Защита прав и основных свобод человека в рамках Совета Европы
Защита прав человека и основных свобод является одним из главных направлений в деятельности Совета Европы. Среди других общеевропейских организаций Совету Европы в этой области принадлежит ключевая роль.
Наряду с традиционными гражданскими и политическими правами, в круг полномочий Совета Европы все шире входят новые категории прав человека: социальные и экономические права, права национальных меньшинств, права ребенка, защита женщин от насилия и сексуальной эксплуатации, защита материнства, права человека применительно к биомедицине и др.
Неотъемлемой частью деятельности Совета Европы по защите прав человека и основных свобод является контрольный механизм, который включает Европейский суд по правам человека, Институт национальных уполномоченных по правам человека, а также соответствующие комитеты и комиссии: Руководящий комитет по правам человека; Руководящий комитет по проблемам равенства мужчин и женщин; Комитет экспертов по расширению прав человека; Комитет экспертов но улучшению процедур защиты прав человека; Комитет экспертов по вопросам защиты национальных меньшинств; Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью; Руководящий комитет по биоэтике; Европейский комитет по предупреждению пыток; Консультативный комитет Конвенции о защите национальных меньшинств, а также Группа специалистов по проблеме доступа к официальной информации.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в Риме 5 ноября 1950 г., ратифицирована и вступила в силу 3 сентября 1953 г.). Ее действие (по состоянию на январь 2004 г.) распространяется на территорию 41 европейского государства, являющихся членами Совета Европы.
Уже на первом заседании Совета Европы в августе 1949 г. было решено начать работу над документом, который гарантировал бы права человека в Европе. Тогда же было достигнуто принципиальное взаимопонимание о том, что обеспечение прав и свобод человека должно стать базовым элементом «социальной демократии» и сопровождаться соответствующими материальными гарантиями, которые заключались бы в создании реальных возможностей для людей пользоваться своими правами и свободами.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод состоит из преамбулы, ст. 1 с обязательством стран-участниц соблюдать права каждого человека, находящегося под их юрисдикцией, трех разделов и одиннадцати Протоколов. Ряд Протоколов (№ 1, 4, 6, 7) по сути дела представляют собой отдельные дополнительные договоры к Конвенции и не вносят непосредственных изменений в ее текст. Другие Протоколы существенно меняют ее правовое содержание, в частности контрольный механизм Конвенции (Протокол № 11 от 11 марта 1994 г., вступил в силу 1 ноября 1998 г.).
Права и свободы человека, изложенные в ст. 2-12 Конвенции, относятся к основополагающим. Они включают: право на жизнь; запрет пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания; запрет рабства и принудительного труда; свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; отсутствие обратной силы закона в уголовном праве; право на уважение личной и семейной жизни; право на свободное вступление в брак, создание семьи и равенство супругов; свободу мысли, совести и религии; свободу мнений; свободу информации; свободу собраний; свободу ассоциаций и право создавать профсоюзы; право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; право на образование; право на свободные выборы; свободу передвижения и выбора местожительства; право гражданина покидать страну и возвращаться в нее; запрет индивидуальной или коллективной высылки, включая запрет коллективной высылки иностранцев; права иностранцев, проживающих на территории государств-участников.
Статья 14 содержит гарантии пользования изложенными в Конвенции правами и свободами без какой-либо дискриминации по признакам пола, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным признакам.
В соответствии со ст. 1 Протокола № 6 Конвенции смертная казнь отменяется. Она может быть установлена законом исключительно во время войны или при неизбежной угрозе войны.
Конвенция защищает только права отдельных лиц. В тех случаях, когда по поводу предусмотренных Конвенцией прав и свобод обращаются государства-участники (т.н. «межгосударственные жалобы»), должно быть доказано, что ущерб нанесен конкретному человеку.
Конвенция содержит положения, регулирующие порядок возможных ограничений прав человека. К ним относятся: отступление от соблюдения прав человека в чрезвычайных ситуациях (ст. 15); ограничения на политическую деятельность иностранцев (ст. 16); запрещение злоупотреблений правами (ст. 17); пределы использования ограничений в отношении прав (ст. 18).
Ограничения прав и свобод возможны только на основании закона; они должны отвечать в демократическом обществе интересам национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Ограничения прав человека по этим основаниям широко применяются европейскими судами.
Вместе с тем любые ограничения, независимо от характера ситуации, недопустимы в отношении основополагающих прав человека, имеющих абсолютный характер: право на жизнь (за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий); запрещение подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию; запрещение содержать в рабстве или подневольном состоянии; равенство перед законом и судом, а также осуществление наказания исключительно на основании закона.
Членство государств в Совете Европы само по себе не предполагает участия во всех договорах Совета Европы, относящихся к правам человека. Тем не менее можно согласиться с той точкой зрения, что к настоящему времени сложилась практика, своего рода международный обычай, согласно которому участие в Совете Европы влечет за собой также присоединение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Во всяком случае Российская Федерация при вступлении в Совет Европы взяла на себя обязательство подписать и ратифицировать Конвенцию и Протоколы к ней. Участие РФ в деятельности Совета Европы и прежде всего в Европейском суде по правам человека уже оказало значительное влияние на ситуацию с правами человека в нашей стране.
Европейский суд по правам человека. Главное место в структуре Совета Европы и в его контрольном механизме за соблюдением прав и свобод человека занимает Европейский суд по правам человека. Количество входящих в его состав судей равно числу государств-участников СЕ (в настоящее время 41 судья). Судьи независимы; они избираются из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям в их стране для назначения на высшие судебные должности, или из числа правоведов с общепризнанным авторитетом.
Судьи избираются Парламентской ассамблеей СЕ большинством голосов сроком на шесть лет с правом переизбрания из списка, включающего трех кандидатов, представленных каждым государством-участником.
В свою очередь, Суд избирает Председателя и одного или двух заместителей, а также образует комитеты в составе трех судей, Палаты суда в составе семи судей и Большую палату, в которую входят семнадцать судей.
В настоящее время, после вступления в силу Протокола № 11 «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией», Европейский суд по правам человека действует на постоянной основе в качестве единственной стадии судебного разбирательства. Решения Суда носят для государств-участников Конвенции обязательный характер. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением только тех прав и свобод, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. За время своего существования Суд вынес более 500 решений, связанных с нарушением прав и свобод в разных европейских странах (Бельгия, Великобритания, Греция, Италия и ряд других). Судебная практика затронула практически все права и свободы, предусмотренные нормами Конвенции, что повлекло за собой ряд изменений в национальных законодательствах.
Европейский суд по правам человека рассматривает заявления, петиции или жалобы, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской конвенцией.
В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению является требование относительно того, чтобы предварительно были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутригосударственные правовые средства защиты. Этим процессуальным требованием подчеркивается тот факт, что защиту прав человека в первую очередь должны осуществлять национальные суды, руководствуясь принципами и нормами Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности. Сама же система защиты прав человека, предусмотренная Конвенцией, носит вспомогательный, субсидиарный характер.
Жалобы рассматриваются Судом в срок не более шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальным судебным органом.
Анонимные жалобы, жалобы, аналогичные по существу тем, которые уже рассматривались Судом или являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, а также жалобы, несовместимые с положениями Конвенции и Протоколов к ней, недостаточно обоснованные или неправомерные, Судом к рассмотрению не принимаются. Кроме того, при рассмотрении обоснованности обращений Суд, как правило, учитывает возможности достижения справедливых решений на национальном уровне.
Европейский суд по правам человека не является апелляционным судом по отношению к национальным судебным органам. Он принимает к рассмотрению только жалобы, относящиеся к действиям публичных властей. Не принимаются жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений.
Результатом всех этих условий является весьма низкая доля жалоб, принятых Судом к рассмотрению в сравнении с общим числом обращений в Суд. Из 12 000 жалоб, поданных в Суд на начало 1997 г., 90% обращений было признано неприемлемыми и несовместимыми с положениями Конвенции и Протоколов к ней.
Формально конкретные судебные решения Суда обязательны только для государств, выступающих в качестве ответчиков по соответствующим делам. Однако на практике и другие государства-участники фактически руководствуются ими при оценке соответствия внутреннего правового порядка требованиям Конвенции. Таким образом, судебная практика Европейского суда в определенной степени побуждает государства, не являющиеся участниками разбирательства, также совершенствовать национальное законодательство и вносить необходимые изменения в собственную правоприменительную практику.
Защита национальных меньшинств. Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств (принята 1 февраля 1995 г.), хотя она развивает положения ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающей дискриминацию национальных меньшинств, носит самостоятельный характер и устанавливает стандарты Совета Европы в этой области. К таким стандартам относятся следующие основополагающие права:
- право на равенство перед законом и на равную защиту перед законом; запрещается любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству;
- право каждого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций, свободу выражения мнения и свободу мысли, совести и религии (ст. 7);
- право исповедовать свою религию или выражать убеждения, а также право создавать религиозные учреждения, организации и ассоциации (ст. 8);
- право на свободу выражения мнения, включая свободу получать и обмениваться информацией или идеями на языке меньшинства без вмешательства со стороны публичной власти и независимо от границ (ст. 9);
- право свободно и беспрепятственно пользоваться языком своего меньшинства устно или письменно в частной жизни и в общественных местах (ст. 10);
- право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, получить в кратчайший срок на языке, который оно понимает, информацию о причинах его ареста, характере и причине любого выдвинутого против него обвинения, а также вести защиту на этом языке, получая бесплатную помощь переводчика (ст. 10);
- право пользоваться своей фамилией, именем и отчеством на языке меньшинства, а также право на их официальное признание в соответствии с требованиями, закрепленными правовыми системами (ст. 11);
- право размещать в общественных местах вывески, надписи и другую информацию частного характера на языке своего меньшинства (ст. 11);
- право создавать и управлять своими собственными частными учреждениями в области образования (ст. 13);
- право изучать язык своего меньшинства (ст. 14),
При осуществлении прав и свобод, вытекающих из принципов, содержащихся в Рамочной конвенции, любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, должно соблюдать национальное законодательство и уважать права других лиц, в частности принадлежащих к основной группе населения или другим национальным меньшинствам (ст. 20).
В свою очередь, государства-члены Совета Европы берут на себя конкретные обязательства, направленные на обеспечение прав и свобод национальных меньшинств, которые, в частности, предусматривают:
- поощрение во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полного и действительного равенства между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к большинству населения;
- создание благоприятных условий, позволяющих обеспечить лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности - религию, язык, традиции и прикладное наследие (п. 1 ст. 5);
- воздержание от любых политических или практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле, и защищать этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию (п. 2 ст. 6);
- защита лиц, которые могли бы стать жертвами угроз или актов дискриминации, враждебности или насилия по причине их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности (п. 2 ст. 6);
- поощрение духа терпимости и диалога между культурами, а также содействие взаимному уважению, взаимопониманию и сотрудничеству между всеми лицами, проживающими на их территориях, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности, особенно в области образования, культуры и средств информации (ст. 12);
- создание необходимых условий для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, общественной и экономической жизни, а также в ведении государственных дел, особенно тех, которые их затрагивают (ст. 15).