Концепция государственности и история народа

Между теоретико-концептуальной интерпретацией государственности и писаной историей данного народа и его государства существует весьма жесткая взаимосвязь. В чем суть этой взаимосвязи?

История государства определенного народа есть результат научного познания одной из сторон прошлого данного народа, а именно государственно-правовых форм организации его жизни в их конкретности и хронологической последовательности от древности до современной эпохи. История государства является органической частью общей истории страны: она акцентирует внимание на зарождении и развитии форм и принципов организации ее населения как общности.

В то же время история того или иного государства, как и общая история создавшего его народа, не есть строгая наука; это - типичная область социально-гуманитарного знания, содержание которого неразрывно связано с социальными позициями, идейными установками познающего субъекта. В зависимости от того, кем и в каких условиях написана история государства данного народа, заведомо будут получены различные результаты с несовпадающими выводами и оценками. Как отмечают видные западные исследователи, «каждая эпоха с ее различными теориями совершенно по-новому подходит к изучению «одного и того же» предмета [4]» и «не надо думать, что хороший историк лишен страстей» [5]. Поэтому научные сочинения по истории того или иного народа и его государственности есть в то же время и идеологические произведения.

Приведенные положения означают, что история определенного народа и его государства могут излагаться в соответствия с заранее разработанной концепцией его государственное;™ либо теоретическая интерпретация государственности может осуществляться в процессе написания истории народа и его государства. В этом состоит глубинная суть взаимосвязи между историей определенного народа и концепцией его государственности.

На основе вышеизложенных методологических принципов рассмотрим закрепленные в официальной учебной литературе, а значит, и присутствующие в общественном сознании как поло­жения национально-государственной идеологии представле­ния: 1) о зарождении и становлении белорусской этнической общности; 2) развитии ее самосознания и формулировании бе­лорусской национальной идеи; 3) значении для исторического развития белорусской общности вхождения в прошлом бело­русских земель в состав различных государственных образова­ний; 4) становлении и развитии белорусской национальной го­сударственности.

Формирование белорусской этнической общности

Славянские общности на белорусских землях

Белорусская общность возникла не одномоментно, она появилась в результате этногенетических и политических про­цессов, происходивших на белорусских землях и смежных с Ними территориях на протяжении многих веков. Под терми­ном «белорусские земли» будем понимать совокупность, пер­воначально слабо связанных между собой, территориальных единиц, в которых происходил процесс формирования и развития белорусского народа. Поэтому рассмотрению генезиса собственно белорусской общности должно предшество­вать хотя бы краткое выяснение этногенетических процес­сов, в результате которых были созданы предпосылки для ее формирования.

Согласно данным современной археологической науки, тер­ритория нынешней Беларуси не входила в прародину челове­чества. Люди здесь появились свыше 40 тыс. лет до н.э., этни­ческая принадлежность их пока остается невыясненной. Судя по финским названиям некоторых рек (Двина, Свирь), на этих землях в то время проживали уральские племена финно-угорской ветви. В III- II тыс. до н.э. здесь появляются первые группы индоевропейцев, среди которых преобладало балтское население - предки современных латышей и литов­це». Название «балты» образовано по аналогии с Балтийским Морем, как общее название для народов, говорящих на «балтий­ских» языках: древних прусов, литовцев, латышей, шелонян. В настоящее время сохранились только литовский и латыш­ский языки [6].

Современную этническую карту Европы предопределило Великое переселение народов — массовое передвижение евро­пейских и азиатских племен во II—VII вв. н.э. Этот процесс повлиял и на этнический состав территории будущей Беларуси. Сюда с IV в. стали проникать группы славян — так называлась совокупность близкородственных племен — носителей своеоб­разной земледельческой культуры. Они были известны задолго до нашей эры.

Славяне

Славяне - самая крупная в Европе группа народов, объединенная бли­зостью языков и общностью происхождения. Большинство исследователей приходят к выводу, что прародиной славян является территория Централь­ной и Восточной Европы, ограниченной с запада верховьями Одера и Вислы, с севера - рекой Припять, с юга - верховьями Днестра, Южного Буга и бассей­ном Роси, с востока - Средним Приднепровьем и Верховьем Оки.

В результате расселения славян и последующих этно-политических про­цессов постепенно образовалось три группы - восточные (белорусы, рус­ские, украинцы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южные (бол­гары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы-мусульмане, славяне). Первоначально каждая из них состояла из особых пле­менных общностей. Среди восточных славян уже в V в. известны дулебы; позднее в «Повести временных лет» названы поляне, северяне, древляне, уличи, тиверцы, хорваты, бужане, волыняне, дреговичи, кривичи, радимичи, вятичи и др. В последующие столетия территория расселения славян претер­пела существенные изменения.

Этническое и политическое развитие славян претерпело сложную исто­рию. Во второй половине I тыс. возникли древнейшие славянские государ­ства: первое Болгарское царство, Великоморавское государство, Древне­русское государство и др. Одновременно стали формироваться средневековые славянские народности: поляки, чехи и словаки (западные славяне); словенцы, сербы, хорваты и болгары (южные славяне); результатом процесса ассимиляции восточных славян явилась древнерусская народность. В на­стоящее время славяне составляют основную часть населения Болгарии, Бе­ларуси, Боснии, Македонии, Польши, России, Словакии, Словении, Сербии, Черногории, Украины, Хорватии, Чехии; живут также в Германии. Общая численность славянских народов составляет ныне более 300 млн человек

Источники: Беларуская энцыклапедыя: у 18т. Мінск, 1996. Т. 2. С. 261; Гимбутас, М. Балты. Люди янтарного моря /М. Гимбутас. М., 2004. С. 24; Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. М., 2003. С. 26.

Массовое расселение славян в балтском ареале происходит в VIII - IX вв. К X в. славяне заселили большую часть современной Беларуси, хотя островки балтского населения среди масси­вов славянских территорий продолжали существовать еще весьма длительное время. Большинство исследователей по­лагают, что славяне проникли сюда с юга, из области Сред­него Поднепровья. Однако некоторые историки считают возможным проникновение славян в Верхнее Поднепровье и Подвинье северным путем со стороны славянского балтий­ского Поморья.

Проникновение славян на белорусские земли явилось мощным фактором, вызвавшим к жизни новые этногенетические процессы. Взаимодействие славян с балтскими племе­нами было сложным, противоречивым, хотя и носило в основ­ном мирный характер. Большая часть балтского населения была ассимилирована славянами; другая его часть вытеснена на северозапад, в Прибалтику, где стала участником формиро­вания литовского и латышского этносов; третья часть продол­жала оставаться на своих прежних местах. Ассимиляция этих групп балтов славянами на территории Беларуси продолжа­лась до XII—XIII вв. и даже позже. В ходе славянизации абори­генов славяне в той или иной мере изменяли и свой этниче­ский облик.

В процессе расселения славянские племена объединялись в более крупные общности - союзы племен. На территории Бе­ларуси летописи называют несколько этнических общностей, которые рассматриваются учеными как племенные союзы. Обычно в учебниках по истории указываются три такие общ­ности - дреговичи, радимичи и кривичи. Но если подходить к этому вопросу более точно, то частично на белорусских зем­лях располагались также волыняне, древляне и северяне. Что ка­сается кривичей, то большую часть территории их расселения составляли земли, ныне входящие в состав России. Истори­чески сложилось так, что одна часть кривичей группирова­лась вокруг Полоцка, а другая - вокруг Смоленска. Поэтому в современной литературе первых называют полоцкими кри­вичами, вторых — смоленскими кривичами.

Наши рекомендации