Вопрос 27. Виды государственных служащих. Общие условия прохождения государственной службы
Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (ФЗ «О системе государственной службы РФ»).
Государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета субъекта РФ.
Иностранные граждане могут поступать на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин (на них распространяются положения ФЗ, определяющие правовые основы государственной службы).
Нанимателем федерального государственного служащего является РФ (нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ – субъект РФ).
Классификация государственных служащих:
1) в соответствии с конституционным принципом разделения властей:
а) государственные служащие органов законодательной власти (руководители аппарата и секретариата, их помощники, советники, начальники управлений, отделов);
б) государственные служащие органов исполнительной власти (90% государственных служащих);
в) государственные служащие органов судебной власти (аппараты судов и специальные органы (Судебный департамент при ВС РФ, Федеральная служба судебных приставов));
2) по масштабу деятельности органов государственной власти:
а) федеральные государственные служащие;
б) государственные гражданские служащие субъектов РФ;
3) по функциональному предназначению и особенностям службы по ее видам:
а) государственные гражданские служащие;
б) военнослужащие;
в) сотрудники правоохранительной службы.
4) по объему должностных полномочий и ответственности:
а) должностные лица;
б) служащие, не являющиеся должностными лицами;
5) по званиям (характеризуют их правовое положение) (гражданским служащим присваиваются классные чины гражданской службы и дипломатические ранги, военнослужащим – воинские звания, сотрудникам правоохранительной службы – классные чины и специальные звания) – отличают государственных служащих и характеризуют их должностное положение;
6) по сроку службы:
а) назначаемые на должности государственной службы на неопределенный срок;
б) назначаемые на должности государственной службы на определенный срок (также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования, на определенный срок после его окончания);
Поступление на гражданскую и правоохранительную службу и ее прохождение гражданами РФ осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы осуществляется (гражданами РФ – по призыву и в добровольном порядке (по контракту), иностранными гражданами – по контракту).
Общие условия поступления граждан на государственную службу по контракту определены ФЗ «О системе государственной службы РФ». По контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного ФЗ о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.
Служебный контракт – соглашение между конкретным представителем (РФ, субъекта РФ) нанимателя и конкретным гражданином (иностранным гражданином) поступающим на государственную службу (определяет права, обязанности и ответственность сторон).
Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину возможность замещения определенной должности соответствующего вида государственной службы в соответствии с законодательством, своевременно выплачивать денежное содержание, предоставлять определенные государственные гарантии. Гражданин, поступающий на государственную службу, при заключении контракта обязуется лично исполнять должностные обязанности в установленном порядке.
Условия контрактов, порядок их заключения, основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с ФЗ о виде государственной службы. Контракт может заключаться на: неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования; на определенный срок после его окончания
Способы замещения должностей государственной службы:
1) На конкурсной основе.
Конкурс – атрибут эффективной государственной службы (позволяет отобрать из числа претендентов наиболее достойных) (заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия квалификационным требованиям). Претендовать на участие в конкурсе может гражданин (18 – 65 лет), изъявивший такое желание (должен предоставить документы согласно перечню).
Конкурс проводится в 2 этапа (на 1-ом извещается о проведении конкурса и его условиях, осуществляется сбор документов; на 2-ом конкурсная комиссия оценивает кандидатов). Решение принимается в отсутствие кандидатов (является основанием для назначения на должность или отказа).
2) Без проведения конкурса (путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной для них номенклатуры должностей государственной службы). Конкурс не проводится:
а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники»
б) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение и освобождение от которых осуществляют Президент РФ и Правительство;
в) при заключении срочного служебного контракта;
г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья, при реорганизации или ликвидации государственного органа или сокращении должности гражданской службы;
д) при назначении на должность государственного служащего гражданина, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Конкурс может не проводиться:
а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
б) по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Прохождение гражданской службы включает:
1) назначение на должность;
2) присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания;
3) аттестацию или квалификационный экзамен;
4) другие обстоятельства.
При поступлении на государственную службу гражданин представляет требуемые документы о себе (подлежат проверке в установленном порядке).
Замещение должности государственной службы подлежит юридическому оформлению (оформление и заключение служебного контракта; издание акта о назначении гражданина на указанную должность – юридический факт, порождающий государственно-служебные отношения между сторонами, подписавшими контракт). Соглашением сторон может быть обусловлено испытание государственного служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности.
Общие условия присвоения, сохранения чинов, рангов, званий:
1) последовательное присвоение;
2) присвоение чина в соответствии замещаемой должностью;
3) досрочное присвоение в качестве меры поощрения;
4) сохранение присвоенного при освобождении от замещаемой должности или увольнении с государственной службы.
Лишение чина, ранга, звания возможно только по решению суда. Их соотношение устанавливается указами Президента РФ.
Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему:
1) не имеющему классного чина, первого классного чина по замещаемой должности;
2) очередного классного чина по замещаемой должности;
3) классного чина после назначения на более высокую должность.
Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией по решению представителя нанимателя (на его основании представитель нанимателя принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина служащему или направляет представление о присвоении ему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ).
Аттестация государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных служб проводится в соответствии с положениями, установленными указом президента РФ, министра обороны РФ, другими НПА.
Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности (проводится 1 раз в 3 года, может проводиться внеочередная аттестация).
Аттестационная комиссия рассматривает документы, заслушивает сообщения аттестуемого, оценивает профессиональную деятельность гражданского служащего на основании его соответствия квалификационным требованиям, его участия в решении поставленных задач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности.
В течение 1 месяца после аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя, в соответствии с которым гражданский служащий (подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; понижается в должности).
Прекращение служебного контракта, освобождение от занимаемой должности, увольнение со службы.
Общие основания расторжения служебного контракта (соглашение сторон; истечение срока его действия; расторжение по инициативе одной из сторон).
Вне зависимости от воли сторон служебный контракт приостанавливается с освобождением служащего от замещаемой должности гражданской службы с включением его в кадровый резерв (в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу, избранием или назначением на выборную должность).
Служебный контракт может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в случаях:
1) несоответствия служащего занимаемой должности гражданской службы;
2) по состоянию здоровья;
3) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
4) неоднократного неисполнения служащим без уважительных причин должностных обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания;
5) однократного грубого нарушения должностных обязанностей;
6) разглашения сведений, составляющих государственную тайну;
7) совершения хищения;
8) выхода из гражданства РФ.