Термины, определения, обозначения и сокращения
Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации
(Инструкция осмотрщику вагонов)
УТВЕРЖДЕНА
Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50
Введена в действие распоряжением ОАО "РЖД" № 1794р от 31.08.2009 г.
Внимание!
Распоряжением ОАО "РЖД" № 2623р от 18.12.2009 г. утверждены ивведены в действие с 20.12.2009 г. Комментарии к Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов)Инструкция приведена в ред. Протокола 52-го Заседания Совета по жд транспорту
Содержание:
1. Основные положения
1.1. Область применения
1.2. Нормативные ссылки
1.3. Термины, определения, обозначения и сокращения
1.4. Порядок технического обслуживания вагонов
1.5. Требования, предъявляемые к осмотрщику вагонов
2. Техническое обслуживание вагонов
2.1. Техническое обслуживание вагонов в транзитных поездах
2.2. Техническое обслуживание вагонов на сортировочных станциях
2.3. Техническое обслуживание вагонов на пунктах со сменой локомотива и перед затяжными спусками
2.4. Контроль технического состояния вагонов при передаче их с подъездных путей предприятий и организаций
2.5. Техническое обслуживание грузовых вагонов при подготовке их к перевозкам
2.6. Техническое обслуживание пассажирских вагонов на пунктах формирования и оборота
2.7. Техническое обслуживание пассажирских вагонов в пути следования
3. Технические требования к узлам и деталям вагонов в эксплуатации
3.1. Общие положения
3.2. Колесные пары
3.3. Буксовый узел
3.4. Тележки
3.5. Рессорное подвешивание
3.6. Автосцепное устройство
3.7. Тормоза.
Техническое обслуживание тормозного оборудования вагонов с дисковыми тормозами.
Порядок включения вагонов с дисковыми тормозами в составы поездов
3.8. Рама вагона
3.9. Кузов и оборудование
3.10. Привод генератора
Приложение А. средства измерений, инструмент и принадлежности общего пользования на ПТО
Приложение Б. Инструмент и принадлежности слесарей ПТО
Приложение В. Инструмент и принадлежности осмотрщиков вагонов
Приложение Г. Сроки проведения деповского и капитального ремонтов грузовых и пассажирских вагонов курсирующих в межгосударственном сообщении
Приложение Д. Форма Акта контроля венцов тормозных дисков вагонов
Приложение Е. Места постановки клейм государств-собственников на деталях вагонов, оформление полей на наружной грани обода колеса и коды принадлежности государств
Приложение Ж. Форма книги натурного осмотра вагонов на пунктах технической передачи (ВУ-15)
Приложение З. Форма акта на оформление повреждения вагонов ВУ-25 и акт формы ИНУ-53
Приложение И.
Приложение К. Особенности заполнение справки формы ВУ-45
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Область применения
Настоящая Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (далее Инструкция) устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов.
Нормативные ссылки
В настоящей Инструкции использованы ссылки на следующие документы:
1 Правила технической эксплуатации железных дорог;
2 Инструкция по сигнализации на железных дорогах;
3 Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;
4 "Правила эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог". Протокол заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 29-30 мая 2008 г. № 48;
5 Инструкция по организации рабочего места осмотрщика вагонов, принимающего пассажирский и грузовой поезд "с ходу";
6 Типовой технологический процесс работы пункта технической передачи вагонов в составе ПТО станции и контроля за сохранностью вагонного парка;
7 Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог;
8 Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками;
9 Инструкция по ремонту тормозного оборудования вагонов;
10 Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар;
11 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;
12 Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
13 "Инструкции по техническому обслуживанию цельнометаллических пассажирских вагонов";
14 Типовой технологический процесс технического обслуживания грузовых вагонов;
15 Руководящий документ ремонт тележек грузовых вагонов;
16 Инструкция по комплексной модернизации тележек грузовых вагонов с использованием износостойких элементов и колес с ремонтным профилем ИТМ-73;
17 Инструкция по эксплуатации и деповскому ремонту тележек грузовых вагонов с износостойкими элементами и колесами с ремонтным профилем ИТМ-73 или стандартным профилем.
18 Типовой технологический процесс подготовки и экипировки пассажирских вагонов в рейс;
19 Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов;
20 Инструкция по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда;
21 Руководство по техническому обслуживанию транспортеров;
22 Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту пассажирских вагонов на безлюлечных тележках;
23 Вагоны пассажирские. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту;
24 Руководство по техническому обслуживанию электрооборудования пассажирских вагонов;
25 Инструкция по техническому содержанию оборудования пассажирских вагонов;
26 Руководство по текущему отцепочному ремонту
27 Руководящий документ "Порядок безопасного ведения работ с вагонами гружеными опасными грузами при техническом обслуживании и безотцепочном ремонте, и при текущем отцепочном ремонте";
28 "Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в межгосударственном сообщении". Протокол заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 22-23 ноября 2007 г. № 47;
29 "Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств". Совещание от 24.05.96 г. уполномоченных представителей железнодорожных администраций, в соответствии с решением протокола заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 05.04.96 г. № 15;
30 "Правила эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов". Введены в действие 01.09.2001 г. решением 29 заседания Совета по железнодорожному государств-участников Содружества от 19-20 июня 2001 г.
Термины, определения, обозначения и сокращения
ПТО - пункт технического обслуживания вагонов;
СКНБ - система контроля нагрева букс пассажирских вагонов;
КТСМ - комплекс технических средств многофункциональный;
УЗОТ-РМ - устройство зарядки и опробования тормозов с регистрацией, модернизированное;
АСКПС - автоматизированная система контроля подвижного состава;
УКСПС - устройство контроля схода подвижного состава;
АСУ ПТО - автоматизированная система управления ПТО;
КТИ - комплекс технологических измерений;
ПТП - пункт технической передачи;
Система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов предусматривает следующие виды технического обслуживания и ремонта:
- техническое обслуживание вагона; ТО: Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности грузового вагона в сформированных или транзитных поездах, а также порожнего вагона при подготовке к перевозкам без его отцепки от состава или группы вагонов.
- текущий отцепочный ремонт вагона; ТР: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей с подачей на специализированные пути.
По состоянию грузового вагона, месту обнаружения его отказа и отцепки, текущий отцепочный ремонт подразделяется:
- текущий ремонт вагона; ТР-1: Ремонт порожнего вагона, выполняемый при его подготовке к перевозке с отцепкой от состава или группы вагонов, подачей на специализированные пути с переводом в нерабочий парк. При этом порядок перевода в нерабочий парк вагонов принадлежности железнодорожной администрации или владельца инфраструктуры, и собственных вагонов приписанных к железнодорожной администрации, устанавливается этой железнодорожной администрацией или владельцем инфраструктуры;
- текущий ремонт вагона; ТР-2: Ремонт груженого или порожнего грузового вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
- деповской ремонт вагона; ДР: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей.
- капитальный ремонт вагона; КР: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
- капитальный ремонт с продлением срока службы; КРП: Контроль технического состояния всех несущих элементов конструкции вагона с восстановлением их назначенного ресурса, заменой или восстановлением любых его составных частей, включая базовые и назначением нового срока службы.
Техническое обслуживание пассажирских вагонов предусматривает:
- текущий ремонт вагонов; ТР: Ремонт, выполняемый с отцепкой от транзитных поездов или сформированных составов, а также с отцепкой вагонов от состава или поезда в пунктах формирования или оборота пассажирских поездов с подачей их на специализированные ремонтные пути или в вагонные депо.
- техническое обслуживание вагонов; ТО-1: Обслуживание вагонов в составах поездов на пунктах технического обслуживания станций формирования и оборота пассажирских поездов перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях.
- техническое обслуживание вагонов; ТО-2: Обслуживание вагонов перед началом летних и зимних перевозок.
- техническое обслуживание; ТО-3: Единая техническая ревизия основных узлов пассажирских вагонов. Производится, через шесть месяцев после постройки, планового вида ремонта, предыдущей ревизии, с отцепкой от составов на специализированных путях в вагонных депо или в пунктах формирования пассажирских поездов.
- капитальный ремонт; КР-1: Плановый ремонт вагонов для восстановления исправности и ресурса вагонов путем замены или ремонта изношенных и поврежденных узлов и деталей, а также их модернизации.
- капитальный ремонт; КР-2: Плановый ремонт для восстановления исправности и ресурса вагонов с частичным вскрытием кузова до металла с заменой теплоизоляции и электропроводки. При необходимости с заменой базовых систем, элементов конструкций и модернизации основных узлов.
- капитально-востановительный ремонт; КВР: Ремонт пассажирских вагонов с использованием восстановленных существующих конструкций кузовов и тележек, обновлением внутреннего оборудования и созданием современного интерьера.