Форма Древнерусского государства. Государственный строй Древней Руси. Десятичная и дворцово-вотчинная система управления

Форма государства — это способ организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства и методы осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Древнерусское государство по форме правления было раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Фигура князя родилась из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга. Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без того, чтобы выслушать мнения приближенных. Так сложился Совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжи мужи. Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды (съезды верхушки феодалов), решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела. Великие князья, а затем и удельные при обсуждении жизненно важных вопросов совещались не только с боярами, но и с широким собранием городских жителей — вече. Обыкновенно на вече по звону колокола сходились все свободные взрослые люди (мужчины) города. Дело докладывалось вече или князем, или «старейшинами града», выборными властями города. Свое мнение вече высказывало криком. Для решения дела требовалось, чтобы все согласились с предложением. Отдельные голоса не брали в расчет, а «на глаз» убеждались, что нет заметных возражений против господствующего мнения. В большинстве городов вече собиралось редко. По мере феодализации общества вече утрачивает свое значение.

По форме правления древнерусское государство - раннефеодальное монархия. По форме гос. устройства - единое гос-во, основанное на тимократической основе (власть военных). Государство делилось на княжества. Во главе стоял князь (Сюзерен), остальные вассалы Великого князя. Система сюзеренитета-вассалитета - отличительная черта раннефеодальной монархии.

Князь - государственный орган. Происхождение княжеской Власти по наследству и по избранию.

Функции Великого князя:

1) военная (князь - полководец)

2) финансовая, сбор дани (полюдье, судебные пошлины, штрафы за уголовные преступления)

3) организатор внешней и внутренней торговли

4) внешнеполитическая деятельность

5) управление делами церкви (церковь подчинена гос-ву). Церковь содержалась за счет церковной десятины (Церковный Устав Владимира)

6) Управление своей вотчиной (Особенная система управления - дворцово-вотчинная, существовала до приказной системы (конец XV - нач. XVI в.)). Центр управления - княжеский двор, не существовало деления на высшие и местные органы управления.

7) Поддержание государственного единства страны.

Функции совета при князе

Совет при Князе(свидетельствует о неустойчивости статуса Великого Князя) - эпизодический созыв, не имеющий постоянного состава, собирается по мере необходимости. Здесь решались вопросы мира и войны, принятие законодательства.

Функции древнерусского вече

Вече - народное собрание (слабость верховной власти, отсутствие аппарата принуждения в стране - не было регулярной армии). Прокопий (VI В): «Славяне жили в народоправстве». В гос. период летопись упоминает о Белгородском вече. В вече участвовали свободные жители. Оно проходило в старших городах. Вопросы, решаемые на вече, дублировали Совет при князе.

1) Вопросы войны и мира. «Единение всех на вече означало мнение большинства, кот. Заставляло молчать меньшинство».1147 г. - Киевское вече отказывает князю идти против Юрия Долгорукого. Иногда созывалось 2 вече (в зависимости от вопросов).

2) Призвание и смещение князей (1068 г. - был изгнана Изяслав).

3) Судебная

4) управленческая (назначение, смещение чиновников). 1146 г. - потребовали от князя отстранить тиунов киевских и назначить новых.

Функции феодальных съездов

Феодальные съезды (с сер. XI в. в период обнаружения тенденции к распаду гос-ва)

- общеземские (все князья)

- смесные съезды (региональные).

Вопросы:

1) Охрана торговых путей

2) война и мир

3) принятие законодательства

Местные органы гос. власти и управлениябыли созданы в городах и волостях. Представители: волостели и наместники. Основная функция - сбор дани, судебные функции, наблюдали за порядком, борьба с разбоями. Достаточно обширные полномочия. Содержались за счет кормов (до 1555г.) 1497 г. - Судебник ограничивает подсудность кормленщиков.

Судебной системы не было в Др. государстве. Впервые суды появились в 1864 г. (Независимые суды). Отсутствовала регулярная армия. Были: дружина и ополчение.

Наши рекомендации