Критерии выделения отраслей права
Наиболее крупными и наиболее емкими по своему составу и содержанию структурными элементами системы права являются отрасли права. В научной юридической литературе отрасль права определяется как сово-
купностъ относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Например, совокупность норм права, закрепляющих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, закрепляющие финансовые отношения, формируют отрасль российского финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права.
В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное (государственное) право. Важное значение также имеют административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, экологическое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.
Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Международное право состоит из двух частей - международного публичного права и международного частного права.
Каждая отрасль права - есть не случайный набор составляющих ее норм и институтов, а целостное образование, систему, точнее - по отношению к системе права в целом — подсистему. Каждая отрасль права, в свою очередь, выступает в качестве общей системы по отношению к системе (подсистеме) институтов права.
Таким образом, в рамках общей системы права в целом существуют менее общие, составляющие ее системы (подсистемы) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию и формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и отраслей образование — система права.
Вопрос о критериях деления права на отрасли и институты являлся предметом обсуждения ряда научных дискуссий ученых юристов.
Первая дискуссия (1938-1941). В ходе этой дискуссии в качестве объективного критерия деления права на отрасли и институты был выбран предмет правового регулирования, т. с определенная совокупность однородных общественных явлений.
На этом основании действующая система права подразделялась надесять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное, судебное право.
Позже все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. Вследствие этого появились:
государственное право как основное звено системы;
материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.);
процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль — судебное право).
Вторая дискуссия (1955-1958). Результатом этой дискуссии явилось признание двух критериев выделения отраслей права. Помимоосновного критерия (предмета правового регулирования) выделялся идополнительный критерии -метод правового регулирования. Предмет являетсяматериальным критерием разграничения норм права по отраслям, а метод служит дополнительнымюридическим критерием, так как он произволен от предмета.
Третья дискуссия о критериях для выделения отрасли права состоялась в1982 г. Участники дискуссии подтвердили, что предмет и метод правового регулирования являются главными критериями выделения отраслей права.
Итак, в основе деления системы российского права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Если предмет позволяет ответить на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод — каким образом осуществляется процесс регулирования.
Предмет правового регулирования — обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Предметом правового регулирования являются общественные отношения в сфере гражданского права, в сфере конституционного права, в сфере уголовного права и т. д.
Метод правового регулирования — совокупность юридических приемов, способов, процессуальных норм воздействия права на общественные отношения. При регулировании общественных отношений используются различные методы: поощрительный (стимулирующий социально-полезное поведение), рекомендательный (предлагающий наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения), предупредительный, дозволительный, запретительный и т. д. Их применение зависит от содержания регулируемых общественных отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правосознания и др. В наиболее общем виде все методы правового регулирования могут быть отнесены либо к императивным, либо к диспозитивным.
Императивный метод (категорический, мастный) - способ воздействия, не допускающий отступления от правовых норм. Он, в свою очередь, делится на запретительные и обязывающие методы.
Диспозитивный (автономный) - способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом.
Классификации отраслей права поматериальному критерию(предмет правового регулирования) июридическому критерию (метод правового регулирования) не отражают порой всей специфики правового регулирования, которая присуща тем или иным отраслям. В связи с этим вводится еще понятиеправовой режим регулирования отраслей, позволяющий обнаружить специфику правового регулирования в конкретной отрасли права.
Правовой режим регулирования отрасли характеризуется следующими критериями:
предметом правового регулирования;
методом правового регулирования;
принципами отрасли;
наличием кодифицированного акта (нормативного акта, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений);
порядком правового регулирования, выражающимся в определенном сочетании юридических средств, способов, методов и типов, создающих желаемое социальное состояние (о них речь пойдет в главе «Механизм правового регулирования»).
Вопрос.