В) страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
Говоря о значении и социальной роли трудового стажа при определении объема прав трудящихся в сфере социального обеспечения, необходимо учитывать, что он рассматривается обществом в качестве одного из самых объективных критериев социальной справедливости: чем дольше и плодотворнее человек трудился на благо всего общества, тем больший объем правомочий он рассчитывает получить от этого общества и государства. В то же время в последние десятилетия в нашей стране наблюдается существенное снижение роли трудового стажа в целом в системе социального обеспечения работающего населения России и в пенсионной системе в частности. Более того, современная пенсионная система России, казалось бы, изначально предназначенная для восприятия трудового стажа, как одного из важнейших юридических фактов, позволяющих на дифференцированной основе определять условия и уровень обеспечения, также минимизировала влияние стажа на объем пенсионных прав граждан и, в конечном счете, на размер пенсий. Такой социально необоснованный «уход трудового стажа в тень» свидетельствует об очевидном отклонении пенсионной системы нашей страны от социально-страховых основ в сторону накопительных принципов формирования пенсионных прав населения (то есть доминирования коммерческих аспектов участия в пенсионном страховании).
Общий трудовой стаж
Общий трудовой стаж - это учитываемая в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов, имевших место до 1 января 2002 года.
Иными словами, общий трудовой стаж необходим лишь для переоценки пенсионных прав граждан, работавших (служивших) до даты введения в действие новых пенсионных законов. Никакого значения для права на трудовую пенсию он не имеет и влияет лишь на размер трудовой пенсии указанных лиц (посредством отражения величины такого стажа при расчете – расчетного пенсионного капитала – РПК), определяемый путем конвертации.
Исчисление общего трудового стажа для целей переоценки ранее приобретенных пенсионных прав производится по двум разным правилам, предусмотренным в Законе о трудовых пенсиях в РФ.
Первое правило (п.3 ст. 30 указанного выше Закона) предусматривает включение в общий трудовой стаж лишь части периодов из числа тех, которые включались в него до 1 января 2002 г. по ранее действовавшему Закону «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. В соответствии с данным правилом были исключены из общего трудового стажа: подготовка к профессиональной деятельности (учеба в средних специальных и высших учебных заведениях, в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре); период пребывания на оккупированной территории и в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны и др. Сокращен период ухода за ребенком до достижения им 3-х лет (с 3-х лет до полутора), а также понижена общая суммарная продолжительность такого ухода с 9 до 3-х лет. Кроме того, отменены льготные коэффициенты, которые ранее применялись при исчислении отдельных периодов, засчитываемых в трудовой стаж (например, работа в лепрозорных и противочумных учреждениях, работа в период Великой Отечественной войны включалась в стаж в двойном размере; работа в блокадном Ленинграде – в тройном размере; работа в районах Крайнего Севера – в полуторном размере и т.д.). Другими словами, при официально заявленном законодателем «сохранении ранее приобретенных пенсионных прав» очевидным для всех стало их умаление в нарушение ст. 55 Конституции РФ. Многочисленные обращения граждан в органы государственной власти, в судебные органы, в Конституционный Суд в итоге привели к тому, что статья 30 Закона о трудовых пенсиях претерпела изменения и была дана в новой редакции Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 213-ФЗ. Она была дополнена пунктом 4, в котором закреплялось второе правило исчисления общего трудового стажа, полностью восстановившее ранее действующие нормы о тех периодах, которые включались в общий трудовой стаж по Закону «О государственных пенсиях в РСФСР», а также об исчислении некоторых из них в льготном порядке (т.е. с применением ранее установленных коэффициентов). Казалось бы, что справедливость восторжествовала, однако исчисление общего трудового стажа с применением второго правила большинству пенсионеров практически ничего не дало, поскольку расчетный размер пенсии, определенный в соответствии с п.4 ст.30 Закона о трудовых пенсиях, не мог превышать 555 руб. 96 коп., если пенсия по старости назначалась на общих основаниях, и 648 руб. 62 коп., если она назначалась досрочно в связи с работой в неблагоприятных условиях труда. Частично ранее умаленные права пенсионеров были компенсированы лишь путем валоризации пенсий (см. гл. 14). Таким образом, второе правило предусматривает включение в общий трудовой стаж всех тех периодов, которые перечислены в первом правиле и, кроме того, исключенных им из числа предусмотренных ранее действовавшим законом. К их числу относятся:
- периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
- периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
- служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
- периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Кроме того, по сравнению с первым правилом предоставлена возможность включения в общий трудовой стаж следующих периодов:
- периода ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
- периода ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
- периода проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
- периода проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
- периода проживания в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны на территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, гражданам, достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет или старше, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
- время проживания граждан в блокадном Ленинграде (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 года) и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.
Таким образом, общий трудовой стаж в современной страховой пенсионной системе России играет роль периферийного (не основного) показателя, влияющего на размер трудовых пенсий лишь части населения. Доля такого населения (тех, кто работал до 2002 года, а для целей валоризации до 1991 года) будет со временем постоянно уменьшаться.
С общим трудовым стажем связаны правовые последствия и в системе государственного пенсионного обеспечения. Он является одним из юридических фактов в сложном юридическом составе, влекущем возникновение пенсионного правоотношения по поводу пенсии за выслугу лет по Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г.
С учетом продолжительности общего трудового стажа пенсия за выслугу лет назначается тем лицам, указанным в ст.1 названного выше Закона, у которых к моменту увольнения со службы отсутствует выслуга 20 лет. При этом ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. предусматривает, что общий трудовой стаж в этом случае исчисляется и подтверждается в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Другими словами, в него включаются те же периоды, которые указаны в п.4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, рассмотренные выше.