Виды (классификация) трудовых споров
Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям.
1. по спорящим субъектам:
- индивидуальные трудовые споры - когда они затрагивают интересы отдельных работников;
- коллективные трудовые споры - когда затронуты интересы всего трудового коллектива (например, невыполнение работодателем коллективного трудового договора) или его части (отдельного структурного подразделения).
2. по правоотношениям, из которых они возникают (вытекают из предмета трудового права):
- возникающие вследствие правонарушения трудовых отношений (например, но невыплате зарплаты, о незаконном увольнении, задержке выдачи трудовой книжки и др.);
- возникающие из правонарушения отношений, непосредственно связанных с трудовыми, т. е.:
- возникающие из-за нарушения отношений по организации и управлению трудом;
- возникающие из-за нарушения отношений по трудоустройству у данного работодателя;
- возникающие из-за нарушения социально-партнерских отношений
- возникающие из-за нарушения отношений по участию работников (их представительных органов) в управлении организацией;
- возникающие из-за нарушения отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации у данного работодателя;
- возникающие из-за нарушения отношений по материальной ответственности сторон трудового договора;
- возникающие из-за нарушения отношений по надзору и контролю;
- возникающие из-за нарушения отношений по разрешению трудовых споров;
- возникающие из-за нарушения отношений по обязательному социальному страхованию;
3. по характеру спора:
- споры о применении норм трудового законодательства;
споры об установлении или изменении существующих условий труда;
4. по предмету спора:
- споры о признании права, нарушаемого другой стороной трудового договора;
- споры о присуждении выплат и возмещения вреда;
5. по способу его разрешения:
- исковые споры;
- споры неискового характера.
7. Профилактика трудовых споров на современном этапе развития российского общества.
Предупреждение трудовых правонарушений – это одновременно профилактика трудовых споров.
Предупреждение трудовых правонарушений – это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий возникновения трудовых споров.
Предупреждение трудовых правонарушений должно отвечать принципам законности, демократизма, гуманности и справедливости, научности.
Законность деятельности по предупреждению трудовых правонарушений предполагает наличие и качественное развитие правовой базы, неуклонное соблюдение ее требований.
Демократизм в профилактике трудовых правонарушений означает, что она осуществляется: под контролем органов законодательной, исполнительной и судебной власти соответствующего уровня; при непосредственном участии и под контролем представительных органов работников, прежде всего профессиональных союзов; с учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.
Гуманизм и справедливость профилактической деятельности проявляются в том, что: лица, в отношении которых она проводится, рассматриваются как субъекты взаимодействия с органами профилактики; ставится задача возможно раньше выявить и предупредить дальнейшее развитие конфликта в сфере труда, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества и государства; профилактическое воздействие начинается с мер, наиболее щадящих, и лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию.
Научность как принцип профилактики означает всемерный учет научных достижений в данной сфере, и в первую очередь такой молодой дисциплины, как конфликтология.
8. Система и содержание принципов рассмотрения трудовых споров.
1. Принцип обеспечения защиты трудовых прав сторон трудового договора означает, что государство в лице своих уполномоченных органов должно предусмотреть создание такой системы рассмотрения трудовых споров, которая гарантировала бы участникам трудовых отношений реальную возможность обращения в соответствующие юрисдикционные органы в максимально удобном варианте.
2. Принцип обеспечения законности при рассмотрении и разрешении трудовых споров предполагает обязанность сторон спора и органа, рассматривающего данный спор, неуклонно соблюдать в процессе рассмотрения и разрешения трудового спора нормы материального и процессуального законодательства.
3. Принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споров основан на том, что стороны трудовых отношений обязаны выполнять требования трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и взаимные обязательства.
4. Принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры.
5. Принцип обеспечения гласности при рассмотрении и разрешении трудовых споров подразумевает открытый характер заседаний юрисдикционных органов, на которых рассматриваются трудовые споры, возможность присутствия на них всех заинтересованных и желающих лиц.
6. Принцип обеспечения объективности и полноты исследования материалов и доказательств базируется на том, что трудовые споры должны рассматриваться с учетом общих принципов гражданского судопроизводства, в частности, на основе всестороннего изучения всех предоставленных сторонами материалов и доказательств, проверки соответствия юридических фактов законодательству, исключения субъективного подхода.
7. Принцип бесплатности рассмотрения трудовых споров.
8. Принцип быстроты рассмотрения трудовых споров обеспечивается сокращенными сроками по сравнению с другими спорами гражданско-правового характера.
9. Принцип обеспечения реального исполнения решений по трудовым спорам предоставляет возможность принудительного исполнения вынесенного решения, в том числе через институт судебных приставов-исполнителей.
10. Принцип ответственности должностных лиц за неисполнение решений органов, рассматривающих трудовые споры, проявляется в возможности привлечения их к административной, дисциплинарной, материальной ответственности.
9. Исковые (давностные) и процессуальные сроки по трудовым спорам.
Исковой (давностный) срок – это установленный законом период времени для обращения в юрисдикционный орган с целью защиты нарушенного права или законного интереса. Исковые сроки по трудовым делам следующие:
- для обращения работника в КТС - три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
- для обращения работника по иску в суд - три месяца, а по делам об увольнении - месяц со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;
- для обращения работника в вышестоящий орган - три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - месяц;
- для обращения работодателя в суд с иском к работнику о возмещении вреда, причиненного работодателю, - год со дня обнаружения причиненного вреда.
Пропуск срока обращения в суд не может служить основанием для отказа в принятии и рассмотрении искового заявления. Вопрос о пропуске срока обращения в суд разрешается судом в судебном заседании, в том числе предварительном, и лишь при условии, если об этом заявлено ответчиком. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Процессуальный срок – это предусмотренный законом отрезок времени для совершения процессуальных действий по начатому процессу согласно ТК РФ и ГПК РФ.
Некоторые сроки может устанавливать и изменять сам юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор.
10. Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения трудовых споров.
Прежде всего это конвенции и рекомендации МОТ.
Рекомендация МОТ № 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" от 29 июня 1967 г. определяет порядок разрешения индивидуальных трудовых споров и его основные принципы (доступность без ущерба для обратившегося с жалобой, своевременность рассмотрения требования, установление порядка его рассмотрения коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, которые могут предусмотреть и порядок рассмотрения жалоб).
Конвенция МОТ № 158 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" от 2 июня 1982 г. предусматривает возможность и процедуру обжалования увольнения. При этом трудящийся вправе обратиться с жалобой на решение об увольнении в такие органы, как суд, трибунал по трудовым вопросам, арбитражный комитет или к арбитру.
Рекомендация МОТ № 92 "О добровольном примирении и арбитраже" от 29 июня 1951 г. устанавливает, что в целях предупреждения и разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися должны создаваться органы по добровольному примирению, куда необходимо включать равное число представителей от предпринимателей и трудящихся.
11. Нормы Конституции РФ, имеющие концептуальное значение для рассмотрения трудовых споров.
Конституция РФ содержит основные начала рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Ст. 6 - каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности.
Ст. 7 - Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором охраняются труд и здоровье людей.
Ст. 15 устанавливает приоритет норм международного права над национальным законодательством в случае возникновения соответствующей коллизии, в том числе в сфере труда.
Ст. 17 - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Ст. 18 предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Ст.19 исходит из того, что все равны перед законом и судом.
Ст. 32 - граждане РФ имеют право на участие в управлении делами государства и равный доступ к государственной службе, в том числе гражданской.
Ст. 37 признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может использовать все виды обжалования.
Ст. 46 - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ст. 48 обеспечивает каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждое заинтересованное лицо, чьи трудовые права, свободы и законные интересы были нарушены, вправе воспользоваться профессиональной юридической помощью.
Ст. 126 определяет, что Верховный Суд РФ представляет собой высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает соответствующие разъяснения по вопросам судебной практики.