Союзы сакских племен на территории Казахстана: районы расселения, хозяйство, общественный строй, культура и религиозные представления
РАССЕЛЕНИЕ Основную часть территории Казахстана в VII – IV вв. до н.э. заселили сакские племена. Первыми племенными объединениями на территории Казахстана считаются сакские союзы племен. Объединение сакских племен в союзы произошло в VII – III вв. до н.э.
саки-тиграхауда «носящие остроконечные шапки» - р-он Семиречья
саки –хаомаварга «изготовляющие напиток хаому» - р-он реки Мургаб
в) массагеты (относились к сакским племенам)- на востоке, «по ту сторону Сырдарьи»
даи, каспии, парадарайя (заморские) - в Приаралье
саки – апасиаки (водные) - в Приаралье, столица Чирик-Рабат (в пустыне Кызылкум, в 300 км от Кызылорды)
аргипеи и исседоны - в центральном Казахстане
аримаспы «стерегущие золото грифы»- на Алтае и Восточном Казахстане
ХОЗЯЙСТВО форма хозяйства саков определялась природными условиями, близостью к городским центрам и торговым путям и представляла оседло-кочевой образ жизни. Оседлый образ жизни и земледелие у саков были распространены в долинах Сырдарьи. На юге Казахстана, в долинах Семиречья, было распространено оседлое скотоводство. Но все же более широкое распространение в «сакский период» (в середине I тыс. до н.э.) получило кочевое скотоводство (разводят лошадей и овец, не разводят - свиней). Саки использовали верблюдов в качестве верхового и вьючного животного. Верблюдоводство было развито у саков в степных и полупустынных районах западного и южного Казахстана. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ: Тип общественного устройства саков – военная демократия.В сакском обществе во главе союзов стоял верховный вождь (их называли царями). Верховный правитель сакского племенного союза носил титул – царь. Общество саков делилось на 3 группы – воинов (им соответствовал красный цвет), жрецов (считались посредниками между небом и землей) и общинников. В сакском обществе пленных использовали в домашнем хозяйстве. В сакском обществе женщины имели право воевать наравне с мужчинами, а, следовательно, и избираться царицами. История саков знает двух цариц: Томирис и Зарину.
В сакском обществе государственные дела обсуждались, главным образом, на народном собрании. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ О высоком развитии материальной культуры у саков свидетельствовало развитие ремесла и торговли. Изображения, ставшие основой сакского стиля в искусстве – звери. В сакских курганах обнаружено множество предметов, выполненных в «зверином стиле». Этот стиль в искусстве Казахстана был распространен с VII в. до н.э. и исчез в начале нашей эры. «Звериный стиль» проник и в сакскую мифологию: конь у саков связывался с солнцем и огнем, а кабан – с громом. Изображения зверей играли роль амулетов и талисманов. Своим верховным божеством саки считали Митру.
6. Номадизм (кочевничество) как тип цивилизации.
Коче́вники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников — кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания.
Кочевы́е наро́ды — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством.
В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες, nomádes — кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. .Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности. Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран(джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.Быт и культура кочевников. Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности: кочевое, полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство, отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом), яйлажное (от тюркс. «яйлаг» — летнее пастбище в горах). В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания: вертикальное (горы равнины) и горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние-кузеу и летние-жайлау. Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - джут. Причиной джута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов.