Новые законодательные инициативы в поддержку семей имеющих детей
“Всё более настойчиво стал обозначаться общественный запрос на государственную семейную политику, ориентированную на укрепление, развитие и защиту института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в жизни общества, укрепление нравственных начал семейно-правового регулирования”, – как отметила 9 октября 2015 года на конференции “Перспективы развития семейного законодательства в России”, проходившей в Санкт-Петербурге, О. Епифанова, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей.[83] Указанный Комитет вносит в Государственную думу РФ законодательные инициативы для совершенствования механизма комплексной поддержки семей с детьми. Рассмотрим некоторые из них.
1. В проекте Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” предусматривается установление возможности семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами материнского капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации посредством компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации. В целях эффективности и своевременности получения помощи предлагается предоставить возможность воспользоваться средствами материнского капитала, не дожидаясь исполнения ребёнку 3 лет. Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”[84] следующие изменения:
1) п. 1 ст. 2 изложить в следующей редакции: “1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, – меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, повышения уровня пенсионного обеспечения, а также возможность социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов с учётом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом”;
2) в ст. 7: а) ч. 3 дополнить п. 4 следующего содержания: “4) приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.”; б) ч. 6 1 дополнить словами “, а также на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов”.
2. Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ”. Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 года №986 “Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка”[85] была учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка (далее – Уполномоченный). Вместе с тем ряд моментов, определяющих правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного, остался не урегулирован. Неурегулированность вышеназванных вопросов порождает на практике проблемы, в том числе в части неопределённости порядка рассмотрения Уполномоченным обращений граждан. Например, на официальном сайте[86] отсутствует возможность подачи жалобы непосредственно Уполномоченному, так как электронное письмо можно отправить только региональному уполномоченному по правам ребенка, которые, к сожалению, в некоторых субъектах РФ отсутствуют. Невозможно ознакомиться с результатами его деятельности. На официальном сайте присутствует информация только об отдельных видах деятельности, сводный же документ (доклад) отсутствует. При этом информация обновляется нерегулярно, например, на 31 июля 2015 года информация о таком виде деятельности, как “Детский спецназ”, указана за 2010 год. Таким образом, законопроектом предлагается восполнить правовой пробел в регламентации деятельности Уполномоченного, что позволить повысить эффективность его работы.
Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ”[87] следующие изменения:
1) ст. 16.1 дополнить п. п. 3-6 следующего содержания: “3. Уполномоченный назначается Президентом РФ сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на 2 срока подряд. 4. Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование. 5. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит. 6. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента РФ”.
3. Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”. Необходимость внесения изменений обусловлена следующим. В соответствии с федеральным законодательством жилое помещение, приобретённое с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей с определением размера долей по соглашению. Между тем действующее законодательство не устанавливает механизм контроля за исполнением обязательств по оформлению жилого помещения в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей. В этой связи Прокуратурой Республики Башкортостан[88] только в 2013 году в суд направлено 439 исковых заявлений о признании за детьми права собственности на помещения, приобретённых на средства материнского капитала. Данный законодательный пробел, возможно, урегулировать путём внесения в Федеральный закон дополнений, которые будут направлены на укрепление гарантий членов семей – получателей средств материнского капитала и упрощение процедуры направления указанных средств на улучшение жилищных условий. Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”[89] следующие изменения:
1) ч. 7 ст. 8 дополнить предложением следующего содержания: “В случае направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий территориальный орган Пенсионного фонда РФ направляет копии обязательств по оформлению жилых помещений в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, для регистрации обременения на объект недвижимости.”;
2) в ст. 10: а) в п. 3 ч. 1.1 слова “копии свидетельства о праве” заменить словами “копий документов, удостоверяющих право”; б) в п. 2 ч. 1. 3 слова “копии свидетельства о праве” заменить словами “копий документов, удостоверяющих права”.
На сегодняшний день во всех отраслях разработана и действует разветвлённая сеть нормативно-правовых актов, касающихся защиты интересов семей с детьми (в области образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры). Действует более 20 федеральных законов, в том числе Семейный,[90] Гражданский,[91] Уголовный[92] кодексы. Вместе с тем, действующая нормативно-правовая база имеет ряд значительных системных недостатков по сути и содержанию:
1. Все законы ориентированы на преодоление последствий семейного неблагополучия.
2. Сформированная система работы ориентирована не на развитие семейного благополучия, а на карательные действия в отношении детей и семей.
3. Мотивация органов, занимающихся семьями с детьми, направлена не на обеспечение благополучия, а на поиск и выявление различных категорий, находящихся в той или иной степени неблагополучия.
4. Действующая система санкций несовершенна как в части наказаний за неисполнение родителями обязанностей, так и в части организации работы с детьми в плане их социализации.
5. Действующие нормы “разбросаны” по различным актам и неудобны для использования особенно непосредственно гражданами, поскольку не отражают целостность системы защиты семей с детьми.
В РФ в последние годы продолжалась нормотворческая работа по обеспечению и защите прав семьи и детей. Приняты законодательные акты об охране здоровья граждан, об охране труда, указы Президента о помощи семье и детям, ряд других нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, защищающие права и интересы семьи и детей. Вместе с тем сохраняются нормы, неадекватные сложным социально-экономическим условиям перехода к рыночным отношениям, неспособные предотвратить их негативное воздействие на семейные отношения.