Почему север Индии потерпел исламизации? Что такое Делийский султанат?
Вначале XIII в. мусульманские нашествия завершились созданием в Северной Индии самостоятельного государства — Делийского султаната. За триста лет его существования сменилось пять династий. Государственной религией в султанате был ислам, в его суннитском истолковании. Центральная администрация опиралась на государственную собственность на землю. Высшая власть принадлежала султану. Покорённые индийские князья вынуждены были выплачивать дань султану, а их владения и владения раджпутских воинов меняли свой характер в соответствии с исламскими принципами землепользования.
В 1398 г. в Северную Индию вторглись войска завоевателя Тимура (Тамерлана), правителя могучего государства со столицей в Самарканде. Представители двух последних династий Делийского султаната являлись, по существу, ставленниками тимуридов. Конец их господству и существованию Делийского султаната был положен в XVI в. Бабуром, тюрко-монгольским правителем Ферганы и Кабула. Он разгромил армию последнего делийского султана и основал государство, получившее название империи Великих Моголов.
В последние десятилетия существования Делийского султаната началось проникновение европейцев в Индию, сопровождавшееся захватом земель. Португальцы овладели Гоа и сделали его форпостом распространения своего влияния на полуострове Индостан.
В Южной Индии в XIV—XVI вв. наиболее крупными были исламское государство Бахмани и индусское государство Виджаянагар. В 1469—1472 гг. государство Бахмани посетил тверской купец Афанасий Никитин, оставивший его описание в сочинении «Хождение за три моря».
2. Социо - политическое устройство.
В истории средневековой Индии чередовались длительные периоды государственной раздробленности и более короткие периоды централизации. Это обусловило наличие в индийских государствах двух форм управления и двух типов политической администрации.
С одной стороны, постоянно существовали неустойчивые государственные образования типа княжеств, обладавшие разной степенью автономии. Правитель княжества — раджа — обладал наследственной властью и был главным распорядителем общественного богатства. Верхи жили за счёт ренты-налога, взимаемого с населения, основная часть которой шла в казну правителя. Князь давал своим воинам за службу наделы земли, не имевшие наследственного статуса, но предоставлявшие его владельцу право взимать определённые налоги для себя. Владелец надела мог передать своему наследнику не землю, а свою службу, свою должность, земля же к такой передаче прилагалась.
С другой стороны, в крупных централизованных государствах собственность на всю землю номинально принадлежала верховному правителю. Однако в его непосредственном распоряжении были только собственно государственные земли. Они делились на наместничества, глав которых назначал верховный правитель. Как правило, это были его родственники, прежде всего наследник и сыновья. Положение наместников было подобным положению раджи, однако главное отличие заключалось в том, что наместник являлся назначаемым и сменяемым чиновником, отвечавшим перед правителем. Он был частью бюрократического аппарата и не имел прав власти-собственности, которые принадлежали правителю.
Тем не менее, оба типа политической организации нередко оказывались взаимозаменяемыми, что приводило к слабости административной системы. Недавнее маленькое княжество за счёт захватов могло трансформироваться в крупное государство, в котором завоёванные земли сохраняли властную автономию. Земли, где не было устойчивой традиции наследственной власти, в крупном государстве становились наместничествами, попадали под управление центра. Имел место и обратный процесс — крупные, но обладавшие малой степенью централизации государства по тем или иным причинам распадались на отдельные части, при этом самостоятельными становились не только княжества, но и наместничества, обретавшие статус княжества. Всё это привело к тому, что средневековая Индия до мусульманского периода не знала чётко сформированной и действенной административно-бюрократической традиции.
Мусульманское завоевание изменило ситуацию. Ислам, для которого характерно единство религии и политики, декларировал абсолютную власть правителя. От имени Аллаха правитель распоряжался землёй и богатством государства. Султан раздавал своим воинам, чиновникам, духовным лицам наделы из земель, принадлежавших казне. Такие наделы назывались икта. В основном их держателями были мусульмане, но среди них встречались и раджпуты. Икта не была наследственным наделом, государство могло заменить его жалованьем, но это встречало сопротивление и порождало выступления против центральной власти.
Власть имела разветвлённый административно-управленческий аппарат, во главе которого, как и в других исламских государствах, стоял великий вазир (визирь). Ему подчинялись управляющие ведомства, военное, финансовое и др. Суд вершили представители исламского духовенства, но в ходу было и обычное индуистское право. Наместники являлись проводниками центральной власти на местах. Таким образом, вся система управления приобрела более оформленный и жёсткий характер.
1. Почему Индия подверглась нападению многих завоевателей?
2. Какими были последствия завоеваний для Индии?
3. Почему и как были покорены Индию мусульманами?
4. К каким последствиям это привело?