Концепция государственности и история народа
Между теоретико-концептуальной интерпретацией государственности и писаной историей данного народа и его государства существует весьма жесткая взаимосвязь. В чем суть этой взаимосвязи?
История государства определенного народа есть результат научного познания одной из сторон прошлого данного народа, а именно государственно-правовых форм организации его жизни в их конкретности и хронологической последовательности от древности до современной эпохи. История государства является органической частью общей истории страны: она акцентирует внимание на зарождении и развитии форм и принципов организации ее населения как общности.
В то же время история того или иного государства, как и общая история создавшего его народа, не есть строгая наука; это - типичная область социально-гуманитарного знания, содержание которого неразрывно связано с социальными позициями, идейными установками познающего субъекта. В зависимости от того, кем и в каких условиях написана история государства данного народа, заведомо будут получены различные результаты с несовпадающими выводами и оценками. Как отмечают видные западные исследователи, «каждая эпоха с ее различными теориями совершенно по-новому подходит к изучению «одного и того же» предмета [4]» и «не надо думать, что хороший историк лишен страстей» [5]. Поэтому научные сочинения по истории того или иного народа и его государственности есть в то же время и идеологические произведения.
Приведенные положения означают, что история определенного народа и его государства могут излагаться в соответствия с заранее разработанной концепцией его государственное;™ либо теоретическая интерпретация государственности может осуществляться в процессе написания истории народа и его государства. В этом состоит глубинная суть взаимосвязи между историей определенного народа и концепцией его государственности.
На основе вышеизложенных методологических принципов рассмотрим закрепленные в официальной учебной литературе, а значит, и присутствующие в общественном сознании как положения национально-государственной идеологии представления: 1) о зарождении и становлении белорусской этнической общности; 2) развитии ее самосознания и формулировании белорусской национальной идеи; 3) значении для исторического развития белорусской общности вхождения в прошлом белорусских земель в состав различных государственных образований; 4) становлении и развитии белорусской национальной государственности.
Формирование белорусской этнической общности
Славянские общности на белорусских землях
Белорусская общность возникла не одномоментно, она появилась в результате этногенетических и политических процессов, происходивших на белорусских землях и смежных с Ними территориях на протяжении многих веков. Под термином «белорусские земли» будем понимать совокупность, первоначально слабо связанных между собой, территориальных единиц, в которых происходил процесс формирования и развития белорусского народа. Поэтому рассмотрению генезиса собственно белорусской общности должно предшествовать хотя бы краткое выяснение этногенетических процессов, в результате которых были созданы предпосылки для ее формирования.
Согласно данным современной археологической науки, территория нынешней Беларуси не входила в прародину человечества. Люди здесь появились свыше 40 тыс. лет до н.э., этническая принадлежность их пока остается невыясненной. Судя по финским названиям некоторых рек (Двина, Свирь), на этих землях в то время проживали уральские племена финно-угорской ветви. В III- II тыс. до н.э. здесь появляются первые группы индоевропейцев, среди которых преобладало балтское население - предки современных латышей и литовце». Название «балты» образовано по аналогии с Балтийским Морем, как общее название для народов, говорящих на «балтийских» языках: древних прусов, литовцев, латышей, шелонян. В настоящее время сохранились только литовский и латышский языки [6].
Современную этническую карту Европы предопределило Великое переселение народов — массовое передвижение европейских и азиатских племен во II—VII вв. н.э. Этот процесс повлиял и на этнический состав территории будущей Беларуси. Сюда с IV в. стали проникать группы славян — так называлась совокупность близкородственных племен — носителей своеобразной земледельческой культуры. Они были известны задолго до нашей эры.
Славяне
Славяне - самая крупная в Европе группа народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. Большинство исследователей приходят к выводу, что прародиной славян является территория Центральной и Восточной Европы, ограниченной с запада верховьями Одера и Вислы, с севера - рекой Припять, с юга - верховьями Днестра, Южного Буга и бассейном Роси, с востока - Средним Приднепровьем и Верховьем Оки.
В результате расселения славян и последующих этно-политических процессов постепенно образовалось три группы - восточные (белорусы, русские, украинцы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы-мусульмане, славяне). Первоначально каждая из них состояла из особых племенных общностей. Среди восточных славян уже в V в. известны дулебы; позднее в «Повести временных лет» названы поляне, северяне, древляне, уличи, тиверцы, хорваты, бужане, волыняне, дреговичи, кривичи, радимичи, вятичи и др. В последующие столетия территория расселения славян претерпела существенные изменения.
Этническое и политическое развитие славян претерпело сложную историю. Во второй половине I тыс. возникли древнейшие славянские государства: первое Болгарское царство, Великоморавское государство, Древнерусское государство и др. Одновременно стали формироваться средневековые славянские народности: поляки, чехи и словаки (западные славяне); словенцы, сербы, хорваты и болгары (южные славяне); результатом процесса ассимиляции восточных славян явилась древнерусская народность. В настоящее время славяне составляют основную часть населения Болгарии, Беларуси, Боснии, Македонии, Польши, России, Словакии, Словении, Сербии, Черногории, Украины, Хорватии, Чехии; живут также в Германии. Общая численность славянских народов составляет ныне более 300 млн человек
Источники: Беларуская энцыклапедыя: у 18т. Мінск, 1996. Т. 2. С. 261; Гимбутас, М. Балты. Люди янтарного моря /М. Гимбутас. М., 2004. С. 24; Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. М., 2003. С. 26.
Массовое расселение славян в балтском ареале происходит в VIII - IX вв. К X в. славяне заселили большую часть современной Беларуси, хотя островки балтского населения среди массивов славянских территорий продолжали существовать еще весьма длительное время. Большинство исследователей полагают, что славяне проникли сюда с юга, из области Среднего Поднепровья. Однако некоторые историки считают возможным проникновение славян в Верхнее Поднепровье и Подвинье северным путем со стороны славянского балтийского Поморья.
Проникновение славян на белорусские земли явилось мощным фактором, вызвавшим к жизни новые этногенетические процессы. Взаимодействие славян с балтскими племенами было сложным, противоречивым, хотя и носило в основном мирный характер. Большая часть балтского населения была ассимилирована славянами; другая его часть вытеснена на северозапад, в Прибалтику, где стала участником формирования литовского и латышского этносов; третья часть продолжала оставаться на своих прежних местах. Ассимиляция этих групп балтов славянами на территории Беларуси продолжалась до XII—XIII вв. и даже позже. В ходе славянизации аборигенов славяне в той или иной мере изменяли и свой этнический облик.
В процессе расселения славянские племена объединялись в более крупные общности - союзы племен. На территории Беларуси летописи называют несколько этнических общностей, которые рассматриваются учеными как племенные союзы. Обычно в учебниках по истории указываются три такие общности - дреговичи, радимичи и кривичи. Но если подходить к этому вопросу более точно, то частично на белорусских землях располагались также волыняне, древляне и северяне. Что касается кривичей, то большую часть территории их расселения составляли земли, ныне входящие в состав России. Исторически сложилось так, что одна часть кривичей группировалась вокруг Полоцка, а другая - вокруг Смоленска. Поэтому в современной литературе первых называют полоцкими кривичами, вторых — смоленскими кривичами.