Основные принципы правотворчества
К основным принципам правотворчества относятся верховенство Конституции, законность, гласность, демократизм, профессионализм, строгая дифференциация правотворческих полномочий, гуманизм, научность, планомерность, своевременность и др.
Принцип верховенства Конституции и законов проявляется как в сущности законодательного процесса, так и в его содержании. Содержание законов как нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, должно строго соответствовать основным принципам правового государства, отвечать идеям и установкам гражданского общества и нормам международного права. Этот принцип особенно актуален в федеративных государствах, где законодательство субъектов федерации должно строго соответствовать общефедеральным нормативным актам.
Принцип законности подчеркивает, что правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с предписаниями законов. Кроме того, требуется законодательное закрепление пределов правотворческих полномочий различных субъектов.
Принцип гласности заключается в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов на всех стадиях. Необходимо обеспечить учет общественного мнения и участие заинтересованных лиц в правотворческом процессе. В советское время здесь был накоплен немалый положительный опыт, в значительной мере сегодня утраченный.
Принцип демократизма выражается в установлении и обеспечении свободного, демократичного порядка подготовки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов, активного участия представителей различных слоев общества, корпораций и всех ветвей власти в правотворческой деятельности.
В последнее время становится все более ясно, что недостаточный
учет требований профессионализма в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших законодательных государственных органов. Человек без специальной подготовки не берется ремонтировать сложную радиоэлектронную аппаратуру. Общественные отношения, как известно, не менее сложная сфера, чем любая техническая. Однако законотворчеством готовы заниматься даже люди, не обладающие элементарными правовыми знаниями. Поэтому слабая правовая культура законодателей сказывается на качестве принимаемых нормативно-правовых актов. Кроме того, депутаты попадают в большую зависимость от аппарата парламента, в котором, как правило, работают профессионалы. При этом нарушается один из основных принципов законодательной власти, которая должна быть представительным органом. Интересы избирателей должны представлять не сотрудника аппарата, а депутаты законодательных органов власти.
Реализация принципа строгой дифференциации правотворческих полномочий имеет огромное значение в условиях государственного управления, основанного на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Нарушение равновесия в правотворческом процессе грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями.
Принцип гуманизма выражается в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Недопустимо для достижения долгосрочных целей принятие норм, ухудшающих социальное положение людей.
Научность правотворческого процесса проявляется в использовании приемов и методов научного анализа, достижений науки, учете доминирующих правовых доктрин и общих принципов права.
Планомерность правотворческого процесса имеет большое значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избегать непродуманного правотворчества, устранять дублирование и распределять усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня. При этом не допускается поспешность в правотворческой деятельности, создаются условия для подготовки документов высокого качества, проводятся подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями. Каждый правотворческий субъект должен иметь программу правотворческой деятельности, согласованную с общей стратегической линией правотворчества в стране.
Принцип своевременности предполагает издания нормативных актов, отвечающих возникающим потребностям правового регулирования.
Право существует и развивается под воздействием многих факторов. Среди многообразия факторов, влияющих на содержание правотворчества можно выделить несколько групп:
1. Факторы, определяющие предмет правового регулирования.
2. Факторы, выражающие потребности и интересы правотворческих субъектов и населения.
3. Факторы собственно-юридического характера.
Необходимо отметить, что первая группа факторов, определяющих предмет правового регулирования, в Российской Федерации складывается под влиянием того наследства, которое получено от дореволюционных и советских времен. В нашей стране предмет правового регулирования по-прежнему определяется сверху. Традиции, сложившиеся в условиях, когда главным правообразующим фактором были императорские указы или партийные директивы, которые предопределяли наиболее важную сферу, т. е. предмет правового регулирования, оказались очень живучими. В то же время утрачено и многое положительное, что имело место в правотворческом процессе в советский период. Потеряна преемственность.
Вторая группа факторов, влияющих на содержание правотворчества, связана непосредственно с субъектами правотворчества. Субъектами правотворчества выступают народ, государственные органы, негосударственные структуры, должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при коллективном принятии законов на референдуме.
Под должностным лицом понимается индивид, занимающий определенную должность в органах власти и управления, наделенный соответствующими полномочиями.
Правотворческий процесс является объективно обусловленным. Динамика общественной жизни, практика формирования правоотношений, социально-экономические, политические, духовные потребности, словом, всё изменяющееся многообразие общественной жизни диктует необходимость иметь соответствующие социальным изменениям новые правовые нормы, изменять и отменять устаревшие нормы.
Образование системы права является адекватным ответом на динамику общественного развития, а более крупно – условием существования самого общества, а также в том смысле, что большинство правовых норм отвечают объективным социальным заказам, общественным потребностям. Они обеспечивают упорядоченность, устойчивость политической и экономической жизни, защиту свободы, безопасности, собственности.
Объективному в праве противостоит субъективное, когда результаты правотворческого процесса не отвечают общественным потребностям, оказываются итогом произвола властных структур или даже личным произволом.
Поэтому уместно обратить серьезное внимание на проявление субъективного в правотворчестве. Оно проявляется в позиции субъектов законодательной инициативы, правовых ожиданиях населения, лоббизме, агитационно-пропагандистской работе политических партий и других элементов политической системы общества, в профессионализме и ответственности правотворческих субъектов. Субъективное в праве выражается и в защите определенных экономических, политических, социальных, национальных, интересов. Эти интересы приобретают значение правообразующих факторов, поскольку именно на их основе формируется объект правового регулирования. Задача состоит в том, чтобы правильно выявить и оценить этот объект и адекватно выбрать предмет, форму и методы правового регулирования.
Помимо объективных и субъективных факторов, опосредующих правотворческий процесс, следует принимать во внимание факторы собственного внутреннего развития системы права. В этих факторах выражаются присущие правовой системе принципы построения и функционирования, внутрисистемные связи и зависимости. Игнорирование этих факторов делает законодательство внутренне противоречивым и структурно не упорядоченным, порождает юридические коллизии.
Процесс создания нормативно-правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными и иными юридическими нормами.