Динамика юридических конфликтов
Динамика юридических конфликтов в целом повторяет этапы развития социальных конфликтов. Развиваясь во времени, юридический конфликт проходит несколько стадий – латентную, открытую и завершения конфликта. Рассмотрим их подробнее.
Латентная стадия. Эта стадия имеет скрытый характер, поскольку в ней присутствуют все элементы конфликта (участники, объект, предмет конфликта) за исключением внешних действий. Ее начало связано со складыванием конфликтной ситуации.
Конфликтная ситуация – жизненная ситуация, возникающая объективно или по воле и желанию будущих противоборствующих сторон, которая создает почву для реального противоборства между субъектами.Например, в организации намечается сокращение штатов. Многие сотрудники, особенно пенсионного возраста, могут подпасть под это «мероприятие». Пока конкретно вопрос о ликвидации тех иных должностей не решен и поэтому говорить о возникновении конфликта еще рано, однако, конфликтная ситуация налицо, так как предмет возможных разногласий уже существует.
Другими словами, конфликтная ситуация характеризуется возникновением объекта конфликта. Чтобы стать объектом, ценность должна находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые претендуют на нее. Зачастую объект является объективно или субъективно неделимым, что становится причиной напряженности в отношениях между людьми, группами или институтами. Так, если на вакантную должность руководителя претендуют несколько человек, то не исключена конфликтная ситуация, а в дальнейшем – конфликт кандидатур.
В юридической науке жизненные обстоятельства, создающие возможность возникновения правоотношений между субъектами, именуются юридическими фактами, поэтому в праве понятия «конфликтная ситуация» и «юридический факт» могут быть отождествлены.
Вызревание конфликтной ситуации происходит в несколько этапов:
1. Осознание субъектами своих интересов в этой ситуации – интересы могут быть ложно понятыми, искаженными или реальными, но без них дальнейшая борьба не имеет основания.
2. Осознание субъектами обстоятельств, препятствующих удовлетворению интересов. Эти обстоятельства могут быть объективными либо субъективными. К первым можно отнести ситуацию с химзаводом, который нарушает требования по охране природы, загрязняя атмосферу по причине отсутствия технически совершенного оборудования, которое не выпускается еще пока промышленностью. Интерес завода – прекратить нарушение, изменить ситуацию. Ко второго рода препятствиям относятся те, которые непосредственно связаны с конкретной личностью.
На этой стадии развития конфликта возможны различные варианты решения проблемной ситуации:
· переход конфликтной ситуации в открытый конфликт;
· неконфликтное решение противоречия;
· игнорирование ситуации и взаимный отказ от активных действий.
Необходимым условием развития конфликтной ситуации можно назвать инцидент – повод, который использует одна из сторон для начала противостояния. Другими словами, это эпизод взаимодействия сторон по причине противоположных интересов. В юридическом конфликте это может быть, например, факт подачи иска или выдача ордера на арест.
Конфликтная ситуация |
Осознание интересов I |
Осознание интересов II |
Осознание препятствий I |
Осознание препятствий II |
Действия I |
Действия II |
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент |
Латентная стадия |
Начало конфликта |
Таким образом, для возникновения собственно юридического конфликта в его «идеальном» случае развития необходимы следующие процессы и явления: юридический факт – предпосылка возникновения конфликтной юридической ситуации; конфликтная юридическая ситуация, включающая в себя такие элементы конфликта, как субъекты и объект; конфликтное юридическое отношение, что означает появление субъективной стороны – осознание, восприятие конфликтной ситуации субъектами, осознание своих интересов и осознание другого субъекта как препятствия для удовлетворения своих интересов; инцидент – действия, предпринятые одной из сторон для отстаивания своих интересов, – переходный момент к конфликтной стадии.
Открытая стадия конфликта начинается после того, как один из участников «нажмет спусковой крючок» и стороны перейдут к взаимным действиям.
Для данной стадии характерно следующее:
а) конфликт очевиден для всех участников – действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму;
б) о конфликте осведомлены третьи стороны, которые по-разному влияют на его ход. Для юридического конфликта факт огласки является важнейшим условием юридизации (юридической квалификации). Не получивший официальной правовой оценки конфликт не может быть разрешен при помощи правовых средств, а значит, с формальной точки зрения, такой конфликт не является юридическим. Вместе тем следует иметь в виду, что сам факт огласки далеко не всегда означает, что люди, получившие соответствующую информацию, будут в любом случае стремиться воспрепятствовать конфликту.
Конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий участников конфликта ради достижения своих интересов и ограничения интересов противника. В основу классификации действий в конфликте положены:
1) характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные);
2) степень активности в осуществлении действий (активные – пассивные, инициирующие – ответные);
3) направленность действий участников конфликта (направленность на участника, на третьих лиц, на самого себя).
Разнообразие действий участников конфликта можно объединить в несколько общих классов или типовых стратегий поведения в конфликте. Чаще всего различают такие стратегии поведения в конфликтах:
· соперничающая – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения;
· кооперативная, или проблемно-решающая, – поиск решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;
· уступающая – понижение своих стремлений, в результате чего исход конфликта становится менее приемлемым, чем хотелось бы;
· избегающая – уход из ситуации конфликта (физический или психологический);
· бездействие — нахождение в ситуации конфликта, но без всяких действий к его разрешению.
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, но иногда доминирует одна из них. Часто конфликт начинается с кооперативного поведения, в случае неудачи прибегают к соперничающей стратегии, которая также может оказаться неэффективной. Тогда вновь обращаются к проблемно-решающей стратегии, что способствует успешному разрешению конфликта.
Конфликт может прекратиться очень быстро, но может приобрести и затяжной характер (межнациональные конфликты, семейные конфликты). В последнем случае он будет развиваться волнообразно (то угасать, то вспыхивать с большей силой). В случае обострения и усиления конфликта говорят о его эскалации–прогрессирующем во времени изменении конфликта, при котором последующие разрушительные воздействия сторон на интересы друг друга выше по интенсивности, чем предыдущие. К примеру, криминальный конфликт, связанный с ограблением, первоначально выражается в угрозах, не влекущих непосредственного физического насилия. Столкнувшись с активным сопротивлением жертвы, грабитель может применить оружие, которым он первоначально угрожал.
Все конфликты не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения.
Завершение конфликта – прекращение всех действий противоборствующих сторон. Оно возможно:
1) без вмешательства третьих лиц (самопроизвольно) в случаях:
· примирения сторон;
· выхода из конфликта одной из сторон либо ее уничтожения;
2) при участии третьей стороны.
Основными формами завершения юридического конфликта являются разрешение и урегулирование.
Разрешение конфликта – совместная деятельность его участников либо третьей стороны, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Противоборство между сторонами может быть прекращено мирными средствами либо путем согласования их интересов, либо путем императивного предписания соответствующего органа.
Поскольку конфликт зависит и от внешних обстоятельств, и от самих противоборствующих субъектов, то его благополучное разрешение связано как с устранением объективных факторов, породивших конфликтную ситуацию, так и с возможностями субъектов. Разрешение конфликта всегда приводит к устранению юридического противоречия, лежащего в его основе.
Выделяют три подхода к разрешению конфликтов:
1. Подход с позиции силы состоит в том, что одна сторона подавляется за счет перевеса другой в силе. Это может быть физическая сила, численное превосходство, деньги или деловой статус. Такой подход дает быстрое решение проблемы и обеспечивает достижение результата, но в то же время провоцирует применение негуманных, а порой и нечестных способов борьбы.
2. Подход с позиции праваподразумевает применение нормативных положений, правил в суде, арбитраже или третейском суде. Кроме того, он может включать в себя и оказание давления, если используется процедура исполнительного производства, традиции делового оборота, профессиональные и этические стандарты. Данный подход обеспечивает равенство сторон перед законом и может быть применен, если спорная ситуация явно подпадает под юридические нормы, а другие способы ее разрешения неэффективны.
3. Подход с позиции интересов – для того чтобы разрешить спор стороны стараются определить, что послужило основанием для возникновения спора и удовлетворить те интересы, которые были ущемлены. Данный подход ориентирован на справедливое разрешение спора с точки зрения того, что именно каждая сторона понимает под справедливостью, облегчает разрешение спора между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника, обеспечивает достижение сторонами взаимоприемлемого соглашения, помогает сохранить или восстановить отношения. Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов с позиции интересов – переговоры и медиация.
Урегулирование юридического конфликта – результат организованного успешного побуждения (или принуждения) одного из субъектов права к тому или иному юридическому действию, выгодному другому субъекту противоборства или третьей стороне. Достигнутый таким образом «мир» не всегда прочен, поскольку исходная причина соперничества не устранена, постконфликтные отношения противников чреваты новой вспышкой борьбы.
Таким образом, динамическими показателями юридического конфликта являются: во-первых, конфликтная ситуация; во-вторых, конфликтное взаимодействие; в-третьих, завершение конфликта.