Квалификация правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов
Самостоятельную классификационную группу составляют правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов, хотя формально они отнесены к таким родовым объектам посягательств, как институты государственной власти и порядок государственного управления. Полномочия таможенных органов в указанных сферах заключаются в выявлении и пресечении рассматриваемых правонарушений, составлении протокола об административном правонарушении и передаче материалов дела на рассмотрение суда, что закреплено п. 12 ч. 2 ст. 28.3 и ст. 23.1 КоАП РФ.
К правонарушениям, посягающим на нормальную деятельность таможенных органов, можно отнести прежде всего нарушения против порядка управления, предусмотренные ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5 и ст. 19.6, 19.7, 19.26 КоАП РФ, а также воспрепятствование правоохранительной деятельности таможенных органов (ст. 17.7, 17.9 КоАП РФ).
Объектом первой группы правонарушений являются правоотношения, возникающие в связи с реализацией контрольно-надзорными органами своих функций и полномочий, иными словами — порядок государственного управления в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Объективная сторона этих правонарушений выражается в неповиновении законным распоряжениям должностных лиц таможенных органов, осуществляющих государственный контроль в области таможенного дела, либо воспрепятствование осуществлению ими своих служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). Как неповиновение квалифицируется открытый отказ исполнить либо умышленное неисполнение законного распоряжения уполномоченного должностного лица таможенного органа. Неповиновение следует отличать от активного физического сопротивления, противодействия, которое может быть связано с применением насилия, угрозой его применения либо с принуждением должностного лица путем насилия к совершению незаконных действий. Подобного рода действия подпадают под признаки ст. 318 УК РФ.
Воспрепятствование осуществлению должностных полномочий может проявляться в противодействии доступу сотрудника таможенного органа на объекты и в помещения для проведения таможенного контроля либо в вмешательстве в действия сотрудника с целью повлиять на принимаемые решения или не допустить осуществления законных действий.
Федеральным законом[41] введена в действие ст. 19.4.1 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) по проведению проверок либо уклонение от таких проверок. Рассмотрение дел об АП этой категории, протоколов об административных правонарушениях входит в компетенцию судей судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Полномочия составлять протокол об АП по ст. 19.4.1 КоАП РФ предоставлены должностным лицам органов внутренних дел (полиции) в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Должностным лицам других органов власти, наделенных контрольно-надзорными и юрисдикционными полномочиями, включая таможенные органы, такое право не предоставлено. Учитывая, что на практике при таможенном контроле после выпуска товара должностные лица таможенных органов сталкиваются с попытками в той или иной форме воспрепятствовать проведению проверок (ст. 133, 134, 136 ТК ТС), представляется целесообразным более глубоко изучить этот вопрос, чтобы обоснованно выступить перед Правительством Российской Федерации с инициативой о расширении полномочий таможенных органов в части оформления протокола об АП по ст. 19.4.1 КоАП РФ в случаях воспрепятствования проведению проверок по соблюдению таможенного законодательства.
Посягательством на установленный порядок управления является невыполнение в установленный срок законного предписания таможенного органа (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). Объективная сторона этого правонарушения выражается в неисполнении либо несвоевременном исполнении предписания таможенного органа или непринятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению НТП. В последнем случае противоправным признается бездействие должностных лиц организации, которым адресовано представление. Закон предусматривает выполнение таких представлений и возлагает на организации и их должностных лиц обязанность рассмотреть представление в течение одного месяца и принять меры по устранению выявленных причин и условий административных правонарушений, с обязательным информированием о результатах судьи или должностного лица таможенного органа, вынесших представление (ст. 29.13 КоАП РФ).
Несколько иначе обстоит дело с составом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ. Объективную сторону этих деликтов составляет непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению АП, непредставление либо несвоевременное представление в государственный орган сведений, информации, представление которой предусмотрено законом и необходимо для осуществления законной деятельности государственного органа.
Эта норма конкурирует со ст. 16.12, 16.15 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ. Она является общей по отношению к перечисленным статьям, которые следует рассматривать как специальные.
Субъектами ответственности по рассматриваемым статьям являются физические и должностные лица, а в случаях, предусмотренных ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ, также и юридические лица. Субъективная сторона может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
Составление протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.5, 19.6, 19.7, 19.26 КоАП РФ входит в компетенцию таможенных органов, а рассмотрение дел по этим АП — в компетенцию судов общей юрисдикции. Законодатель предусмотрел также ответственность за невыполнение законного требования прокурора, следователя, должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ), за заведомо ложные показания свидетеля, пояснения специалиста, заключения эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9 КоАП РФ), заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора) (ст. 19.26 КоАП РФ). Все эти правонарушения посягают на институты государственной власти, а объектом посягательства являются общественные отношения, связанные с производством по делам об административных правонарушениях и направленные на установление истины. Ст. 19.26 КоАП РФ в качестве противоправных рассматривает действия эксперта, давшего заведомо ложное заключение при осуществлении государственного контроля за рамками административного производства.
Субъектами рассматриваемых правонарушений являются участники производства по делам о НТП (ст. 25.6, 25.8, 25.9, 25.10 КоАП РФ), физические и должностные лица. Субъективную сторону данной группы деликтов характеризуют умысел.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие классификационные группы НТП вы можете выделить с учетом действующих таможенных операций и процедур?
2. Какие правила квалификации административных правонарушений существуют в области таможенного дела?
3. В чем отличия между НТП с материальным и формальным составами АП?
4. Каково действие общих и специальных норм при правовой квалификации НТП?
5. По каким основным и квалифицирующим признакам производится квалификация НТП при перемещении товаров через таможенную границу ТС?
6. Дайте правовую квалификацию АП, связанных с нарушениями порядка проведения таможенного контроля.
7. Имеются ли особенности квалификации НТП при транспортировке и доставке товаров в пункт назначения?
8. Каковы признаки НТП, связанных с нарушениями порядка обращения с товарами, находящимися под таможенным контролем?
9. Каковы квалифицирующие признаки НТП при декларировании товаров и транспортных средств международной перевозки?
10. Дайте правовую характеристику нарушений порядка помещения товаров под таможенную процедуру и опишите квалифицирующие признаки этих нарушений.
11. Дайте характеристику признаков АП порядка пользования, распоряжения товарами в нарушение таможенной процедуры, влияющих на правовую квалификацию этих правонарушений.
12. Каковы основные признаки нарушений порядка осуществления деятельности в области таможенного дела?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В учебном пособии раскрываются нормативные положения института административной ответственности применительно к сфере юрисдикционной деятельности таможенных органов в период функционирования Таможенного союза с учетом существенных изменений, внесенных в таможенное законодательство Таможенного союза и Российской Федерации. Даны основы и особенности правовой квалификации административных правонарушений в области таможенного дела по классификационным группам, рассмотрены виды административных наказаний и порядок их назначения, а также компетенция субъектов административной юрисдикции по производству и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Так, была изучена и предлагается, на наш взгляд, наиболее приемлемая для использования в практической деятельности таможенных органов классификация административных правонарушений в области таможенного дела по видовым признакам административных правонарушений. Как показывает практика работы правоохранительных подразделений таможенных органов, четкое понимание каждым сотрудником вопросов классификации и квалификации административных правонарушений в сфере таможенного дела существенно влияет на качество проводимых расследований по делам об административных правонарушениях и последующее рассмотрение их по юрисдикции. Основные классификационные и квалификационные характеристики правонарушений в таможенной сфере, предложенные в учебном пособии, корреспондируют новациям таможенного законодательства Таможенного союза и учитывают изменения, внесенные в этой связи в административное законодательство России в части правонарушений, ведение производства по которым отнесено к юрисдикции таможенных органов.
Важным аспектом совершенствования правового регулирования института административной ответственности, понимания его практическими работниками таможенных органов и доведения до студентов его содержания является вопрос определения возможных субъектов административной ответственности и их характеристика. На наш взгляд, эти вопросы в учебном пособии отражены достаточно полно и выводы имеют определенную практическую направленность, что должно оказать существенную помощь в учебном процессе с различными категориями обучающихся.
Авторы уверены, что знания, полученные при изучении материала учебного пособия, позволят повысить эффективность учебного процесса и одновременно избежать ошибок в практической деятельности при возбуждении дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, квалификации выявленных деликтов, определении виновности лиц, их совершивших, и принятии обоснованных решений, постановлений по этим делам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ