Мировые тенденции преступности и борьбы с ней. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
В каждой стране преступность различается по уровню, структуре, динамике и другим криминологическим характеристикам. Однако наряду с существующими различиями есть и общие криминологические характеристики разных стран и мира в целом:
· преступность существует во всех государствах;
· ее доминирующая мотивация всюду является схожей;
· ее уровень в мире и в абсолютном большинстве стран неуклонно увеличивается;
· темпы ее прироста в несколько раз превышают темпы прироста населения;
· в ее структуре преобладают посягательства на собственность;
· основные субъекты преступлений - мужчины;
· экономическое развитие стран не сопровождается снижением преступности;
· уголовно-правовая борьба с преступностью переживает глубокий кризис;
· тюрьмы практически не перевоспитывают;
· смертная казнь не сдерживает рост преступности и т. д.
При всех значительных расхождениях в уровне преступности разных стран важной тенденцией в мире является ее абсолютный и относительный рост по сравнению с ростом населения, экономическим и культурным развитием и т. д.
Тенденция абсолютного и относительного роста преступности была обнаружена более ста лет тому назад А. Кетле, К. Марксом, Ф. Листом и другими исследователями.
Экономическое, социальное и демократическое развитие стран, таким образом, не ведет автоматически к снижению преступности, а сопровождается противоположными процессами. Относительно же низкая преступность регистрируется в странах с жестким социальным контролем: партийным, полицейским, религиозным, клановым, общинным, производственным или семейным.
Второй основной тенденцией в области преступности является постепенное отставание социального контроля за преступностью. Причины этого процесса имеют как негативные стороны (ослабление борьбы с преступностью), так и позитивные (гуманизация, демократизация и легитимация этой борьбы).
Преступность носит первичный характер. Борьба с ней является ответом общества и государства, иногда несвоевременным, неадекватным, нецеленаправленным и неэффективным.
Преступность активна и инициативна. Она мгновенно заполняет доступные ей неконтролируемые или слабо контролируемые обществом ниши, непрерывно изобретает новые способы совершения преступлений и не скована никакими правилами.
Правоохранительная деятельность вырабатывается коллективно, в рамках демократических и гуманистических институтов и принципов, оформляется в нормативно-правовых, управленческих, оперативных и процессуальных решениях и только потом претворяется на практике.
Контроль общества над преступностью отстает от темпов и масштабов ее роста. Это выражается:
· в отставании и неадекватности уголовного и иного законодательства, на основе которого ведется борьба с преступностью;
· в недостаточной способности правоохранительных органов справиться с интенсивно растущей преступностью, в том числе и в связи с нехваткой кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения;
· в слабости криминологических стратегий предупреждения преступности;
· в их отрыве от стратегий уголовной политики.
Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон. Это составная часть международных отношений. Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности.
Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны:
· оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;
· заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью, и прежде всего транснациональной преступностью;
· исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;
· регламентация уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;
· обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;
· проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;
· обмен опытом правоохранительной работы;
· оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;
· взаимное предоставление материально-технической и консультативной помощи.
Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций. ООН вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы.
Форма международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью – регулярно проводимые совещания министров юстиции, полиции и служб безопасности. Совещание этих ведомств готовят рабочие группы экспертов.
В сентябре 1992 г. министры внутренних дел и юстиции государств Европейского сообщества приняли решение о создании Европола – органа полицейского сотрудничества со штаб-квартирой в Страсбурге. Основная задача Европола – организация и координация взаимодействия национальных полицейских систем в борьбе с терроризмом, контроль за внешними границами Европейского сообщества.
Для борьбы с криминальными группировками в Европе была создана особая группа «Антимафия», в задачи которой входит анализ деятельности мафиозных группировок, выработка общеевропейской стратегии противодействия мафии.
Интерпол, созданный 7 сентября 1923 г., – это не только организация уголовной полиции. К ее услугам обращаются и другие правоохранительные органы. Да и под криминальной полицией в настоящее время понимаются функции, а не сама система органов.
Ежегодно в России и в других странах проводятся международные конференции, семинары, совещания экспертов, где российские правовые проблемы рассматриваются не сами по себе, а в контексте общеевропейских проблем укрепления законности и правопорядка.