Указы Екатерины II. о таможенной цепи и стражи и устройстве охраны границы
Реализация указа Екатерины II заняла более десяти лет и только в 1795 г. таможенная цепь была установлена по внешней границе Минской и Литовской губерний, а также по западной границе империи от Балтийского моря до Волынской губернии. Таким образом, вместо учрежденных Петром I войсковой пограничной охраны и пограничных форпостов, была создана таможенная пограничная цепь и стража, укомплектованные вольнонаемными таможенными надзирателями (чиновниками) и таможенными объездчиками, набиравшимися из гражданских лиц (в основном из обедневших купцов, хорошо знакомых с контрабандным промыслом) и отставных кавалерийских офицеров и нижних чинов.
Все объездчики служили по контракту с фиксированной зарплатой в 400 рублей ассигнациями в год. Они должны были иметь свою лошадь (отставные кавалеристы имели казенную), одежду установленной формы, холодное и огнестрельное оружие произвольного образца. Кроме того, им было предоставлено право оставлять у себя всю задержанную контрабанду с уплатой за нее лишь установленной по закону ввозной пошлины.
В результате первого раздела Речи Посполитой и вхождения в состав Российской империи Инфляндского воеводства и восточных частей Полоцкого, Витебского и Минского воеводств ВКЛ с городами Полоцк, Витебск, Орша, Могилев и Динабург (Даугавпилс), границами Российской империи с ВКЛ и Речью Посполитой стали реки Западная Двина, Друть и Днепр.
В городах и местечках, оказавшихся на новой границе, были учреждены пограничные пункты, а в расположенных на путях сообщений – еще и таможни. В частности, в местечке Толочин, расположенном на дороге Смоленск – Минск и оказавшемся разделенным границей, которая прошла по р. Друть, был учрежден пограничный пункт, а императорским Указом от 9 февраля 1783 г. – еще и таможня.
Вскоре началось обустройство новой границы и возведение пограничных укреплений, остатки которых сохранились до наших дней, в частности – вал на территории Толочинского и Чашницкого районов Витебской области.
Согласно «Положению для учреждения пограничной таможенной цепи и стражи в Великом княжестве Литовском», участок российской границы с Речью Посполитой, проходивший по территории нынешней Беларуси, протяженностью в 674 версты был поделен на три участка, затем – на тринадцать дистанций по 50 верст.
Охрану каждой дистанции осуществлял надзиратель и десять объездчиков. Таким образом, надзиратель осуществлял охрану участка границы протяженностью в 50 верст, а объездчик – в 5 верст. У каждого надзирателя в подчинении находилось 10 объездчиков; одна пятая часть общей численности стражи находилась в резерве. Ежегодно все объездчики перемещались на новое место службы.
Ведали стражей губернские управления.
Они же осуществляли подбор таможенных надзирателей на должности и их увольнение при одобрении «казенных палат и советников таможенных дел». При каждом советнике состояли два особых таможенных объездчика из резерва. Таможенные объездчики принимались на службу «советником казенной палаты по делам таможенным по контракту с надлежащим свидетельством от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, о их добром поведении и с поручительством надежным».
Таким образом, организацией охраны границы ведали подчиненные сенату военное ведомство и департамент внешней торговли. Военное ведомство имело на границе армейские или казачьи полки, от которых на первую линию высылались отряды казачьей стражи или стража от армейских полков. От тех и других непосредственно к линии границы высылались разъезды. Таможенная стража, подчиненная департаменту внешней торговли, несла службу на второй линии.
Однако большие надежды, которые правительство возлагало на новую таможенную стражу, не оправдались. Комплектование стражи по новому штату шло медленно. Люди не хотели за весьма скромную плату покидать насиженные места и ехать на границу, где их подстерегала опасность. Отпугивала также и перспектива ежегодной смены места службы. Поэтому в объездчики стали принимать жителей пограничных сел. Но они были связаны с контрабандистами знакомством или родственными связями, поэтому те чувствовали себя на границе вольготно и действовали почти открыто.
Да и сама служба объездчиков и стражников была далека от совершенства. Не было и речи о дисциплине, об обучении и воспитании, какие существовали в частях регулярной армии. Об этом свидетельствуют воспоминания одного из них: «Вот в наше время была служба так служба. Тогда объездчики служили на кордонах до 60 лет, у каждого объездчика была своя бричка для разъездов, пять-шесть пар лошадей, столько же рогатого скота, а свиньям, гусям, курам и счету не знали. Каждый объездчик засевал земли десятин по 50 и более. Бывало, мужья со своими женатыми сыновьями пашут … или хлеба убирают, а их жены дежурят на кордонах.
В разъезд мы ездили только перед смотром и то не всегда. Бывало, если едет смотром начальник в военном чине, то подготовляемся к смотру, а если ожидаем чиновников, то чиновники все равно в этом деле ничего не понимают».