Российское образование на путях модернизации
Развитие человечества неизбежно ведет к приданию нового облика (обновлению) всем сферам общественной жизни. Модернизация образования — явление мировое: социально-экономические изменения, новые требования рынка труда, возрастающее значение знаний о культуре требуют соответствующих перемен в образовании. «Подобно тому как взрослый человек не может носить одежду, которая годилась ему в детстве, — писал один из видных деятелей просвещения США, — так и система образования не может противостоять требованию перемен в то время, когда все вокруг изменяется».
Необходимость модернизации системы российского образования, проводимой в начале XXI в., объясняется рядом факторов.
Во-первых, принципиальные изменения в мире и стране выдвигают перед образованием новые задачи:
— ускорение темпов развития общества требует подготов
ки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
— переход к постиндустриальному обществу, необходи
мость решения глобальных проблем в рамках международ
ного сотрудничества, расширение масштабов межкультурно
го взаимодействия выдвигают на первый план задачи
формирования творческого мышления, коммуникабельности
и толерантности;
— динамическое развитие экономики, рост конкуренции,
сокращение сферы неквалифицированного труда, глубокие
структурные изменения в сфере занятости определяют по
стоянную потребность в повышении профессиональной ква
лификации и переподготовке работников, росте их профес
сиональной мобильности.
Во-вторых, необходимы существенные изменения в целях и содержании образования, направленные на то, чтобы они отвечали социально-экономическим и политическим трансформациям в стране, современному уровню науки, техники, технологии, ориентировали на формирование фундаментальных знаний, постижение общей культуры; нацеливали на развитие личности обучающихся, индивидуальный подход к ним, повышение качества знаний.
В-третьих, надо от декларации о приоритетности образования перейти к ее практической реализации; от провозглашения всеобщности и доступности образования — к реальному воплощению этих принципов. Необходимо поднять социальный статус педагогов, чья оплата труда — одна из самых низких в стране, улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений.
Модернизация должна сочетать продуманные новации с уважительным отношением к несомненным достижениям российского (в том числе советского) образования, использовать мировой опыт с учетом особенностей развития страны.
Модернизация прежде всего направлена на выполнение главной задачи — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Назовем некоторые конкретные направления модернизации: разработка государственных стандартов среднего и высшего образования; разработка новых учебных программ; подготовка нового поколения учебников, которые могут поступить в школы лишь после их одобрения ведущими на-Учными учреждениями страны; проведение Единого государственного экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средних школах и вступительные в вузы; осу-
ществление профильного обучения в школе; развитие внешкольных форм образования (Интернет, библиотеки, дома творчества, спортивные школы и т. п.); улучшение финансового обеспечения образования и в связи с этим повышение социального статуса педагогов.
Модернизация образования вызвала широкий общественный интерес, активно обсуждаются проблемы доступности всех ступеней образования и повышения его качества. Назовем некоторые проблемы, относящиеся к общему среднему образованию:
— с какого возраста начинать обучение в школе: с 5, 6
или 7 лет;
— сколько классов должна охватывать начальная школа:
4, 5 или 6;
— нужна ли профильная школа (10—11 классы), каким
должен быть ее учебный план (например, нужны ли гума
нитарию математика и физика);
— целесообразно ли законодательное решение об обяза
тельном 11-летнем обучении;
— как улучшить работу сельских школ;
— нужно ли, по примеру многих развитых стран, пере
ходить к 12-летней школе.
В правительственных документах указывается: опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно потребности личности, общества и государства будут определять направления изменений и развития системы образования России.
■■Основные понятия:образование, непрерывное образование.
мины:модернизация, компетентность.
Проверьте себя
1) Что такое образование, чьим интересам оно должно отвечать? 2) Какие качества формирует образование у человека? 3) В чем состоит влияние образования на функционирование и развитие общества? 4) Охарактеризуйте взаимосвязь образования и культуры. 5) Каким образом образование способствует укреплению национальной безопасности России? 6) В чем выражается сущность и значение принципов «научиться самостоятельно добывать знания», «научиться работать»? 7) Охарактеризуйте основные тенденции развития образования в XXI в. 8) В чем заключается сущность опережающего развития образования, почему это необходи-
mo? 9) Каковы главные задачи модернизации образования России и как они выполняются?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Некоторые ученые полагают, что в образовании клю
чевыми понятиями являются «самоанализ», «самодисципли
на» и «самоконтроль». Как вы понимаете сущность назван
ных понятий, согласны ли вы с тем, что именно они
являются ключевыми? Свое мнение аргументируйте.
2. В современных дискуссиях об образовании иногда ис
пользуются такие словосочетания: знание-понимание, зна
ние-сочувствие, знание-размышление. Какое содержание, на
ваш взгляд, вкладывается в них, есть ли достаточные осно
вания для выделения этих характеристик знания?
3. Один из современных философов утверждает, что при
определении содержания образования нужно исходить из за
кона «технико-гуманитарного равновесия». Как вы понима
ете этот закон, как он может учитываться в общем образо
вании и при профессиональной подготовке в техникумах,
вузах?
4. В Российской Федерации государственные органы при
зывают работодателей участвовать в формировании и реали
зации образовательной политики. В чем, на ваш взгляд, мо
жет выражаться это участие и кому оно выгодно? Свое
мнение аргументируйте и конкретизируйте.
5. Ныне выпускники средних школ многих регионов РФ
сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В чем, на
ваш взгляд, состоят положительные стороны и недостатки
этой формы аттестации знаний? Целесообразно ли считать
ЕГЭ единственной формой школьных выпускных и вузов
ских вступительных экзаменов?
6. В России из года в год растет количество студентов
вузов. Однако многие выпускники долгое время не могут
найти работу по специальности. Вместе с тем остаются ва
кантными рабочие места, требующие лишь среднего проф
образования. В чем, по вашему мнению, причина этих яв
лений и какие меры общество и государство должны при
нять для упорядочивания подготовки специалистов различ
ных образовательных уровней?
7. В последние годы большое развитие получило платное
обучение. Чем это объясняется? Каковы социальные послед
ствия введения платного обучения? Каково, на ваш взгляд,
Должно быть соотношение между платным и бесплатным
обучением в вузах?
8. Опираясь на свой опыт, сформулируйте, что надо из
менить в школе для того, чтобы она обеспечивала высокое
качество знаний и учитывала интересы учащихся.
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из педагогических сочинений выдающегося русского педагога П. Ф. Каптерева.
Об истинно образованном человеке:
1. Это такой человек, который владеет не только разно
сторонним знанием, но и умением им распоряжаться, кото
рый не только знающ, но и сообразителен, у которого есть
царь в голове, единство в мыслях; который умеет не толь
ко думать, действовать, но и работать физически, и наслаж
даться красотой природы и искусства.
2. Это такой человек, который чувствует себя живым и
деятельным членом современного культурного общества, по
нимает тесную связь своей личности с человечеством, со
своим родным народом, со всеми прежними работниками на
поприще культуры, который по мере сил двигает человече
скую культуру вперед.
3. Это такой человек, который чувствует раскрытыми в
себе все свои способности и свойства и не страдает от внут
ренней дисгармонии своих стремлений.
4. Это человек физически развитый, с здоровыми органа
ми тела, с живым интересом к физическим упражнениям,
чувствительный и к радостям тела.
Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 435.
ЯШ Вопросы и задания к источнику. 1)Почему овладение разносторонними знаниями необходимо и вместе с тем недостаточно для образованного человека? 2) Что значит уметь распоряжаться своими знаниями? 3) Что значит быть «живым и деятельным членом современного культурного общества», по мере сил двигать вперед человеческую культуру? 4) Почему необходимо развитие всех своих способностей? 5) Раскройте связь здоровья, физического развития с образованностью человека.
Об этом спорят
Существуют две точки зрения на роль образования. Первая: образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая: образование должно не только «работать» на будущее, но и обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас. Какую точку зрения вы разделяете и почему? Ваше мнение аргументируйте.
§ 33. Роль религии в жизни общества
Вспомните:
что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?
В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделение всего сущего на мир земной и небесный, а также признание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.
Почему человек верит в сверхъестественное? Исследователи прошлого объясняли это, например, страхом перед непредсказуемостью и могуществом природы или глубоким невежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современному обществу? Философы, культурологи, социологи, психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что религия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социально значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.