| | | | | | | | | |
| | ПРАВОВОЙ СТАТУС субъекта административного права | |
|
| Административно-правовой статус | | | Административно-процессуальный статус | |
|
| | Физическое или юридическое лицо | | | Участник процедурного правоотношения: (инициатор, уполномоченное лицо, привлекаемое лицо | |
|
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО–ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нормотворческая*
| | | | | |
| | | Субъект правотворческой инициативы | |
| | |
|
| | | | | |
| Должностное лицо (исполни-тель; вне зависимости от ведомственной принадлежности) Консультант (привлекается в случае необходимости) (в составе группы, рабочей комиссии или в порядке работы правового подразделения) | | | Субъект: - планирования правотворчества; - правотворческой инициативы; - выработки концепции акта; - разработки плана-графика подго- товки нормативного акта.; - подготовки нормативного акта; - экспертизы; - согласования проекта акта; - государственной регистрации (для актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, правовой статус организации или носящих межведомственный характер); - информирования инициатора. | |
| | |
|
|
| | | | | |
| Должностное лицо (руководитель; может участвовать на любой стадии, начиная с планирования нормотворчества) | | | Субъект: - принятия решения о подготовке нормативного акта; - согласования проекта акта; - рассмотрения проекта на колле- гиях, совещаниях, экспертных советах); - принятия нормативного акта (его подписания). - информирования инициатора. | |
| | |
|
|
_________________________
* Например, для федерального органа исполнительной власти.
Правонаделительная
Регистрационное производство*
| | | | | |
| Юридическое лицо (иное лицо) | | | Субъект инициативы обращения | |
| | |
|
|
| Должностное лицо (исполнитель) | | | Субъект: - приема и регистрации обращения; - рассмотрения обращения (представленных материалов); - государственной регистрации (внесения записи о регистрации в соответствующий государствен- ный реестр, исправления ошибок); - информирования заявителя и заинтересованных лиц. | |
| | |
|
|
|
| Должностное лицо (руководитель) | | | Субъект: - рассмотрения обращения (представленных материалов); - принятия решений; - информирования заявителя и заинтересованных лиц. | |
| | |
|
|
Контрольно-надзорная
| | | | | |
| Должностное лицо (исполнитель) | | | Субъект: - планирования проверки; - контроля; - подготовки акта проверки; - согласования акта проверки. | |
| | |
|
|
|
| Должностное лицо (руководитель) | | | Субъект: - планирования проверки; - контроля; - рассмотрения акта проверки; - принятия решения. | |
| | |
|
|
Исполнительная
| | | | | |
| Должностное лицо (исполнитель) | | | Субъект: -.приема и регистрации документов; - исполнительного производства. | |
| | |
|
|
|
| Должностное лицо (руководитель) | | | Субъект: - принятия решений; - исполнительного производства. | |
| | |
|
|
_________________________
* См: Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 1.12.2007 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; кроме специальных субъектов.
Юрисдикционная
| | | | | |
| Индивидуальный предприниматель | | | Субъект инициативы обращения | |
| | |
|
|
|
| Должностное лицо (исполнитель) | | | Субъект: - приема и регистрации обращения; - процедуры рассмотрения обращения (представленных материалов); - информирования заявителя и заинтересованных лиц. | |
| | |
|
|
|
| Должностное лицо или судья | | | Субъект: - рассмотрения обращения (представленных материалов); - принятия решений; - информирования заявителя и заинтересованных лиц; - контроля исполнения решения. | |
| | |
|
|
|
| Иные лица (чьи действия или бездействие обжалуются, ответчики, свидетели и т.д.) | | | Субъект: - процедуры рассмотрения обращения (представленных материалов); - обжалования вынесенного решения. | |
| | |
|
|
Установление административно-процессуального статуса обусловлено процедурным характером управленческих отношений, а его фактическое наполнение определяется характеристиками регулируемых правоотношений и самих участвующих в этих отношениях лиц*. Для каждого управомоченного лица устанавливаются соответствующие процедуры, в которых уточняются процессуальные права и обязанности участвующих в этих процедурах лиц (как наделенных, так и не наделенных властными полномочиями).
Закон специально не оговаривает, что отдельные органы и лица в силу имеющихся полномочий, сложившейся ситуации или наличия специальных познаний, умений и навыков, могут оказаться в качестве лиц, содействующих административному процессу. Применительно к решаемым уполномоченными органами управленческим делам это могут быть для нормотворческого процесса – консультанты, для оперативно-распорядительного – лица, обладающие информацией (например, регистрирующие органы) и др., для юрисдикционного – понятые, свидетели, переводчики, специалисты, и др. (в т.ч. банки, регистрирующие и лицензирующие органы и т.д.).
Субъекты административного процесса могут выступать в нем в различных качествах:
_________________________
* Например, отношения, связанные с оборотом оружия представляют повышенную общественную опасность, что является причиной их особой регламентации, установления ряда разрешительных и регистрационных процедур, порядка хранения, ношения и т.д., в т.ч. ограничения доступа к оружию несовершеннолетних и недееспособных лиц.
- субъекта, возбудившего управленческое дело;
- субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
- стороны административного процесса;
- третьего лица, т.е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
- законного или уполномоченного представителя;
- лица, привлекаемого к административной или дисциплинарной ответственности;
- лица, защищающего права и законные интересы других лиц;
- лица, содействующего отправлению административного процесса.
Совокупность соответствующих статутных прав и обязанностей, процедур участия субъектов права устанавливается нормативными актами законодательного или подзаконного характера*.