Брак и семья по римскому праву


Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. мужчины строго контролировали мораль жён. в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём. Если желавшие заключить брак находились во власти главы семьи, им нужно было получить его разрешение. Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, в целях укрепления политического или торгового партнёрства. Юридический характер браку придавала моральная сторона, а не формальная и не физическая. Возраст. Девочки могли быть отданы замуж с достижением совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет мальчики в 14 лет . Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни. Предпосылки для вступления брага:1) Родственные связи. Супруги не должны были состоять в родстве. Также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями.

2) Согласие. Для заключения брака требовалось согласие отца семьи.

3) Статус. Право заключать брак имели лишь свободные римские граждане. Брак был запрещён лицам, занимавшим определённые должности и имевшим определённый статус: например, опекуну и подопечным, магистратам провинций во время исполнения должности, солдатам и иноземцам, рабам.

Во времена республики для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Римское уголовное право. Суд и процесс.

Никакой кодификации римского уголовного права не существовало. Оно складывалось из массы законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената. Значительное число уголовных законов было издано по инициативе (приказу) диктаторов и императоров.

Наибольшее внимание римский законодатель уделял преступлениям против государства (государственная измена, «оскорбление величия римского народа») и порядка управления (взяточничество, присвоение казенных денег, хищение государственного имущества и т. п.). Виновные в этих преступлениях наказывались по преимуществу смертной казнью, ссылкой. Сами наказания носили сословный характер: за одно и то же преступление, например, намеренное повреждение межи, рабов ссылали на верную смерть в рудники, члены низших сословий приговаривались к каторжным работам, нобили и всадники отделывались штрафом или ссылкой. В случаях осуждения к смертной казни знатных и солдат казнили мечом, незнатным угрожало сожжение, закапывание живыми в землю, разрывание телегами и пр. Рабов распинали на крестах.

В теории римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное преступление, подстрекательство, соучастие и пр. Неосторожное убийство как и неосторожный поджог влекли по общему правилу меньшее наказание, меньшую ответственность по сравнению с теми же действиями, совершенными по злому умыслу.

Древнейшей формой римского судебного процесса по частным искам был т.н. легисакционный процесс (от legis aсtiones - иски, основанные на законе).

С течением времени легисакциониый процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору.

Уголовные дела рассматривались в магистратно-комициальный процессе, который велся высшим магистратом с участием народного собрания в качестве обязательной апелляционной инстанции. Магистратно-комициальный процесс предполагал несколько обязательных стадий: приглашение к суду, выяснение обстоятельств содеянного, приговор магистрата, обращение к общинному суду за утверждением приговора, решение народного собрания; все стадии проходили в точно регламентированных формальных процедурах.

Другой формой уголовного процесса был магистратский публичный процесс, который велся единолично уполномоченным должностным лицом (курульным магистратом) в случае специальных обвинений против особых категорий лиц. В этой форме велись дела по воинским преступлениям; рассматривались обвинения против женщин-римлянок (если это не находилось в пределах административно-полицейских полномочий эдила), против неримских граждан; рабов, а также (в период феодализации) сословно неполноправных лиц. При рассмотрении дел единолично магистратом допускалась только самозащита обвиняемого, порядок разбора дела не регулировался никакими формальными процедурами.

24.Наследование по Римскому праву


Наследованием называется переход имущества умершего лица одному или нескольким лицам. Наследование универсально: наследник принимает все права и обязательства, входящие в состав наследства. Римское право знало, од-нако, и так называемые сингулярное преемство, т.е. предоставление наследнику отдельных прав (так называемые легаты или отказы).

В процессе наследования важно различать два момента времени: момент открытия наследства (совпадающий со смертью наследодателя) и момент вступления в наследство (совпадающий со словами или действиями наследника, выражающими волю к принятию наследства).

Наследование в Риме было возложено по завещанию или по закону.

Завещанием в римском праве признавалось не всякое распоряжение на случай смерти, а лишь то, которое содержало назначение наследника. Такое назначение должно было стоять в начале завещания. Завещание – это сделка односторонняя, так как оно выражает волю только одной стороны – завещателя (наследодателя). Для того, чтобы завещание было, признано действительным, требовался ряд условий: 1) завещатель не должен был быть недееспособным; 2) для составления завещания требовалось присутствие семи свидетелей, независимо от того, было завещание письменным или устным; 3) назначение наследника должно было быть сделано лично самим завещателем, притом ясно и точно; 4) наследником мог быть назначен лишь тот, кто был способен стать в настоящий момент или по истечении времени наследником.

Наследование по закону наступало в следующих случаях: а) если наследник по завещанию по той или иной причине не вступил в наследство; б) если завещание не было признано действительным; в) если после умершего лица вообще не осталось завещания.

При наследовании по закону важно было определение очереди наследования.

По «Законам XII таблиц» первоочередными наследниками признавались дети, внуки наследодателя, непосредственно ему подвластные. На втором месте стояли агнатские родственники. На третьем месте стояли все когнатские родственники до 6-ой степени родства. И только на четвертом месте был переживший супруг.

25. Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме.

Легисакционный процесс представляет собой самую первую и древнюю форму процесса, который рассматривал гражданские иски.
В римском праве выделялось две стадии легисакционного процесса:
1) in iure – стороны являлись в определенный день к магистрату и в его присутствии осуществляли ряд формально определенных действий, где истец предъявлял к ответчику свои требования, а ответчик – свои возражения.
Если предметом спора выступала вещь, то ее необходимо было принести с собой. После совершения указанных действий начинался сам процесс, который протекал в форме борьбы за спорную вещь.
Истец и ответчик налагали на вещь определенную палочку (вендикту), при этом они должны были произнести формулу и фразу, установленные обычаем. Спор проигрывал тот, кто первый ошибется в произношении. Если ни одна из сторон не ошибалась, то вносился денежный залог. Сторона, выигравшая спор, получала залог обратно, а залог проигравшей стороны обращался в пользу казны. После этого первая стадия процесса заканчивалась, и магистрат назначал судью для рассмотрения дела;
2) in iudicio. Судья рассматривал дело по существу и выносил соответствующее решение. Сторона, не явившаяся в суд, проигрывала дело. Вынесенное судом решение вступало в законную силу немедленно и обжалованию не подлежало.
В результате развития торговых отношений и торгового оборота возникла необходимость в упрощении и изменении судебного процесса. Поэтому на смену легисакционного процесса пришел формулярный.
Формулярный процесс также состоял из двух частей. Производство в первой инстанции заканчивалось вручением претором истцу записки, адресованной судье. В записке претор указывал на обстоятельства, при наличии которых иск подлежал удовлетворению. Записка носила название формулы и была обязательна для судьи.
Формула состояла из следующих частей:
вводной, интенции, кондемнации, экцерпции, прескрипции.
Судебное разбирательство формулярного процесса было несколько упрощенным. Решение суда вступало в законную силу немедленно и не подлежало обжалованию.
В I–II вв. н. э. часто имели место случаи, когда судебное разбирательство осуществлялось только магистратом. Подобный экстраординарныйпорядок вытеснил другие виды процесса и ввел новый процесс – экстраординарный. Данный вид процесса состоял из одной части и полностью велся одним лицом.
Возбуждение дела осуществлялось по жалобе истца. Ответчик вызывался в суд магистратом. Принятое по делу решение подлежало обжалованию, и спор мог продолжаться несколько лет, переходя из одной инстанции в другую. Наиболее важные дела решались императором лично.

26. Особенности возникновения государства у франков. Государственный строй раннефеодальной монархии франков.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей - Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием. Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа:

1) VI-VII вв. - период монархии Меровингов и 2) VIII в. - первая половина IX в. - период монархии Каролингов.

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства.В марке(крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей, формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости "слабого" от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей.

Государственный строй
В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе - определялось развитием органов вотчинного управления, третье - было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).
Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.

Наши рекомендации