вооруженных силах). В названных нормах отчетливо прослеживается рвение Франции увеличивать численность собственных людей.
Прекращение гражданства также может иметь место по нескольким основаниям. Если французский гражданин добровольно воспринимает иностранное гражданство, то он утрачивает свое; оно прекращается и в случае отказа от него. В облегченном порядке можно выйти из гражданства при вступлении в брак с иностранцем. В Кодекс содержит и нормы о лишении гражданства методом издания декрета Правительства по получении заключения Государственного совета. Такие случаи достаточно многочисленны, и они в некой мере контрастируют с желанием страны увеличивать число собственных людей. Лишаются гражданства лица, осужденные за преступления против сохранности страны,
4). Гражданские (личные) права, свободы и обязанности.
до этого чем обратиться к данной группе прав, свобод и обязанностей, нужно еще раз оговориться, что классификация их очень условна, и некие из них могут быть с основанием отнесены к более чем одной группе. В ст. 4 И 5 Декларации определены значительные признаки свободы человека, которые, как и ряд остальных её положений, стали, если можно так выразиться, правовой классикой: «Свобода состоит в способности делать все, что не наносит вреда другому: таковым образом, воплощение естественных прав каждого человека ограничено только теми пределами, которые обеспечивают иным членам общества использование теми же правами»; «все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом». Далее Декларация содержит ряд прав, свобод и обязанностей уголовно- и административно-правового, а также процессуального характера, представляющих собой гарантии личной свободы:
никто не может подвергаться обвинению, задержанию либо заключению по другому, как в вариантах, предусмотренных законом, и в предписанных им формах (ст. 7); Отдание, выполнение либо принуждение к выполнению приказов, основанных на произволе, наказуемо (ст. 7); Вызванный либо задержанный в силу закона гражданин должен беспрекословно повиноваться; сопротивление влечет ответственность (ст. 7); Закон обязан устанавливать наказания, только строго и безусловно нужные (ст. 8); Никто не может быть наказан по другому, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного (ст. 8); Каждый считается невиновным, пока его вина не установлена (ст. 9); Излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми в случае ареста, обязаны строжайше пресекаться законом (ст. 9). Эти конституционные принципы конкретизированы и развиты в уголовном, административном и процессуальном законодательстве. Конституция в ст. 66 Гарантирует от случайного лишения свободы. Нормы, касающиеся гражданских прав, инсталлируются, согласно ч. 2 Ст. 34 Конституции, законом.
5). Политические права и свободы.
В политической сфере Декларация установила следующие принципы:
все граждане имеют право участвовать лично либо через собственных представителей в разработке закона, который есть выражение общей воли (ст. 6);
все граждане, как отмечалось, имеют равный доступ ко всем постам, общественным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-или различий, не считая тех, что обусловлены их добродетелями и способностями (ст. 6);
никто не обязан быть притесняем за свои взоры, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает публичного порядка, установленного законом (ст. 10);
свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека: каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая только за злоупотребление данной свободой в вариантах, предусмотренных законом (ст. 11).
Из прав и свобод данной группы преамбула Конституции 1946 г. Упоминает только право укрытия на местности Республики для каждого человека, который преследуется за свою деятельность на благо свободы (абзац четвертый). Следует отметить, что борцам за свободу предоставляется право укрытия, т. Е. Правительство обязывается давать убежище таковым лицам. Это не значит, что убежище не может быть предоставлено и в остальных вариантах, но права там уже нет, и все зависит от усмотрения соответствующих должностных лиц. Конституция в ч. 4 Ст. 3 Гласит: «В согласовании с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами». Совершеннолетие, напомним, наступает с 18 лет. Предложение второе ст. 4 Содержит принцип свободного образования и деятельности политических партий. Другие конституционные по существу своему принципы регулирования политических прав и свобод содержатся, как отмечалось, в текущем законодательстве. Нормы, касающиеся главных гарантий, предоставляемых гражданам для воплощения общественных свобод, а также повинностей, возлагаемых права и общественного обеспечения. Подробное регулирование в рамках этих главных принципов может, стало быть, осуществляться правительственными (регламентарными) актами.
Заведующий кафедрой
профессор Б.А.Страшун
ФГБОУ ВПО