Особенности культуры Казахстана ХІХ века. Школа “Зар-Заман”. Акыны – мыслители: Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы
Поэзия "Зар Заман". Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление "эпохи скорби" (зар заман).
Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении "Зар заман" он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его беспокоило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай - поэт-пессимист. Не находя выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религозные обряды.К поэтам этого течения обычно относят Дулата Баба-тайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы, Ауба-кира Кердери Боранкулулы и др. Их поэзия - это своеобразный идейный и стилевой синтез, корнями уходящий к творческим традициям жырау (особенно к традициям Шалкииз-жырау и Бухар-жырау). В своих произведениях они в мистических тонах изображают картину мира, приближающегося к неотвратимой гибели. Подсознательное ожидание конца света психологически сближает их поэзию с творчеством жырау эпохи Казахского ханства: Асана Кайгы, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау. Вместе с тем в центре их миропонимания, как и в ранние века мусульманской эпохи, находятся Коран и произведения околокоранической литературы, в которых было обосновано учение о конце света. Поскольку литература «Зар замана» своим содержанием была тесно связана с идеей казахской государственности и раскрывала религиозные воззрения на мир ее авторов, то в годы господства сталинского режима она была подвергнута жесточайшей критике со стороны официальной науки и к ней был прочно приклеен ярлык реакционной.
Бабатайулы Дулат (1802–1874 гг.)
Дулат Бабатайулы родился в местечке между Балхашом и Аягузом, где кочевали роды, называвшиеся найман-сыбаны. Дулат хорошо знал арабскую грамоту и был для своего времени образованным человеком. В песнях акына созданы реальные картины действительности, показаны социальные противоречия в казахской степи после ликвидации ханства, когда власть была передана султанам и волостным правителям. Дулат изображает тяжелую жизнь народа, осуждает насилие царских колонизаторов («Тегімді менің сұрасаң», «О, Сарыарқа, Сарыарқа», «Асқар таудың сәні жоқ»). В произведениях «Сүлейменге», «Бараққа», «Кеңесбайға» и другие поэт критикует действия царских чиновников, обличает их пороки. Дулат был первым поэтом в казахской поэзии, который сочинял сатиру. Дошедшие до нас четыре-пять сатирических стихотворений привнесли в казахские стихи новые формы. В стихах Дулата присутствуют размышления, интересные образы, необычные повороты слова, и этим он как поэт очень интересен. Например, характеризуя человека с трудным характером, он сравнивает его с «деревом, застывшим от мороза». Но в основном стихи Дулата дидактического, назидательного плана. В 1991 году был издан сборник произведений Дулата «Замана сазы».
Канайулы Шортанбай (1818–1881 гг.)
Самый видный акын периода, называемого «скорбные времена». Шортанбай состязался с известными акынами своего времени Шоже, Орынбаем, Асаном. Родился акын в Туркестанском районе Южно-Казахстанской области, умер в ауле Аксу-Аюлы Шетского района Жезказганской области.
Мотивом творчества акына явились общественно-социальные стержневые вопросы жизни народа. Шортанбая не оставили равнодушным изменения в жизни общества. Зарождающиеся капиталистические отношения в казахском обществе он считал следствием колониальной политики России. Акына не радовали также изменения в общественном сознании людей. Те, что позже настораживали Абая «Шошимын кейінгі жас балалардан», во времена Шортанбая начали проявляться. Поэтому Шортанбай Канайулы, критикуя в своих произведениях «Ақырзаман» («Конец света»), «Зар заман», «Бала зары», «Тар заман», «Опасыз жалған» уродливые, досадные явления, открыто показывал тяжелую жизнь народа. Можно назвать эти произведения криком души поэта.
Сборник произведений акына под названием «Шортанбайдың бала зары» издавался в Казани несколько раз (1888, 1890, 1894, 1911, 1915). Его стихотворения «Зар заман», «Заманақыр» выпустили В. Радлов в Санкт-Петербурге (1870), Лютш в Ташкенте (1883).
Сакен Сейфуллин составил сборник «Шедевры старой литературы», в который было включено много произведений Шортанбая. Произведения акына вошли также в составленную С. Мукановым и К. Бекхожиным «Хрестоматию по казахской литературе» и сборник под названием «Айтыс» (1965).
Исследованиями наследия Шортанбая также занимались М. Ауэзов, С. Муканов, К. Жумалиев, Х. Суинишалиев, М. Магауин, С. Кирабаев, Ы. Дуйсенбаев, Т. Нуртазин, Г. Мусабаев и другие. Рукописи произведений Шортанбая хранятся в Центральной научной библиотеке Национальной академии наук Республики Казахстан.
Монкеулы Мурат (1843–1906 гг.)
Акын, жырау. Родился в селе Карабау Кызылкогинского районаАтырауской области. Рано осталсясиротой, воспитывался у брата Матай. Создал множество песен,толгау и посвящений, в которых обращался кистории, воспевал любовь к родной земле.
«Үш қиян» — одно из значительных произведений, в котором акын описывает тяжелое положение народа, свои сомнения, мечты и надежды. В своих произведениях Монкеулы старается использовать приемы и традиции стихосложения, которые передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков. В то же время, акын применял прогрессивные способы выражения своих мыслей, стремясь к реалистичности, достоверности и конкретности в создании характеров для своих стихотворений. Мурат Монкеулы внес немалый вклад в развитие казахского литературного языка.
В произведениях Монкеулы ярко отражен протест бедного люда против угнетателей, в частности, против царских властей.
Монкеулы поднимал вопросы огромной важности, и, пытаясь в них разобраться, часто обращался к прошлому своего народа. Именно поэтому в его произведениях очевидна связь между прошлым и настоящим.
Произведения Мурат Монкеулы опубликованы в сборниках: «Мұрат ақынның Ғұмар Қазиұлына айтқаны» (Казань, 1908), «Ақын» (Казань, 1912), «Мұрат ақынның сөздері» (Ташкент, 1924), «Бес ғасыр жырлайды» (1989), «Алқаласа әлеумет» (1991) и т. д. Сочинения Мурат Монкеулы переведены на русский язык.