Многоуровневость профессионального образования

Начальное профессиональное образование.

Учреждения начального профессионального образования могут по отраслевому или территориальному принципу объединяться в ассоциации, комплексы, союзы, концерны для координации своей деятельности, защиты своих прав и законных интересов, для развития и совершенствования профессионального образования.

Ведущей целью учреждений начального профессионального образования является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утвержденному Правительством Российской Федерации.

Профессиональные образовательные учреждения обеспечивают необходимые условия для удовлетворения потребностей ЛИ'II' человека в получении начального профессионального образования конкретной профессии (специальности) соответствующего у квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) образования, а также с целью ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы.

В системе начального профессионального образования (НПО) в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений: профессиональное училище; профессиональный лицей - центр непрерывного профессионально­го образования; учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-про­изводственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и дру­гие образовательные учреждения данного уровня.

Каждое из названных учреждений наряду с общими характерами, относящимися к учреждениям начального профессио­нального образования, имеет свою специфику и образовательные особенности.

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское, электротехническое и др.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспе­чивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования.

Профессио­нальное училище является основным типом учреждения начально­го профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабо­чих и служащих.

Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т. п.) осуществляет реализацию интегрирован­ных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возмож­ностью получения среднего профессионального образования.

Данный тип учреждения является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содер­жания образовательного процесса, учебно-программной докумен­тации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Учебно-кypcoвoй комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, и др.), вечернее (сменное) учреждение началь­ного профессионального образования осуществляют реализацию образовательных про грамм переподготовки, повышения квалифи­кации рабочих и специалистов, а также подготовку рабочих и спе­циалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образо­вании» профессиональная подготовка направлена на ускоренное приобретение навыков обучающимися, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она может проводиться в учреждениях начального образования (профессионально-техни­ческих училищах), в производственных подразделениях предпри­ятий, учреждений, в фирмах по договоренности с органами по труду и службами занятости. Подготовка, переподготовка, обуче­ние вторым профессиям и повышение квалификации рабочих (слу­жащих), а также граждан, не занятых в народном хозяйстве, и высвобождаемых работников может осуществляться по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посред­ством индивидуального обучения или в рамках экстерната.

Подготовка рабочих и служащих означает получение первой профессии начальной квалификации. Повышение квалификации представляет такую форму профтехобразования, которая дает воз­можность работнику поддерживать, расширять и усовершенство­вать полученные ранее профессиональные знания и умения. Пе­реподготовка дает возможность освоить другую профессию, пе­реквалифицироваться для работы в иной отрасли деятельности.

Подготовка рабочих в системе профессионального образова­ния осуществляется по учебным группам профессий (специальностей). Под учебной группой профессий исследователи пробле­мы профессионального образования (С. Я. Батышев, А. П. Беляе­ва, В. С. Безрукова, А. Н. Веселов, Т. В. Кудрявцев, С. А. Шапорин­ский и др.) имеют в виду совокупность родственных и смежных профессий на основе широкой общеотраслевой группировки. В качестве ее характеристик выделяют: высокую степень укрупнения профессий и специальностей; совокупность знаний, навыков и умений, которые формируются у обучаемых на основе общности орудий и основных материалов, применяемых в производственной деятельности; идентичность содержания выполняемой рабо­ты; применение одинаковой технической документации; единство принципов управления разными машинами, механизмами и др.

В теории и практике профессионально-технического образова­ния выделяют четыре типа объединений рабочих специальностей.

1. Объединение специальностей на общей основе, характерной для содержания, средств, орудий и предметов деятельности. Эта инвариантная часть объединяет родственные профессии и обес­печивает подвижность функций специалиста, его способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Примером может служить профессия наладчика холодноштамповочного оборудования, включающая в себя 18 наименований специальностей.

2. Неполное или частичное совмещение профессий, когда выполнение основных функций, например функций токаря, сочетается с применением умений и навыков других профессий: слесаря-электромонтера и др. В этом случае необходимы широта диапазона производственной деятельности, разнообразие выполняемых работ, реализация функций не только своей, но и других профессий. Сов­мещения профессий в этом случае определяются требованиями, данного производства, экономической целесообразностью, а также пожеланиями и потребностями обучающихся.

3. Совмещение профессий на основе выполнения всего объема работ, закрепленных за специалистами других профессий. На со­временных станках одновременно и последовательно можно пополнять разнообразные операции: токарная обработка метал­ла, фрезерование плоскостей, сверление, расточку отверстий. Рабочий широкого профиля, работая на таких станках, должен совмещать три профессии: токаря, фрезеровщика и сверловщика.

4. Сочетание профессий, при котором отсутствует общность, научно-технических основ труда (например, шофер-радист).

Несмотря на разнообразие типов объединений рабочих специальностей, на существование различных видов и профилей учрежде­ний НПО, учебно-воспитательный процесс в них основывается на системе общедидактических принципов, подчиняется ряду общепедагогических закономерностей, реализуется в рамках организацион­ных форм учебной деятельности. Вместе с тем педагогический про­цесс в учреждениях начального профессионального образования имеет свою специфику и своеобразие, обусловленные как местом, заним аемым в системе непрерывного профессионального образования, так и существующими социально-экономическими условиями, развития общества.

Среднее профессиональное образование

В 2000 г. средняя профессиональная школа России отметила свое 300-летие. Многовековая история развития среднего профессио­нального образования в России продолжается. В настоящее время это стабильно развивающийся, широко востребованный уровень образования.

В XXI в. перед средней профессиональной школой открывают­ся широкие горизонты, связанные с внедрением информацион­ных технологий, с новыми типами технических услуг, с создани­ем новых специальностей на основе научно-промышленных достижений в различных отраслях экономики и социальной сферы. Роль среднего профессионального образования увеличивается в усло­виях расслоения общества, снижения территориальной мобиль­ности населения.

Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств тре­бует обеспечения кадрами практико-ориентированных специа­листов, обладающих профессиональной квалификацией, мно­гофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным урон нем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.

Происходит значительное расширение таких функций специа­листа среднего звена, как обеспечение административно-тех­нической поддержки процессов управления, непосредственно­го управления сложными техническими, технологическими и информационными системами, контроля качества, потребительских и экологических характеристик продукции, ее безопасности.

В последнее время возрастает занятость специалистов со сред­ним профессиональным образованием в рыночной инфраструк­туре (маркетинговое, финансовое, правовое обеспечение), в на­логово-бюджетной сфере, в управлении персоналом. Развитие малого предпринимательства не только расширяет сферу использования кадров со средним профессиональным образованием, но и предоставляет специалистам среднего звена принципиально новые возможности для самостоятельного создания новых рабочих мест.

Рост востребованности среднего профессионального образова­ния является общемировой тенденцией. В докладе Европейского фонда образования и Совета Европы, посвященном высшему и послесреднему профессиональному образованию в Центральной Восточной Европе, отмечалось, что на современном этапе падает спрос на неквалифицированную и полуквалифицированную рабочую силу, растут требования к квалифицированным рабочим служащим, а также специалистам среднего уровня, таким, как технические работники, офисные служащие и работники сферы услуг.

Высоко оценивают перспективы образования данного уровня американские специалисты: «В следующем десятилетии от 50 до процентов всех рабочих мест будут требовать такого образования, которое обычно дается в колледжах»

В США и Японии в 1970— 1990-х гг. масштабы реализации программ доуниверситетского высшего образования (уровень колледжа) росли опережающими темпами по сравнению с университетским образованием: в США численность студентов доуниверситетского уровня увеличилась в 2,1 раза, университетского уровня — 1,3 раза, а в Японии соответственно — в 1,6 и 1,4 раза. Значительное повышение требований к среднему профессиональному образованию определило необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства России. Основой такого взаимодействия стала комплексная программа развития среднего профессионального образования, направленная на формирование стратегии его качественного обновления.

Проект программы развития среднего профессионального образования России на 2000 — 2005 гг. был одобрен на заседании коллегии Минобразования РФ 18 января 2000 г., а сама программа подтверждена приказом этого же министерства от 1 февраля 2000 г. 305.

Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 — 2005 гг., являясь основным концептуальным документом в области среднего профессионального образования, представляет собой конкретизацию и расширение Федеральной программы развития образования в части среднего профессио­нального образования.

В последние годы среднее профессиональное образование за­мает все более значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства: его имеют населения России, что в 1,5 раза больше, чем доля населения, имеющего высшее профессиональное образование. Динамика изменения образовательного уровня населения характеризует­ся увеличением доли граждан страны, имеющих среднее профес­сиональное образование (на 14 % по сравнению с уровнем 1989 г.). Наиболее велика доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование, среди населения в возрасте 25 — 29 лет (31 %), 30 — 34 года (30%), 35 — 44 года (29%), 20 — 24 и 45 — 49 лет (28%). Охват средним профессиональным образованием населения тру­доспособного возраста составляет 26 % (для сравнения: охват выс­шим профессиональным образованием — 17 %).

По данным статистики, в 2002 г. в производстве и социальной сфере Российской Федерации работали 18,5 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляло 29% от общей численности занятых. Их подготовку по 289 специально­стям осуществляли 2760 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 2,5 млн человек. Динамика этой подго­товки в течение нескольких лет характеризуется ростом числен­ности студентов и выпуска молодых специалистов. В настоящее время отмечается устойчивый конкурс в средние специальные учеб­ные заведения.

Вот лишь некоторые данные статистики на 2002 г.

Доля специалистов среднего звена от общей численности ра­ботающих по отраслям экономики и социальной сферы составля­ла в здравоохранении, физической культуре и социальном обес­печении 47 %, в области кредитования, финансов и страхования — 39 %, в оптовой и розничной торговле и общественном питании — 37 %, на транспорте и в связи — 36 %, в аппарате органов управ­ления — 35 %, в области жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания- населения, в промышленности и строительстве — 32%, в образовании, куль­туре и искусстве — 31 %.

Среднее профессиональное образование складывалось в Рос­сийской Федерации как централизованная система, ориентиро­ванная прежде всего на удовлетворение кадровых запросов мини­стерств и ведомств. В 1990-е гг. произошла значительная демокра­тизация и децентрализация управления сферой среднего профес­сионального образования, решение ряда вопросов было передано с федерального уровня на региональный, существенное развитие получила автономность средних специальных учебных заведений по многим направлениям их деятельности, в том числе связан­ным с определением содержания и форм организации образова­тельного процесса.

Увеличилось разнообразие организационно-правовых форм средних специальных учебных заведений. Сеть образовательных учреждений среднего профессионального образования включает государственные (федерального подчинения и подчинения субъек­тов Российской Федерации), муниципальные и негосударственные учебные заведения. В настоящее время государственные учебные заведения федерального подчинения составляют 61 % от общего количества государственных и муниципальных учебных заведений, государственные учебные заведения подчинения субъектов Рос­сийской Федерации — 38 %, муниципальные учебные заве­дения — 1 %. Активно развивается негосударственный сектор сис­темы среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 образовательных учреждений, в которых обучается более 20 тыс. студентов.

Структура сети средних специальных учебных заведений по ведомственной принадлежности включает в себя 33 министер­ства и ведомства, наиболее крупными из которых по количеству учебных заведений являются следующие федеральные министер­ства: образования — 676 подведомственных учебных заведений и "340 педагогических учебных заведений (38,1 %'от общего числа государственных и муниципальных учебных заведений); здраво­охранения — соответственно 391 (14,6 %); сельского хозяйства — 290 (10,9%); культуры - 261 (9,8%).

Анализ территориальной структуры сети государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений показы­вает достаточную оптимальность их размещения. Подготовка спе­циалистов осуществляется не только в региональных центрах, но и в небольших городах и поселках. 45 % общего приема студентов в образовательные учреждения среднего профессионального об­разования осуществляется в городах, не являющихся админист­ративными центрами субъектов РФ, и в других населенных пунктах, не имеющих статуса города, где возможность получения выс­шего профессионального образования ограничена (для сравнения: прием студентов в вузы в таких населенных пунктах составляет 23 % от общего приема в вузы).

В положении об образовательном учреждении среднего про­фессионального образования, утвержденном постановлением В Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. №160, п. 8, выделяются два вида средних специальных учебных заведе­ний: техникум (училище) и колледж. Колледж — это самостоя­тельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), В котором реализуются углубленные программы среднего профес­сионального образования по индивидуальным учебным планам и которое обеспечивает будущим специалистам повышенный уро­вень квалификации.

К 2000 г. в системе среднего профессионального образования | функционировало более 960 колледжей (37 % от общего числа учеб­ных заведений). Колледжи осуществляют многоуровневую подго­товку специалистов со средним профессиональным образовани­ем, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями. Прием в коллед­жи составляет более 45 % от общего приема в средние специаль­ные учебные заведения.

Многофункциональность колледжей характеризуется более широким спектром их деятельности по сравнению с техникумами как по реализации образовательных программ, так и по выполне­нию других функций. Колледжи реализуют программы не только среднего профессионального образования, но и начального, а также дополнительного профессионального образования (повы­шение квалификации, профессиональная переподготовка кадров, оказание содействия местным органам службы занятости и трудо­устройства населения в виде организации курсов, семинаров, индивидуальной подготовки и др.); проводят профориентационную работу среди школьников, осуществляют методическую, на­учно-методическую, научно-исследовательскую и опытно-кон­структорскую деятельность, а также производственную деятель­ность по профилям подготовки специалистов (базовые школы и дошкольные учреждения при педагогических колледжах, детские музыкальные школы и художественные студии при колледжах куль­туры и искусства, учебные предприятия при технических коллед­жах). Растет престижность колледжей среди населения, особенно в малых городах, где колледж нередко является культурно-мето­дическим центром И) объединяет вокруг себя другие учебные заве­дения.

Колледж — это инновационное учебное заведение, обеспечи­вающее соответствующий современным требованиям уровень под­готовки кадров, обладающее широкими возможностями станов­ления непрерывного образования, создающее необходимые усло­вия для применения передовых педагогических технологий и ре­шения проблемы гуманизации и гуманитаризации образовании. В нашей стране колледж в системе подготовки кадров стал внед­ряться в начале 1990-х гг., в период активного поиска новых форм оперативного удовлетворения потребностей личности в образова­тельных услугах и общества — в специалистах среднего звена но­вых качественных параметров.

Сегодня этот тип среднего профессионального образователь­ного учреждения повышенного уровня подготовки специалистом по праву можно назвать ведущим системообразующим типом учеб­ного заведения всего среднего профессионального образования современной России.

Особенностью профессиональной подготовки в российском колледже выступает его инновационный характер, позволяющий педагогам гармонично сочетать учебно-воспитательную работу с научно-исследовательской; давать более высокое, чем другие специальные средние учебные заведения, образование; по структуре учебного процесса, формами методам преподавания колледж приближается к вузу; в нем выше, чем в других вузах, степень гума­низации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, что позволяет создавать научные комплексы «колледж—вуз», а сту­дентам — после обучения в колледже поступать на второй или третий курс вуза.

Именно в колледже, принципиально новом типе учебного за­ведения в России, создаются необходимые условия и предпосыл­ки для реализации и самореализации личности студента и препо­давателя, их духовного роста, совершенствования профессиональ­ного и педагогического мастерства.

Организация и проведение прикладных научных исследований и опытно-экспериментальной работы, наличие соответствующе­го научно-методического обеспечения, переподготовка и повы­шение квалификации преподавателей и специалистов соответству­ющих профилей подготовки становятся обязательными направле­ниями деятельности колледжа.

В организации образовательного процесса колледж решает главную задачу — удовлетворение потребностей личности в получе­нии широкой культурологической и качественной профессиональной полготовки. Это учебное заведение обеспечивает качественно новый, соответствующий современным требованиям уровень подготовки специалистов среднего звена практически всех отраслей народного хозяйства.

Выпускники колледжа могут, повторим, поступать на второй и третий курс вуза благодаря интегрированности программ преподавания в колледже и в вузе в течение этого времени. С учетом кадровых потребностей региона колледжи имеют возможность оперативно менять специализацию, номенклатуру специальностей. Параллельно с изменением содержания профессиональной подготовки студентов корректируется технология учебно-воспитательного процесса: отрабатывается система лекционно-семинарских занятий, увеличивается доля самостоятельной познавательной деятельности студентов, во внеаудиторной работе особое внимание уделяется конкурсным формам работы, клубам по интересам др., что положительно влияет на профессионально-личностное развитие будущих специалистов.

Одним из направлений развития системы профессионального образования России можно назвать расширяющееся взаимодействие между учебными заведениями различных профилей и типов рамках регионов. Среднее профессиональное образование участвует в интеграционных процессах между учебными заведениями внутри уровня («горизонтальная» интеграция средних специальных учебных заведений), так и между уровнями («вертикальная» интеграция средних специальных учебных заведений с выс­шими учебными заведениями и учреждениями начального про­фессионального образования).

В настоящее время функционирует более 160 подразделений высших учебных заведений, реализующих образовательные про­граммы среднего профессионального образования. Такие подраз­деления сформированы как путем интеграции самостоятельных средних специальных учебных заведений в структуру вузов, так и в результате начала подготовки специалистов среднего звена в вузах. В 1994— 1999 гг. в структуру вузов включено более ста сред­них специальных учебных заведений.

Примерами крупных многоуровневых образовательных комп­лексов являются новгородский многоуровневый комплекс (создан­ный на базе Новгородского государственного университета), ко­торый включает колледжи: многопрофильный, гуманитарно-пе­дагогический, медицинский, технико-экономический и Старо­русский политехнический; оренбургский комплекс (на базе Орен­бургского государственного университета) включает колледжи: электроники и бизнеса, индустриально-педагогический; комплекс Хакасского государственного университета объединяет колледжи: медицинский, музыкальный, педагогический и сельскохозяйствен­ный; региональный округ при Мордовском государственном уни­верситете, объединяющий 90 образовательных учреждений раз­личных типов, в том числе четыре вуза, 13 средних специальных учебных заведений и ПТУ.

В 1997 — 1999 гг. в Курганской, Липецкой, Самарской, Тюмен­ской областях осуществлена интеграция средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального об­разования. В ряде регионов профессиональные лицеи преобразованы в средние специальные учебные заведения (Республика Ады­гея, Республика Калмыкия, Краснодарский и Красноярский края. Иркутская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Омская. Самарская, Сахалинская области). Например, в Нижегородской области в 1999 г. 11 профессиональных лицеев были реорганизованы в средние специальные учебные заведения.

Осуществляется интеграция средних специальных учебных заведений различных профилей друг с другом, педагогических учебных заведений, образовательных учреждений культуры и искусства.

Значительным развитием характеризуется процесс создания многоуровневых учебно-педагогических комплексов на базе средних (или высших и средних) педагогических учебных заведений с включением учреждений общего образования (школы, детские сады). В последние годы получила развитие система непрерывного и педагогического образования, связанная с созданием и деятельностыо учебно-научно-педагогических комплексов (УНПК) «педагогический вуз—педагогическое училище», «педагогический вуз - педагогический колледж». УНПК, действующий, например, на базе Волгоградского государственного педагогического университета, включает около 20 педагогических классов, лицей, гимназию, три колледжа и Институт повышения квалификации и пере­подготовки. Четыре педагогических училища Ярославской облас­ти, начав в 1989 г. активное сотрудничество с педагогическим вузом в течение 1992—1994 гг. полностью перешли на повышен­ный уровень подготовки педагогов и получили статус педагоги­ческих колледжей. УНПК, действующий на базе Тульского госу­дарственного педагогического университета, объединяет сеть педагогических классов и три педагогических колледжа Тульской области.

Одним из направлений развития сети средних специальных учебных заведений является создание региональных учебных ком­плексов несколькими учредителями (как правило, федеральными министерствами (ведомствами) и органами управления образова­нием субъектов Российской Федерации). Имеется первый опыт соучредительства средних специальных учебных заведений феде­ральным министерством образования и органами исполнитель­ной власти субъектов РФ (Иркутская, Самарская, Сахалинская области).

Значительное место в системе среднего профессионального образования занимает среднее педагогическое образование. Сеть Педагогических колледжей (училищ) равномерно распределена по территории 86 субъектов РФ и обеспечивает образовательные по­требности личности и кадровые потребности учреждений до­школьного, начального общего, основного общего, дополнитель­ного и специального образования по 21 специальности группы 0300 «Образование».

Согласно данным Госкомстата России, за последние три года Занятость лиц со средним педагогическим образованием имеет стабильные показатели. Педагогические колледжи и училища обеспечивают кадрами дошкольные учреждения на 61 % (сельскую местность — на 69 %), а начальную школу — на 44 %. Среди слушателей музыки, изобразительного искусства, физической культуры и труда доля лиц со средним педагогическим образованием составляет около 39 %. Такая стабильность в востребованности выпускников педагогических колледжей и училищ есть один из ответов на вопрос о необходимости среднего педагогического образования и его роли в кадровом обеспечении системы образования.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 340 педагогических учебных заведений, из них 65 % — колледжи, в них обучается 204 тыс. студентов, из них 83 % — студенты дневных отделений.

Динамика приема имеет нестабильный характер: если в 1999 и 2000 гг. и происходило увеличение приема (за два года на 900 человек), то в 2001 г. произошло уменьшение приема на 4,6 тыс. человек, и прием сейчас составляет 63,3 тыс. человек. Это обусловлено объективными причинами: снижением рождаемости, сокрашением сети дошкольных образовательных учреждений и ва­кансий как для воспитателей, так и для учителей.

Сокращение приема студентов произошло в основном по двум специальностям: «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах». Однако эти специальности остаются наибо­лее распространенными, их доля в общем объеме приема состав­ляет соответственно 17 и 26 %.

Вместе с тем отмечен рост приема по новым специальностям, введенным в классификатор в 1998— 1999 г.: «Иностранный язык», «Специальное дошкольное образование», «Коррекционная педа­гогика в начальном образовании», «Педагогика дополнительного образования», «Организация воспитательной деятельности». Если в целом прием по новым специальностям в 1998 г. составлял чуть более 3 тыс. человек, то в 2001 г. он вырос более чем в 3 раза. Анализ востребованности специалистов на региональных рынках труда по данным направлениям подготовки показывает, что по­требность в них будет возрастать и дальше.

Таким образом, можно констатировать, что в системе средне­го педагогического образования в связи с потребностями образо­вательной практики происходит изменение структуры подготов­ки кадров.

Во-первых, сняты «звездочки» со специальностей «Мате­матика», «Русский язык и литература», «История». Это означает, что учебные заведения теперь могут осуществлять подготовку кад­ров по этим специальностям в плановом порядке, а не только как эксперимент.

Во-вторых, в целях обеспечения школы, и в первую очередь сельской, учителями информатики открыта новая специальность — «Информатика».

В-третьих, закрыта подготовка по специальностям «Психо­логия» и «Домашнее образование». По специальности «Психоло­гия» — ввиду исключения данной специальности из перечня педа­гогических специальностей высшей школы, а по специальности «Домашнее образование» — ввиду неопределенности статуса вы­пускника, а вследствие этого — незначительного объема приема.

В-четвертых, в связи с существенным обновлением со­держания общего образования, переходом в общеобразователь­ных учреждениях от трудового обучения к технологическому обу­чению в рамках нового предмета «Технология» специальность «Труд» переименована и получила название «Технология».

Отметим также, что еще в 2000 г. в действующий классифика­тор были введены специальности «Организация воспитательной деятельности» и «Адаптивная физическая культура».

Современные требования к педагогу определяют необходимость усиления общепрофессиональной подготовки. В этих целях по та­ким специальностям, как «Физическая культура», «Технология», «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование» с 2002/03 учебного года прекращена подготовка по базовому уров­ню среднего профессионального образования. Срок обучения по этим специальностям составит только 2 года 10 месяцев, что со­ответствует повышенному уровню.

Среднее профессиональное образование в России развивается как звено в системе непрерывного профессионального образова­ния, призванное удовлетворять потребности личности, общества и государства в предоставлении возможности гражданам получать образование, профессиональную квалификацию и компетенцию.

Наши рекомендации