Основные элементы закона о налоге. Налоговая система РФ
Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с органи-заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ закрепляются следующие основные принципы налогообложения:
– верховенство представительной власти в установлении налогов (ст. 57, 71, 76, 105, 106 Конституции);
– всеобщность — каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции);
– однократность налогообложения — один и тот же объект не может облагаться налогами одного уровня два раза за один период налогообложения;
– прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции, ст. 5 Налогового кодекса РФ);
– приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ);
– определенность налогообложения — законодательные акты устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога и др.
Налоги выполняют следующие функции: фискальную; регулирующую; контрольную; стимулирующую.
Выделяют существенные элементы конкретного налога: налогоплательщик (субъект налога), объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисле-ния налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях приустановлении налога в нормативном правовом акте могли также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Также определяются факультативные элементы налога: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, установленных на принципах и в порядке, определенных федеральными законами РФ, и взимаемых на территории РФ образует налоговую систему государства. Ее характеризуют следующие признаки: система налоговых органов; система и принципы налогового законодательства; принципы налоговой политики; порядок распределения налогов по бюджетам; формы и методы налогового контроля; порядок и условия налогового производства; международные налоговые соглашения.
Налоговая система характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
К экономическим критериям налоговой системы относятся налоговый гнет, соотношение прямого и косвенного налогообложения, динамика налоговых платежей и т.п.
Наиболее полно сущность налоговой системы отражается политико-правовыми характеристи-ками, в частности соотношением компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в налоговой сфере.
Существует три варианта соотношения компетенции:
1) вариант “разные налоги” подразумевает полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению муниципальные органы самостоятельно;
2) вариант “разные ставки” подразумевает введение центральной властью закрытого перечня налогов; органы местного самоуправления устанавливают конкретные ставки в пределах, определенных центральной властью;
3) вариант “разные доходы” подразумевает, что суммы уже собранного налога делятся между органами государственной власти и местного самоуправления в зависимости от распределения компетенции.
В мировой практике, как правило, в чистом виде ни один из вариантов не применяется, а используются комбинации нескольких форм.
В Российской Федерации в соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ (гл. 2) установлена структура налогов и сборов, включающая федеральные налоги и сборы, региональ-ные налоги и сборы, местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории России.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы физических лиц;
5) налог на доходы от капитала;
6) единый социальный налог;
7) таможенная пошлина и таможенные сборы;
8) государственная пошлина;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресур-сами;
13) лесной налог;
14)водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с федеральным законодательством и вводимые в действие законами субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям:
1) в зависимости от плательщика:
а) налоги с юридических лиц (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.);
б) налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество, перехо-дящее в порядке наследования или дарения, и др.);
в) общие налоги для физических и юридических лиц (например, земельный налог);
2) в зависимости от формы обложения:
а) прямые (подоходно-имущественные) налоги, взимаемые в процессе приобретения матери-альных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и др.). Прямые налоги подразделяются на:
– личные налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли), учитывающие финансовую состоятельность плательщика;
– реальные налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход;
б) косвенные (на потребление) налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачи-ваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). При косвенном налого-обложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога являете потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные;
3) по территориальному уровню:
а) федеральные налоги;
б) налоги субъектов РФ;
в) местные налоги;
4. В зависимости от канала поступления:
а) государственные налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
б) местные налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
в) пропорциональные налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
г) внебюджетные налоги, поступающие в определенные фонды;
5) в зависимости от характера использования:
а) налоги общего значения, используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются;
б) целевые налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий;
6) в зависимости от периодичности взимания:
а) разовые налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, налог с владельцев транспортных средств);
б) регулярные налоги, взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
Согласно ст. 17 НК РФустановление налога означает определение его плательщиков и элементов налогообложения, а именно: объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления и сроков уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусмат-риваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ опреде-ляют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчет-ности по данному налогу. Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообло-жения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют формы отчетности по конкретному местному налогу. Все остальные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ.