Предпосылки и цели создания Судебного департамента при Верховном Суде РФ как органа обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
ЛЕКЦИЯ 3/2
(магистратура)
ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
Учебные задачи:
— формирование общих теоретических знаний об органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ как органа обеспечения деятельности судов общей юрисдикции;
— усвоение основных понятий, раскрывающих деятельность органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ и системы ее органов;
— усвоение правового статуса и структуры Судебного департамента при Верховном Суде РФ как органа обеспечения деятельности судов общей юрисдикции;
— усвоение полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ как органа обеспечения деятельности судов общей юрисдикции;
— усвоение правового статуса и полномочий аппарата иных судебных органов как органов обеспечения деятельности судов в Российской Федерации.
В результате изучения этой темы обучающиеся должны:
Знать
— правовой статус органов обеспечения деятельности судов;
— основные понятия и нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и деятельность органов обеспечения деятельности судов;
— полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его органов;
— предпосылки и цели создания Судебного департамента при Верховном Суде РФ как органа обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, а также иных органов;
— полномочия и деятельность аппарата судов;
Уметь
— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус органов обеспечения деятельности судов;
— оперировать юридическими понятиями и категориями нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус органов обеспечения деятельности судов;
— анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов обеспечения деятельности судов;
— принимать решения по вопросам, связанным с порядком образования квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий;
Владеть
— юридической терминологией;
— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и деятельность органов обеспечения деятельности судов;
— навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов обеспечения деятельности судов.
Ключевые слова: Судебный департамент; директор Судебного департамента; управления Судебного департамента; Всероссийский съезд судей аппарат суда; Кодекс судейской этики; государственная гражданская служба[1].
Предпосылки и цели создания Судебного департамента при Верховном Суде РФ как органа обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
Судьями — делегатами II Всероссийского съезда судей 30 июня 1993 г. было принято решение о создании Судебного департамента — специализированного органа государственной власти, ответственного за организационное обеспечение судебной деятельности. Решением III (внеочередного) Всероссийского съезда судей от 25 марта 1994 г. было признано необходимым создание Судебного департамента в рамках Минюста России. При этом Съезд судей отметил, что на данном этапе судебной реформы «особое значение приобретает вопрос становления компетентной и независимой судебной власти, создания условий, необходимых для нормальной деятельности судов, их кадровому, организационному и ресурсному обеспечению». А в связи с тем, что Минюст России, осуществлявший эти функции, имел и другие многочисленные функции, кроме обеспечения судов, Съезд посчитал необходимым «учреждение в рамках Министерства юстиции Российской Федерации Судебного департамента, единственной задачей которого должны стать ресурсное, организационное и кадровое обеспечение судов. Формирование и деятельность Судебного департамента должны проходить при участии и контроле со стороны органов судейского сообщества»[2].
Однако с течением времени было принято решение о создании Судебного департамента не при Минюсте России, а при Верховном Суде РФ. И уже на IV (чрезвычайном) Всероссийском съезде судей 4 декабря 1996 г. была проведена большая работа по подготовке проекта Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах и учреждениях».
Судебный департамент при Верховном Суде РФ был создан в 1998 г. в соответствии с Законом о Судебном департаменте. Это был очередной важный и прогрессивный шаг судебной реформы, Создавший предпосылки для реализации принципиально нового подхода к организационному, материальному, кадровому и иному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации.
В рамках передачи полномочий по обеспечению федеральных судов общей юрисдикции Минюстом России и Судебным департаментом был подписан совместный приказ от 5 июня 1998 г. №15/65 «О реализации пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и создана рабочая группа из представителей Минюста России и Судебного департамента, которой было поручено осуществить организацию передачи документации, полномочий, функций по кадровому, информационному, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции Судебному департаменту.
С этого времени организационное обеспечение всех районных и городских судов общей юрисдикции (суды первого звена), а также верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономных округов и автономной области (суды второго звена) в целях соблюдения норм, гарантированных гл. 7 Конституции РФ, стало основной задачей Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах РФ.
Такое положение сохранялось до объединения Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и принятия Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Этим федеральным законом были внесены в Федеральный закон от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» изменения, которые распространило полномочия Судебного департамента и на арбитражные суды, т.е. на все федеральные суды, кроме Конституционного Суда РФ и Верховного суда РФ: суды общей юрисдикции, арбитражные, военные и иные специализированные суды, а также органы судейского сообщества, на финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.