Соотношение нормы права. И статьи нормативно-правового акта
И статьи нормативно-правового акта
Норма права находит свое выражение в статьях нормативно-правовых актов.
Однако норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции, санкции, а статья нормативного акта – это средство воплощения нормы права, форма выражения государственной воли.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правила поведения, законодатель может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы норм права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.
По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:
а) прямой способ – имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;
б) отсылочный способ – имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;
в) бланкетный способ – имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов.
Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит перед ним ряд специальных задач: придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой как движение от общего к конкретному; избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные положения, факты, условия. Решать эти задачи приходится постоянно и поэтому происходит несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Охарактеризуйте особенности нормы права.
2. Какова внутренняя структура нормы права?
3. Выделите основные виды норм права.
4. Охарактеризуйте соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
5. Проанализируйте приведенные статьи из некоторых нормативных актов и ответьте на вопросы: К какому виду относится та или иная норма? Какие виды элементов имеют эти нормы?
а) Ст.15 Конституции РК
1. Каждый имеет право на жизнь
2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.
б) Ст.15 Закона о браке и семье. Расторжение брака.
1. Брак может быть прекращен путем его рассторжения по заявлению одного или обеих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
2. Рассторжение брака без согласия жены невозможно в период ее беременностьи и в течении первого года жизни ребенка.
в) Ст. 35 Конституции РК
1. Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.
г) Ст. 33 ГК РК.Понятие юридического лица.
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
2. Юридическое лицо имеет печать со своим наименованием.
Тема 14.
СИСТЕМА ПРАВА
Система права – внутреннее строение права, выражаю-щееся в единстве и согласованности всех действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям, подотраслям и правовым институтам.
Система права состоит из:
а) правовой нормы;
б) отраслей права;
в) подотраслей права;
г) правовых институтов.
Система права – это строение самого права, его подразделение на нормы отрасли, подотрасли и институты. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.
Основные черты системы права:
1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли.
2) ее элементы не противоречивы, внутренние согласованы, взаимосвязаны,что придает ей целостность и единство.
3) она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурны-ми, историческими факторами.
4) имеет объективный характер, так как зависит от объективно существующих отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует. Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
1) императивный – метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;
2) диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;
3) поощрительный – метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;
4) рекомендательный – метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.
Рассмотрим структурные элементы системы права.
Правовая норма – это единичное общеобязательное правило поведения, регулирующее общественное отношение, гарантируемое и санкционируемое государством и выраженное в статьях нормативных актов.
Отрасль права – это наиболее крупная часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.
Признаки отрасли права:
– каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования и свой метод правового регулирования;
– имеет свое законодательство, как правило, самостоятельные кодексы;
– имеет свой особый юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий способы реализации прав и обязанностей и государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм.
Подотрасль права по сравнению с отраслью права объединяет меньшие группы правовых норм и регулирует родственные общественные отношения. Например, предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, налоговое право - это подотрасль финансового права.
Институт права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Институт права – это сравнительно небольшая устойчивая совокупность правовых норм. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Например, в уголовном праве – институт назначения наказания, институт освобождения от уголовной ответственности; в семейном праве – институт брака, институт усыновления, институт развода; в гражданском праве – институт договора купли-продажи, институт юридического лица, институт исковой давности и т.д.
Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее. Существуют комплексные сложные правовые институты. Это более крупная совокупность правовых норм, имеющая в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.
Юридическим критерием для обособления той или иной совокупности в конкретный правовой институт служат три признака:
1) юридическое единство правовых норм;
2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений;
3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов и других нормативно-правовых актов.
Классификация отраслей права:
1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; причем над всей системой отраслей права стоит конституционное право, затем материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право и соответствующие им процессуальные отрасли – гражданско-процессуальное право, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное право;
2) специальные отрасли, где правовые режимы приспособлены к особым сферам общества: трудовое право, земельное, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право.
3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: аграрное право, экологическое право, торговое право, прокурорский надзор, морское право.
В юридической литературе выделяют следующие отрасти права:
1) конституционное (государственное) право;
2) гражданское право;
3) административное право;
4) уголовное право;
5) земельное право;
6) трудовое право;
7) семейно-брачное право;
8) уголовно-процессуальное право;
9) аграрное (сельскохозяйственное) право;
10) уголовно-исполнительное право;
11) экологическое (природоохранное) право;
12) финансовое право;
13) гражданско-процессуальное право;
14) международное право.
Среди формирующихся можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, таможенного, муниципального, компьютерного, космического права.
Дать характеристику основных отраслей права - это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования отраслей права. Рассмотрим некоторые отрасли права.
Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственное устройство. Доминирующий метод - императивный.
Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Основной метод - диспозитивный.
Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный.
Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и др. Господствующий метод - императивный.
Семейно-брачное право регулирует отношения, возникающие вследствие создания брака, а также отношения между членами семьи. Основной метод - диспозитивный.
Трудовое право регулирует отношения, возникающие в сфере труда и трудовой деятельности. Основной метод - императивный.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение системы права и охарактеризуйте ее элементы.
2. Проведите классификацию основных отраслей права.
3. Что такое правовой институт?
4. Дайте краткую характеристику основных отраслей права.
Тема 15.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Правотворчество является одним из важнейших направлений государственной деятельности. В юридической науке правотворчество понимается в двух аспектах. В узком смысле под правотворчеством понимается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком смысле правотворчество – это процесс, который начинается с момента правотворческого замысла и до практической реализации правовой нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.
Правотворческая деятельность состоит из 2-х основных частей.
Первая – включает в себе организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение и т.д.)
Вторая – в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.
Обе части неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии.
Первая – предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий.
Вторая стадия – официальное закрепление государственной воли в нормах права, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер.
Правотворчество характеризуется следующими особенностями:
– представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;
– основная его продукция – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах;
– важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
– уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – показатель цивилизованности и демократии общества.
Таким образом,правотворчество – это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм, гласность, профессионализм, законность, связь с правоприменительной практикой.
Рассмотрим эти принципы:
1)демократизм – характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе;
2) гласность – означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности;
3) профессионализм – заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты и др.;
4) законность – данная деятельность должна осу-ществляться в рамках и на основе Конституции и иных законов;
5) научность – в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуации, объективные потребности развития общества.
Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными.
6) связь с правоприменительной практикой – без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.
В зависимости от субъектов, правотворчество подразделяется на следующие виды:
1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума – всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;
2) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;
3) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая или выработаны негосударственными организациями.
Законодательный процесс выступает составной частью правотворчества. Суть законотворчества – это принятие высшим законодательным органом (парламентом) нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой. Он включает в себя четыре основные стадии:
1) законодательную инициативу;
2) обсуждение законопроекта;
3) принятие закона;
4) опубликование закона.
Все эти моменты нашли свое отражение в Конституции РК.
Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед парламентом вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обеспечения.
Согласно ст. 61 Конституции РК право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента РК, Правительству РК и реализуется исключительно в Мажилисе.
Обсуждение законопроекта происходит вначале в Мажилисе. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течении 10 дней представляется президенту на подпись.
Законы Республики Казахстан вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Президент РК подписывает закон в течении пятнадцати дней, обнародует либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования.
Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, президент в течении 7 дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.
Изменения и дополнения в Конституцию РК вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числе депутатов каждой из Палат.
Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
Проведение не менее 2-х чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно (ст. 62 Конституций РК).
Все законы подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после их подписания Президентом РК.
Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Все законы публикуются в официальных источниках – газете “Казахстанская правда” или “Собрании законода-тельства РК”.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение правотворчества.
2. Чем законодательство отличается от правотворчества?
3. Охарактеризуйте принципы правотворчества.
4. Каковы субъекты правотворчества?
5. Дайте характеристику законодательного процесса.
6. Кому принадлежит право законодательной инициативы в Республике Казахстан, согласно ст. 61 Конституции РК?
7. Каков порядок принятия законов по Конституции РК?
Тема 16.