Хаджи-Гирей — основатель Крымского ханства
В начале XV в. иод властью золотоордынских ханов остались лишь земли западнее Волги. За них шла борьба между Мухаммедом, Давлет-Бердой и Гиас-ад-Дином. Крымом и прилегающими к нему с севера землями овладел Давлет-Берда. Гиас-ад-Дин был вынужден убыть в Литву, где впоследствии и умер. Но на Крымский улус, так и не доставшийся Гиас-ад-Дину. начал претендовать его сын Хаджи-Гирей. Великому литовскому князю Сигизмунду, в свою очередь, было выгодно поставить во главе Крымского улуса послушного ХаджиТирея, что могло обезопасить южные рубежи Литовского государства от набегов татар. «Князь великий Жигимонт, — сообщает московская летопись, - дал ему людей до... орды перекопские, на царство послал». Произошло это в 1433 г., но в том же году Хаджи-Гирея изгнал другой претендент на Крымский улус -Сеид-Ахмед. Хаджи-Гирей снова оказался в Литве.
И все же: «В 1443 г., — говорится в польской хронике Стрыйковского, — татары перекопские, барынские и ширинские прислали к Казимиру, великому князю литовскому, ярлык с просьбой дать им на царство ХаджиТирея, который в то время проживал в Литве, где он владел для прокормления городом Лидою по милости панов литовских. Поэтому Казимир в назначенный день в Вильне, в приготовленном замке, возвел с литовскими панами того ХаджиТирея на царство татарское я послал его в Перекопскую орду с маршалом Радзивилом, который смело посадил его там». С помощью литовцев Хаджи-Гирею удалось разгромить орду Сеид-Ахмеда, по-прежнему претендовавшего на Крымский улус-
Не признали независимым крымским ханом Хаджи-Гирея и генуэзцы, т.к. с учреждением суверенного ханства их влияние в южной части полуострова должно было неминуемо упасть. Чтобы добиться от генуэзцев такого признания, он обратился за помощью к гуркам. Как результат — в 1453 г. в районе Боспора (Керчи) состоялась встреча Хаджи-Гирея с представителем султана - Демир-кяхья. В 1454 г. в Каффинский залив вошла турецкая эскадра, состоявшая из полусотни галер. Одновременно у стен города появился с 6000 вооруженных всадников Хаджи-Гирей. После этого консул Каффы признал Хаджи-Гирея независимым ханом и обязался ежегодно платить ему дань. Литовские князья, между тем, включили в состав своего государства обширные территории, ранее входившие в состав Золотой Орды. На них претендовали и московские князья. Однако Хаджи-Гирей, который считал себя преемником ханов Золотой Орды, дал литовскому князю ярлык с золотой печатью на право владения этими землями.
1475-1774. Крымское ханство — вассал Турции. В 1475 г.
Османская империя завоевала генуэзские колонии и княжество Феодоро,
населенное христианами, впоследствии обычно именовавшимися
«крымскими греками». Эти территории, а также ряд крупных городов и
крепостей Причерноморья, Приазовья и Кубани вошли в состав турецких
владений, управлялись султанской администрацией и не подчинялись ханам.
Турция содержала в них свои гарнизоны, чиновничий аппарат и строго
взимала налоги с подвластных земель. Кроме того, в стратегически важных
районах степной части полуострова турки построили крепости и содержали
в них гарнизоны. Это были Ор (Перекоп), Арабат, Еникале, Гезлев (с
конца XVIII в. — Евпатория). Управлявший ими турецкий паша имел
резиденцию в Каффе, которую турки называли «малым Стамбулом». Здесь
постоянно располагался турецкий гарнизон. Степная и предгорная части
полуострова остались в составе ханства. Причина появления турок в
Крыму историками трактуется неоднозначно. По одной версии, их призвал
сюда Менгли-Гирей для борьбы со своими братьями Иур-Даулетом и
Хайдаром. За это он признал себя вассалом турецкого султана. По другой
версии, турки появились в Крыму, чтобы завоевать генуэзские колонии.
С 1478 г. Крымское ханство стало вассалом Османской Порты и оставалось
в этом качестве в течение трехсот лет вплоть до Кючук-Кайнарджийского
мира 1774 г. В западно-европейских изданиях приводится текст договора,
который в 1479 г. был заключен между турецким султаном Мехмедом II
и Менгли-Гиреем. Он определял статус Крымского ханства как
автономного в составе Порты. Договор предусматривал назначение
султаном крымских ханов из рода Гиреев — потомков Чингиз-хана (по
одной из версий). Порта взяла на себя обязательство не подвергать
смертной казни ни одного из Гиреев. «Владения хана и другие
местопребывания членов дома Гиреев, — говорилось в 3-й статье договора,
~ признаны неприкосновенным убежищем для всех, кто бы ни находил в
них себе приюта». Договор также обязывал хана по первому требованию
Из Стамбула выступать со своим войском на стороне Османского
г°сударства.
1467-1475, 1478 -1515. Менгли-Гирей. Этот хан, будучи энергичным и предприимчивым правителем, стал расширять территорию ханства за счет земель, входивших в состав Литвы, Польши и Большой Орды. Тем самым он не оправдал надежды великих князей литовских на то, что с созданием в Крыму независимого от Золотой Орды ханства их владения на украинских землях будут в безопасности. Менгли-Гирей воевал много и успешно. Так, с 50-тысячным войском хан помог султану подавить антитурецкое выступление в Молдавии. В награду за это тот предоставил ему право взимать налоги вместо молдавского господаря с жителей западной части Северного Причерноморья. Хан совершил несколько походов в Черкессию. Это привело к тому, что некоторые черкесские князья начали считать его своим сюзереном. Хан прославился и своей строительной деятельностью. Он соорудил в стратегически важных районах ханства крепости, которые должны были обезопасить его границы. Хотя Менгли-Гирей и согласился на назначение ханов турецким султаном, но принял меры к тому, чтобы самому назначить своего преемника. Он учредил в ханстве для своего старшего сына МухаммедТирея специальную должность — калги-султана. Постоянной резиденцией калги-султана стала Аж-Мечеть. В Стамбуле с ханом были вынуждены считаться и не посмели перечить, когда тот решил передать престол старшему сыну. Султан прислал в Бахчисарай фирман, в котором Мухаммед-Гирей был объявлен официальным наследником. Менгли-Гирей умер в 1515 г. и был похоронен рядом с останками его отца Хаджи-Гирея в дюрбе, которое было сооружено еще при жизни МенглиТирея над отцовской могилой.
В 1-й половине XVI в. зафиксировано употребление этнонима «крымские татары» (С.Герберштейн, М.Броневский), до этого мусульманское население степной и предгорной частей полуострова обычно называли просто «татарами». На протяжении XVI-XVIII вв. у крымских татар, в особенности в горном Крыму, кочевое скотоводство постепенно сменяется земледелием, хотя скот еще долго оставался основным мерилом богатства населения, которое занималось также коневодством, разведением верблюдов, овцеводством. «У них большие стада скота и овец, среди которых знаменитые курдючные овцы, имеются двугорбые верблюды и много лошадей не очень красивых, но быстрых, сильных и выносливых», - писал Тунманн (80-е гг. XVIII в.).
Земледелие было возможно только в тех местах Крыма, где имелись источники воды, что позволило возникнуть монопольному владению землей, пригодной для обработки. Па первых порах землепашество ограничивалось, в основном, посевом быстросозревающего ячменя. Но с течением времени татары научились выращивать пшеницу, гречиху, просо, овес. Французский консул в Крыму Пейсонель говорил, что из крымских портов ежегодно отходило от 100 до 150 кораблей, груженных хлебом для Турции. Другие народности, населявшие Крым, занимались огородничеством, садоводством, виноградарством. Они поделились с татарами навыками выращивания фруктовых деревьев, арбузов, дынь, овощей, винограда, занятия пчеловодством.
Процесс оседания татар шел особенно интенсивно в горных и
южнобережных областях Крыма, естественно, там шел и процесс ассимиляции татарами местных жителей. Степные же татары продолжали заниматься, в основном, скотоводством. Занятие земледелием для них еще долгое время считалось хлопотным делом, а техника земледелия оставалась примитивной и в XVIII в.
В Ногайской орде (Приазовье и Северный Кавказ) земледелие и ремесло носили вспомогательный характер и не получили широкого распространения. Оседлое земледелие отсутствовало. Чтобы вырастить хлеб, весной часть ногайцев уходила в сторону от долины, где находилась их орда, избирала удобную для земледелия территорию, обрабатывала и засевала землю, а когда хлеб созревал, собирала урожай и возвращалась с продовольствием в свою орду. Кочевое скотоводство основывалось на периодической смене пастбищ с учетом их травостоя, сезонов, климата и количества скота. Существовала система кочевания с определенными маршрутами перекочевок, использованием зимних, весенних, летних и осенних пастбищ, установленных для каждого кочевого коллектива.
В Буджаке (Приднестровье, Приднепровье) население вело оседлый образ жизни, занимаясь, кроме земледелия, скотоводством, пчеловодством.
Черкесы (Северный Кавказ) разводили лошадей, занимались охотой, рыбной ловлей, овцеводством. Это был оседлый народ.
На территории ханства возникло несколько форм земельных держаний: ханское землевладение, бейлики (владения знатных беев-карачеев), султанское землевладение, вакуфные земли, принадлежавшие духовенству, мурзинское землевладение, общинные земли. Первоначально земли Крыма, еще входившего в состав Золотой Орды на правах улуса, были захвачены для зимних кочевий представителями четырех знатнейших татарских родов: Ширинов, Барынов, Аргинов и Сиджиутов. В последующем к ним присоединился ногайский род Мансуров, выдвинувшийся на второе место (после Ширинов), и род Яшлавов (Судешевых).
Патриархально-родовая организация просуществовала у татар вплоть до конца средневековья. Во главе родов стояли беи, которые, руководствуясь правом первого захвата земли, к моменту установления власти Гиреев уже имели свою территорию, внутри которой лучшие земли выделялись в пользу бея и назывались бейликами. В своем бейлике владелец, кроме пожизненного владения землей бейлика и собственностью, приобретенной за счет освоения целинных земель либо пожалования, имел полную власть над населением. Они самовластно творили суд и расправу над зависимым населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины, которая вначале была 8-10 дней в году, а потом стала заметно расти, и другие виды повинностей. В документах упоминаются всеобщий налог, подать с урожая, пошлина с купли-продажи, таможенная пошлина, подельная или подушная подать, провиант и фураж, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, за поголовье крупного рогатого скота и др. Бей обязан был вооружать свое население во время военных походов. В пределах бейлика особые участки земли принадлежали мурзам — членам бейского рода. Мурзы были ниже беев по социальному положению, собственно, они и составляли класс феодалов, резко
обособляясь от остальных групп населения, т.к. не имели права вступать в брак с простыми татарками, получать доходы иным путем, кроме как с земли или военной добычи.
Дом Гиреев широко использовал разные формы земельных пожалований за-услуги, оказанные правителям. Раздавались земли с пашнями, сенокосами, зимовьями для скота, садами, мельницами. Постепенно многие земли становились наследственными. Эта раздача земель превратила беев не только в крупных землевладельцев, но и в фактических хозяев страны, т.к., хотя хан и считался главой государства и высшим сеньором, вассальная зависимость татарских родов и племен, да и других народов, подчиненных власти хана, была часто лишь номинальной. Высшую феодальную власть составляли главы влиятельных родов. Наиболее знатными и могущественными были представители рода Ширинов, которые играли главную роль в стране. Фактически, по их решению смещались и назначались ханы, они могли жениться на принцессах из ханского дома, занимали самые важные посты в государстве, владели одними из лучших территорий в стране. Резиденция главы ширинских беев, владевших землями от Карасу до Керчи, находилась в Карасубазаре, в войске имелось свое знамя, бей имел свое управление — диван. Мансуры, возвысившиеся в XVII в., имели только нураддина. Бейлик Аргинов находился возле Каффы и Судака. Между представителями этих родов велась непрерывная борьба за власть в государстве, за влияние на хана, за место в ханском совете — диване. Беи-карачеи (главы родов) были непременными советниками хана.
Хан, являясь верховным землевладельцем, владел соляными озерами и деревнями возле них, лесами по течению Альмы, Качи и Салгира и пустошами, на которых возникали поселения новых обитателей, превращавшихся постепенно в зависимое население и выплачивавших ему десятину. Имея право наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие родственники, хан мог стать наследником беев и мурз. Эти же правила распространялись и на бейское и мурзинское землевладение, когда к бею или мурзе переходили земли бедных земледельцев и скотоводов. Из земельных владений хана выделялись земли калге-султану. В состав ханских владений входили также несколько городов — Солхат, Кырк-Ер (Чуфут-Кале), Бахчисарай.
Значительную категорию привилегированного сословия составляло мусульманское духовенство, игравшее важную роль в общественной жизни страны. Духовенству принадлежали вакуфные земли, с которых оно получало основные доходы. Определенную долю его доходов составляли отчисления от военной добычи и налоги, собираемые со всего населения страны. Немалыми были и дарения ханов, феодальной знати в пользу служителей культа.
Основную массу населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, называвшиеся «черным народом». Эти люди были лично свободны, сохраняли родовую организацию, являвшуюся старой оболочкой, внутри которой проходил процесс распада родового строя. Основной социальной ячейкой являлась патриархальная семья. В Крыму татары
познакомились с земледельческой общиной «джемаат». Применяемая в ней форма поземельных отношений была во многом воспринята татарами, и постепенно община «джемаат» пришла на смену родовой общине. В ней существовали коллективная собственность на землю, общественные сенокосы, общественные колодцы, коллективная запашка земли, для осуществления которой объединялись несколько семей, являвшихся основной социальной ячейкой. Земля в общине распределялась на паи, которые со временем превращались в собственность земледельца, что приводило к появлению имущественного неравенства среди общинников. Самую низшую и довольно многочисленную группу населения ханства составляли рабы — совершенно бесправные люди, объект купли-продажи. Контингент рабов пополнялся двумя путями: путем захвата пленных во время набегов на соседей или путем взимания живой дани с вассальных князей, стоявших во главе подвластных Крыму племен. Труд рабов широко использовался в хозяйстве, однако его производительность была крайне низка, а это замедляло развитие экономики ханства.
В городах Крыма, которые в XVT-XVTII вв. снова стали широко известны, кроме издавна проживавших греков, армян, евреев, поселилось большое количество татар и турок, также занимавшихся торговлей и ремеслом. Купцы и ремесленники имели свои цеховые организации, контролировавшиеся ханскими чиновниками, которые назначали таксы на изделия различных цехов, взимали пошлины со всех торговых сделок, ведали налогообложением населения, стремясь извлечь как можно больше доходов в казну. В татарских городах были развиты производство войлока, выделка кожи, сафьянов, седел, металлообрабатывающее ремесло, изготовлялось оружие, сбруя, обувь, одежда, ковры, предметы домашнего обихода. На рынках широко представлены были и продукты сельского хозяйства: мясомолочные (особенно ценилось ногайское коровье масло), мед, воск, виноград, овощи, фрукты, вино, Несмотря на существование денежной системы, часто осуществлялась меновая торговля. Крымские ханы были заинтересованы в развитии торговли, дававшей значительные прибыли казне. Среди товаров, вывозимых из Крыма, называются сырая кожа, овечья шерсть, сафьяны, овечьи шубы, серые и черные смушки.
Значительный процент городского населения составляли рабы. Крупнейшими центрами работорговли были Карасубазар, Гезлев и Каффа. Города застраивались невысокими одноэтажными зданиями, улицы были кривыми и узкими, но дворцы хана и знати, а также мечети, гостиницы (ханы) для приезжих строились добротно, с учетом вкусов мусульманского населения ханства. В Старом Крыму, Каффе, Керчи, Гезлеве было большое Количество католических, греческих, армянских церквей. В Гезлеве была построена мечеть Джума-Джами, строителем которой был знаменитый Грецкий зодчий Аби Синан. В Ак-Мечети и Гезлеве действовали еврейские н караимские синагоги.
Из городов Буджака следует отметить Килию, Бендеры, Измаил, ^ккерман, крепости Очаков и Килбурун (Кинбурн). И хотя Турция в большинстве этих городов содержала свои военные гарнизоны, подчиненность населения Крымскому ханству также существовала. В устье
Дона находилась турецкая крепость Азак (Азов). На территории восточных границ ханства стояли крепости Тамань, Темеон, Хысров (в Черкессии). На материковых землях ханства находилось также определенное количество деревянных крепостей-паланок, в которых охранную службу несли местные жители.
Главной крепостью при въезде на территорию полуострова была Перекопская, являвшаяся воротами Крыма. Функции защиты Крыма выполняли города-крепости Арабат, Керчь. Торговыми портами были Гезлев. Каффа. Военные гарнизоны (в основном, турецкие, частично — из местных греков) содержались также в Балаклаве, Судаке, Керчи, Каффе.
Несколько городов являлось резиденциями представителей крупнейшей знати. Например, Бахчисарай был столицей ханства, Ак-Мечеть — резиденцией калги-султана, Карасубазар — центром беев Ширинских, Каффа — резиденцией наместника турецкого султана.
Государственной религией на территории Крыма было мусульманство, а у ногайских племен господствовал шаманизм. По шариату, каждый мусульманин должен участвовать в войнах с неверными. Военная деятельность была обязательной как для крупных, так и для мелких феодалов. Специфика военной организации татар, в корне отличавшаяся от военного дела европейских народов, вызывала особый интерес у последних. Выполняя задания своих правительств, дипломаты, купцы, путешественники стремились не только к налаживанию контактов с ханами, но и старались детально ознакомиться с организацией военного дела.
1515~1577. Крымское ханство при ближайших преемниках Менгли-Гирея. После смерти МенглиТирея в ханстве произошли события, которые так оценил крымский историк Сейид-Мухаммед Риза: «Происки и взаимные злокозненные отношения самих Гиреев между собой уронили их достоинство в глазах Порты и подали ей повод обращаться с ними иначе, чем бы следовало». Право хана самому себе назначить наследника при условии его формального утверждения в Стамбуле, по мнению этого историка, было утрачено Гиреями после гибели Мухаммед-Гирея, погибшего от рук взбунтовавшихся ногайцев. Но при Сахиб-Гирее авторитет ханской власти в Стамбуле несколько возрос. Так, когда он обратился в Стамбул с просьбой позволить увеличить ханские доходы за счет взимания нового налога с христиан и превращения Гезлева в торговый город, то получил согласие. Султанский фирман также предоставил хану свободу и при решении некоторых других внутренних дел ханства. Одновременно султан Сулейман принимает меры к тому, чтобы не допустить выхода ханства из-под турецкого протектората. В 1532 г. по требованию из Стамбула Сахиб-Гирей со своим конным войском явился в Молдавию, куда прибыл и султан для приведения в покорность вышедшего из повиновения молдавского господаря. В Яссах турки устроили хану торжественную встречу — его приветствовали выстроенные как на параде турецкие войска, артиллерийский салют. Султан знал, что делал: не видевшие ранее пушек татары были потрясены. Сулейман достиг своего, показав, как он велик и могуч и как выгодно крымцам иметь такого могущественного покровителя. Действительно, пользуясь зашитой
султана, Сахиб-Гирей постоянно совершал набеги на Украину, Польшу, Литву, Московское государство и другие страны и народы. Опираясь на личные дружеские отношения с султаном Сулейманом, хан становился все более независимым во внутренней и внешней политике. Это вызывало недовольство влиятельных сановников в турецкой столице. Они стали настраивать султана против Сахиб-Тирея и в конце концов добились своего. Сулейман сместил хана и назначил на его место Девлет-Гирея.
Это был первый случай лишения Гирея престола, который затем стал обычным явлением в истории Крымского ханства.
Девлет-Гирей (1551-1577 гг.) был энергичным и жестоким правителем, который смог удерживать за собой престол в течение длительного времени. Для этого он истребил тех Гиреев, которые могли на него претендовать. Хан добился значительной консолидации внутри татарского общества, прежде всего за счет почти ежегодных набегов на соседние народы. Для обороны от набегов крымцев на русские земли Иван Грозный начал сооружать «засечную черту» — систему оборонительных укреплений. Но это мало помогало. В мае 1571 г. Девлет-Гирей отправился в поход и вскоре появился под стенами Москвы. «Москва вся сгорела в три часа, — отмечал летописец. — Людей в ней сгорело бесчисленное множество». Иван Грозный был вынужден согласиться на выплату хану ежегодной дани. «На основании договоров, - отмечал посол польского короля М.Броневский, — хан ежегодно получает дань от польского короля, великого князя литовского, великого князя московского, господаря молдавского и других соседей. Их послы являются сюда ежегодно. Хан принимает их иногда довольно снисходительно и ласково, а иногда более чем варварски, оскорбляет или слишком задерживает». Только Петру I удалось добиться по Константинопольскому миру в 1700 г. отмены дани крымскому хану.
В источниках указывается, что в Крымском ханстве не было регулярного войска, а в еоєнньіх походах фактически принимали участие все мужчины, способные носить оружие. С малых лет татары приучались ко всем тяготам и невзгодам военного быта, учились владеть оружием, ездить верхом, переносить холод, голод, усталость. Большую роль в военных операциях татар играла разведка. Специальные лазутчики отправлялись заранее вперед, выясняли обстановку, а затем становились проводниками наступающей армии. Почти никогда татары не выступали самостоятельно против регулярных, преобладающих в количественном отношении войск. Ханский совет устанавливал норму, в соответствии с которой подчиненные хана до л лены были поставлять воинов. Часть жителей оставалась для присмотра за имуществом ушедших в поход. Эти же люди должны были вооружать и содержать воинов, за что получали часть военной добычи. Кроме военной повинности, в пользу хана выплачивалась сауга — пятая, а Иногда и большая часть добычи, которую мурзы приносили с собой после набегов. Бедные люди, участвовавшие в этих походах, по извращении обязаны были вернуть долг за полученное военное снаряжение натурой, и получалось, что они мало выигрывали от походов. В военном деле у татар можно выделить два вида походной
организации — боевой поход, когда татарское войско принимало участие в боевых действиях воюющих сторон, и грабительский набег — беш-баш, который осуществлялся зачастую отдельными мурзами и беями со сравнительно небольшими воинскими отрядами с целью получения добычи и захвата пленных.
«Походы предпринимают ... зимой... Перед началом похода делают смотр войску,.. Татары рассчитывают время похода таким образом, чтобы вернуться назад в Крым до того, как вскроются реки, т.к. они не подковывают своих лошадей и боятся, чтобы лошади не сбивали копыта», — отмечал инженер де Боплан (серед. XVII в.).
«Если поход осуществлялся с целью получения добычи, то, не доходя до границы несколько миль, татарское войско в скрытом месте становится на отдых, отдыхает 3-4 дня, а затем начинает организовывать войско, разделив его на три отряда, две трети составляют главный корпус, а одна треть образует крылья — левое и правое. Каждое крыло состоит из 8-10 тыс. всадников и разделяется на 10-12 пятисотенных или шестисотенных отрядов, которые рассыпаются по деревням, окружают селения со всех сторон. Захватив богатую добычу, татары возвращаются в Крым уже другой дорогой из боязни преследования», — отмечал все тот же де Боплан.
В поход татары не брали особого имущества в надежде на добычу, захваченную в чужих землях. Зато серьезное внимание уделялось лошадям. Лошади у них были особой низкорослой породы, очень выносливые и неприхотливые. «Сия животныя не боятся ни холоду, ни жару и всегда бегают рысью. Нет ни рек, ни болот, которыя бы могли их остановить», — так пишет о татарских лошадях граф де Марсильи. «Обычно, отправляясь в поход, каждый татарин имеет с собой от двух до четырех заводных лошадей: устанет одна, он вскакивает на другую, а лошадь бежит за хозяином, как собака, чему она приучается очень рано» (Михаил Литвин, серед. XVI в.).
Вооружены татары были саблею, луком и колчаном с 20 стрелами, ножом, имели огниво для добывания огня, шило и до 6 сажен ременных . веревок для вязания пленников. Любимым оружием татар были сабли, изготовлявшиеся в Бахчисарае, ятаганы и кинжалы брались про запас,
Во время похода татары питались хлебом, кониной. Татарин решался зарезать только больную лошадь либо когда она падет сама, что бывало довольно часто. Кусок сырого мяса клали под седло, пустое внутри, и мясо там лежало и прело до тех пор, пока не делалось мягким, тогда они охотно ели его. Но самая обыкновенная их пища состояла из простой ячменной или гречневой каши.
Существовали определенные тактические приемы, применяемые обычно татарами. В начале атаки они всегда старались обойти левое крыло | неприятеля, чтобы было удобнее выпускать стрелы. Высокое мастерство \ стрельбы из лука сразу двумя и даже тремя стрелами отмечал Эвлия j Челеби. Сражения признавали только в открытом поле, избегали идти на j осаду крепостей, т.к. у них не было осадной техники.
У нас нет точных данных о численности татарского войска. Так, в |
трактате Михаила Литвина — военного и политического деятеля княжества Литовского «О нравах татар, литовцев и московитян» отмечается, что «хан в состоянии послать на войну 30000 всадников, ибо каждый мужчина, способный оседлать коня, является воином». Эта цифра не окончательная, т.к. в разных источниках она колеблется от 4000 до 200000 человек (мемуары барона Тотта). В зависимости от целей и задач военных действий татар войска возглавлялись ханом, калгой или нуреддин-султаном. Но никто из татар не призывался к оружию против воли его бея или мурзы. Политическая организация ханства формировалась постепенно, с учетом его менявшейся роли на международной арене, многонационального состава населения, зависимости от Османской Порты. Оно не было централизованным государством и дробилось на отдельные территориальные единицы, имевшие свою политическую организацию.
Ханы назначались и смещались по воле султана. В этом была слабость Крыма и сила Турции. Ни один хан не мог быть уверен в своем завтрашнем дне, т.к. в любую минуту мог расстаться не только с властью, но и с жизнью. Большинство перемещений высших должностных лиц осуществлялось по наговорам и просьбам крымских беев, которые, борясь за свою самостоятельность, не допускали возвышения того или другого хана. Род Гиреев, хотя и получил право на ханскую власть, не сумел добиться от знати, чтобы власть была наследственной и неограниченной. Власть хана была ограничена не только волей султана, но главное — представителями наиболее знатных родов — беями-карачеями, которые были непременными советниками хана. В результате к середине XVIII в. насчитывалось около двухсот Гиреев, которые в равной степени могли претендовать на ханский престол.
Существовали «малый» и «большой» советы, игравшие очень серьезную роль в жизни государства. «Малым» назывался совет («Малый диван»), если в нем принимал участие узкий круг знати, разбиравший
вопросы, требующие срочных и конкретных решений. «Большой диван»
- это собрание «всей земли», когда в нем принимали участие вообще все
мурзы и представители «лучших» черных людей.
В государственном устройстве Крыма во многом были использованы
золотоордынская и турецкая структуры государственной власти. Чаще
всего высшие государственные должности занимались сыновьями, братьями
хана или другими лицами знатного происхождения.
Первым должностным лицом после хана был калга-султан. На эту
Должность назначался наследник хана или доверенное лицо из ханской
фамилии. Калга управлял страной в случае смерти хана до назначения на
престол нового. Он был главнокомандующим, если хан лично не
отправлялся на войну.
Вторую должность — нураддина — также занимал член ханской
фамилии. Он был президентом в малых и местных судах, командовал в
По*одах меньшими корпусами.
Муфтий — это глава мусульманского совета Крыма, толкователь зако-
н°в, обладающий правом смещать судей-кадиев, если они судили
Неправильно.
Каймакан — наместник хана на время его отсутствия и начальник крепости Op-Капи. Чаще всего эту должность занимали члены ханской фамилии либо член фамилии Ширин. Он охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма, Должности кадия, визиря и др. министров аналогичны тем же должностям в Турции.
Кроме вышеуказанных существовала важная женская должность — валиде-султанша, или ула-султанша, которую занимала мать или сестра хана. По значимости и роли в государстве она имела следующий за калга-султаном ранг.
В Крымском ханстве велась постоянная борьба между знатными татарскими родами, между буджаками и ногайцами. Феодальная власть часто была оппозиционно настроена по отношению к хану. Во внутренних распрях сказывалось влияние турецкого правительства, которое стремилось не допускать консолидации сил внутри Крымского ханства. Турция нередко создавала конфликтные ситуации внутри страны, что естественно ее ослабляло. Это позволяло контролировать деятельность не только хана, но и неспокойной крымской знати и направлять развитие государства в нужное османам русло.
Двойственный характер политической, хозяйственной и культурной жизни Крыма сказывался во всем. Здесь действовали законы шариата, считавшиеся у правоверных мусульман правилами жизни. В то же время во многих вопросах в Крымском ханстве придерживались старинною права — «чингизового торэ». Имела хождение двоякая могозта: татарская и турецкая, ряд повинностей в государстве выполнялся населением и в пользу своих феодалов, и в пользу Турции.
Отдельные территории также были в непосредственном подчиненин турецких властей (г. Каффа, где имел резиденцию турецкий паша, отдельные поднепровские, азовские и ногайские земли). Постоянный контроль и надзор со стороны Турции, ограничение власти и неуверенность в ее прочности приводили к тому, что лишь немногие правители из династии Тиреев пытались по-своему решать политические проблемы государства, а большинство ханов являлось фактически выразителем воли и интересов турецкого султана.
Специфика взаимоотношений Османской империи и Крыма, сложившаяся в XVI-XVIII вв., привела к тому, что на международной арене их политика воспринималась как разобщенная, лишенная внутреннего единства. Искусственно создававшийся эффект раздвоенности политики давал возможность Османской империи выглядеть «миролюбивой» державой, а Крымскому ханству выступать в роли вполне самостоятельного государства, способного будто бы даже быть противником Стамбула. Такая маскировка реального политического и военного партнерства дезориентировала многих правителей европейских государств и тем самым значительно облегчала Турции осуществление конкретной цели — не допустить коалиции славянских стран в борьбе за выход к Черному морк)'
И как результат, Крым то выступал на стороне Польши в борьбе с Москвой, то заключал договоры о дружбе и торговых контактах с Русским государством, выступая как враг Польши, то вступал в «братские» связи
с украинским казачеством, то изменял всем этим уверениям и переходил на сторону своих вчерашних врагов. Порта, со своей стороны, в одних случаях подталкивала воинственный Крым к боевым действиям, предлагая ему таким путем выравнивать силы восточноевропейских государств, в других — обходилась без крымцев, прибегая к средствам мирной дипломатии.
В результате такой политики сократились возможности торговых контактов Востока и Запада, Черное море стало «внутренним», контролируемым турецкими властями. И это при том, что торговый путь, пролегавший по Черному морю, имел для Европы не меньшее значение, чем средиземноморский.
В конце XV в. по инициативе Турции устанавливаются дипломатические связи между Турцией и Московским государством. Первый личный контакт был налажен в 1497 г. московским посольством, которое возглавил стольник Михаил Андреевич Плещеев. Перед посольством была поставлена задача добиться нормальных условий для деятельности русских купцов в Каффе, Азове и в Турции. Но еще раньше, в 1474 г., с крымским ханом МенглиТиреем заключил союз Иван III. Русский царь покровительствовал торговле, с этой целью поддерживал особые отношения с Каффой и Азовом. Туда везли большими партиями собольи шкурки, лисьи и горностаевые меха, сукна, холст, одежду и кожи, в обмен на которые получали лошадей. Торговля процветала и при Василии III. Русское государство было заинтересовано в развитии мирных торговых отношений, т.к. ведущее место среди восточных государств в товарообороте с Россией принадлежало Турции, да и торговля с западными странами шла через Крым (главным образом, через Каффу) и Литву. Однако торговые связи не были постоянными, долгосрочными. Они часто прерывались, т.к. крымские ханы брали с купцов большие проезжие и торговые пошлины или просто грабили их.
Весь период XV-XVIII вв. — это время почти не прекращавшихся пограничных конфликтов и войн. Военные формирования на российских, украинских, польских, литовских землях постоянно находились в состоянии повышенной боевой готовности, т.к. не только пограничным землям, но и глубинным территориям государств угрожала опасность татарского вторжения. Турецкое правительство часто посылало отряды янычар и артиллерию для усиления военной мощи татарской армии.
Военные же действия против Крыма затруднялись во многом из-за его выгодного стратегического положения, т.к. Крым отделяла от русских и польских границ широкая полоса безлюдных, безводных степей (Дикое поле), преодолеть которые было нелегко, а единственная дорога проходила через сильно укрепленный Перекоп (Op-Капи). Кроме того, на берегах черноморского побережья и в устьях впадающих в Черное море рек стояли грозные турецкие крепости, охранявшие все подступы к морю и Крыму. Поэтому, понимая все трудности организации большого похода на Крым, военачальники ограничивались оборонительными мероприятиями — строительством разного рода заградительных сооружений, созданием в XVI в. казачьего войска и т.д.
Запорожская Сечь во внешней политике Крымского ханства.В