Молодежная субкультура
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу — субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контркультура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько характер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.
В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные черты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровесниками возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными общественными молодежными организациями).
Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.
Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. Единообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в общем потоке молодежных движений.
Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и молодых рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человеческого общежития (колонии хиппи).
В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятельным направлением стало рок-движение, объединенное, помимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, пацифизмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-
5*
стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.
Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спортивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например экологическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стремятся усилить политические партии. Свои молодежные подразделения имеют партии разной направленности.
Есть молодежные группы, бросающие вызов общественному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, совершаются и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки), например группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из радикальных группировок, выражающая антиобщественные националистические, порой профашистские взгляды, — это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак — бритая голова. Особенность поведения — открытая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) нередко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).
Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося поведения — преступность, к сожалению, встречается в молодежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы знаете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.
Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Проиллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились рядом с ним. В течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых парней в разных штатах попытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению
сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: молодые люди в различных регионах страны стали объединяться в свои «бригады», имеющие явно криминальную направленность.
Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.
ИИ Основные понятия:молодежь как социальная группа.
ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.
1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социальной группы стали рассматривать лишь с переходом к индустриальному обществу? 2) Каковы основные психологические особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека? 5) Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединениям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной молодежной субкультуры.
I юдумаите, оосудите, сделайте
1. Некоторые представители старшего поколения счита
ют, что значительная часть современной молодежи не жи
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит
ся, а делает вид.
Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.
2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
Главная причина — неприятие образа жизни родителей, ко
торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
«зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа
цию.
3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель
ных регионах молодые безработные составляют половину
всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?
4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про
фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
смысле слова», — пишет социолог. Согласны ли вы с этим
выводом? Почему?
5. Сравните два определения понятия «молодежь», при
веденные в современных научных изданиях:
«Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции».
«Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».
Противоречат ли эти определения друг другу или дополняют одно другое? Свой вывод поясните.
6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.
Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурентные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893—1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.
Молодежь— один из скрытых ресурсов общества
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в следующем: стабильно ли значение молодежи в обществе? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слишком старым для работы, и требуется только молодежь. Общества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в группы и движения, которые влияют на ход событий... Проблема состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь — это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность...
Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы молодежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые развиваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность таким статичным, медленно меняющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обществами, добивающимися изменений с помощью реформ и революций. И в том и в другом случае это должна быть молодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которое старшее поколение признает лишь теоретически.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. — С. 454—455.
Вопросы и задания к источнику. 1)Как, по мнению автора, различаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи? 2) Приведите примеры существовавших в разных странах молодежных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством. 3) Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и реформ выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привлекая известные вам факты прошлого и современности.