Методы контроля на автобусном транспорте в городском и во внегородском сообщении
Контроль за работой пассажирского транспорта в системе управления автомобильным транспортом возложена на контрольно-ревизорскую службу (КРС).
Основными задачами КРС являются:
Ø Контроль за соблюдением правил перевозки
Ø Борьба с нарушениями порядка учета выполненных объемов работ
Ø Контроль оплаты проезда и провоза багажа
Ø Контроль сдачи денежной выручки
Ø Контроль за работой подвижного состава на линии
Ø Проверку билетного хозяйства и правильности оформления билетов (билетно-учетных листов)
Ø Контроль за соблюдением графиков движения автобусов
Ø Контроль за экипировкой, оборудованием и санитарным состоянием подвижного состава.
Контроль за работой осуществляют штатные сотрудники КРС, общественные контролеры, а также общественные организации. Структура КРС определяется Положением о КРС, типовыми структурами. При Министерстве транспорта РФ создается КРС, в территориальных автотранспортных объединениях – отделы КРС, в производственных объединениях пассажирского транспорта – КРС группы, а в АТП – контролеры-ревизоры.
КРС имеет право:
Ø Требовать от предприятий статистические и другие данные о результатах работы
Ø Давать указания и следить за принятием мер по выявленным нарушениям
Ø Привлекать к проверкам специалистов административно-управленческого персонала, общественных контролеров, представителей общественных организаций
Ø Выдавать соответствующие удостоверения на право контроля.
КРС обязана:
Ø Организовывать проверку работы транспорта на линии
Ø Обобщать данные перевозок
Ø Контролировать соблюдение тарифов
Ø Правильность взимания сборов
Ø Контролировать исправность таксометров, спидометров, световых сигналов такси
Ø Проверять правильность оформления учетных транспортных документов
Ø Обследовать правильность хранения, учета и расходования билетов
Ø Участвовать в проведении комплексных ревизий на АТП
Ø Рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан о недостатках в работе.
Работники КРС должны знать и выполнять:
Ø Положение о КРС
Ø Правила перевозок
Ø Правила дорожного движения
Ø Тарифы на проезд
Ø Порядок оформления путевых и билетно-учетных листов, посадочных ведомостей
Ø Применение всех видов билетов
Ø Инструкции водителя и кондуктора
Ø Приказы и указания территориальных транспортных объединений.
Иметь при себе: служебное удостоверение, бланки актов и рапортов, сигнальный жезл, свисток, линейку.
Работники КРС несут ответственность за:
Ø Объективность и правильность актов и рапортов
Ø Не использование предоставляемых прав по контролю
Ø Сокрытие нарушений и злоупотреблений, допускаемых водителями и сотрудниками АТП
Ø Правильность наложения штрафа
Ø Несвоевременную сдачу взысканных сумм по штрафам.
Одним из основных показателей всех подразделений КРС является периодичность проверок транспортных единиц или количество проверок каждого средне ходового автомобиля в день, неделю только для транспорта общего пользования. Автобусы должны проверяться 6-7 раз в день, легковые автомобили – 2 раза в день.
Проверка городских автобусов включает в себя:
Ø Проверку выпуска автобусов на линию
Ø Проверку их на автомобильных станциях и конечных пунктах
Ø Проверку состояния билетного хозяйства и учета выручки
Ø Ревизию билетного хозяйства
Ø Ревизию касс и изъятие выручки из касс-копилок
Ø Проверку соблюдения пассажирами правил проезда и правильности его оплаты
Ø Контроль водителей по результатам выручки и выявление других нарушений в работе
Ø Определение уровня безбилетного проезда
Запрещается эксплуатация автобуса в личных целях, отсутствия у водителя путевого или билетно-учетного листа, с неисправностями, нарушающие безопасность движения.
При работе пригородных и междугородных автобусов проверяют:
Ø Порядок продажи билетов, их наличие у пассажиров и соответствие оплаты проезжаемому расстоянию
Ø Оформление билетно-учетного листа
Ø Результат сдаваемой выручки
Ø Организацию работы контрольно-диспетчерских и кассовых пунктов
Ø Работу автобусных станций
Ø Выявляют нарушения водителей (кондукторов).
Определение уровня безбилетного проезда на городских маршрутах водят выборочно на избранных маршрутах группами КРС совместно с работниками службы эксплуатации не реже 1 раза в квартал. Численность бригады учетчиков зависит от количества дверей в автобусе. Обследование проводится в течение двух дней (понедельник-вторник; вторник-среда) и начинается с конечного пункта, непременным условием работы, их незаметность для пассажиров.
На автомобильном транспорте применяются различные методы контроля и виды проверок:
I. По маршрутный метод:
Ø Выборочный все маршрутный контроль – ежедневно проверяются все маршруты данного АТП отдельно каждым контролером (проверке подвергается 4-5% рейсов автобусов, прибавка выручки 1-2% - незначительна)
Ø Разовые целодневные по маршрутные рейды – в течении полного дня на выборочном маршруте (оказывает влияние на увеличение выручки только в день проверки)
Ø Бригадный многодневный по маршрутный контроль – провозится целодневная проверка работы автобусов и оплаты проезда на одном-двух маршрутах в течении нескольких дней с последующим охватом всех маршрутов АТП (обеспечивает высокий уровень оплаты проезда).
II. Внезапные проверки проводятся с целью контроля работы водителей (кондукторов), кассиров, диспетчеров и других работников АВ и АС, а также установления соответствия фактической выручки в кассах проданным билетам.
III. Месячники массового контроля проводятся по графику, под руководством КРС не чаще чем один раз в квартал. Целью – обеспечение максимального сбора и сохранности выручки, улучшение культуры обслуживания пассажиров, выполнения плана.
IV. Проверка с участием общественных организаций с привлечением профсоюзных организаций, комиссии по контролю за техническим состоянием подвижного состава, сотрудников прокуратуры и ГиБДД. Для штатных контролеров норма контроля в городах – 4 проверки в 1 час, для общественных – в пределах 50 проверок в месяц.