Число промышленных предприятий в России в 1825 – 1850 гг
Императоры Войны
А. Пётр III 1. Северная война
Б. Александр I 2. Отечественная война 1812 года
В. Александр II 3. Крымская война
4. Семилетняя война
25. Какие два из перечисленных ниже событий связаны с правлением Александра II?
1. Отмена телесных наказаний в армии
2. Секуляризация церковных земель
3. Разработка и принятие фабричного законодательства
4. Реформы С. Ю. Витте
5. Русско – турецкая война 1977 – 1878 гг.
26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Запишите поучившуюся последовательность цифр
Численность крестьянских волнений в России в 1811 – 1820 годах.
Годы | ||||||||||
Количество волнений |
Начальные части суждения Варианты завершения суждения
А. В 1812 году количество выступлений по сравнению с предыдущим годом 1. Практически не изменилось
Б. В 1820 году крестьянских восстаний по сравнению с 1818 годом 2. Увеличилось в 2 раза
В. В 1818 и 1819 годах количество крестьянских волнений 3. Возросло почти в 3 раза
4. Сократилось в 4 раза
5. Уменьшилось почти в 2 раза
27. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь
_______________ - переворот – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, который начался в России с 1830 – х годов
28. Сравните особенности социально – экономического развития Российского государства в начале XIX века и во второй половине XIX века. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия. Запишите получившуюся последовательность цифр.
1. Господство помещичьей собственности на землю
2. Сословное деление общества
3. Активное строительство железных дорог
4. Борьба рабочих за свои социальные права
Черты сходства | Черты различия | ||
29. Запишите слово, пропущенное в схеме
Основные направления внутренней политики Николая I | |||||
Реформа государственной деревни П. Д. Киселёв | Кодификация российского законодательства …………… | Финансовая реформа Е. Ф. Канкрин | |||
30. Ниже приведён ряд фамилий общественных деятелей. Все они, за исключением одного, являлись декабристами. Найдите и запишите фамилию общественного деятеля, относящегося к другому общественному движению.
П. И. Пестель, Н. М. Муравьёв, Н. Г. Чернышевский, С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский
31. Прочитайте документ и ответьте на вопросы
Из сочинения историка
«Центральным событием эпохи <…> стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.
Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства — выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов — низко сидящих броненосцев».
a) Назовите десятилетие, когда были проведены реформы, о которых идёт речь. Назовите российского императора, правившего в этот период.
b) В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приведены в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.
Итоговая контрольная работа по истории. 8 класс, углублённое изучение истории. 2 вариант.
1. Какое событие произошло 14 декабря 1825 года?
1. Убийство Александра II народовольцами
2. Выступление декабристов на Сенатской площади
3. Первая забастовка рабочих
4. Образование Северного общества
2. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был
1. Г. А. Потёмкин
2. С. Ю. Витте
3. П. А. Столыпин
4. М. М. Сперанский
3. Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал
1. Отмену крепостной зависимости крестьян
2. Право помещиков отпускать крестьян на волю с землёй за выкуп
3. Освобождение крестьян от временнообязанного состояния
4. Право крестьян выходить из общины с землёй
4. Героизм русских партизан, воинов, народного ополчения, полководческий талант русских военачальников, решимость Александра I вести войну до победного конца, суровая зима – всё это привело к победе России в
1. Русско – турецкой войне 1806 – 1812 гг.
2. Отечественной войне 1812 г.
3. Крымской войне 1853 – 1856 гг.
4. Первой мировой войне 1914 – 1918гг.
5. Прочтите отрывок из «Записок» А. П. Ермолова и ответьте на вопрос: как называлось военно событие, о кануне и начале которого говорится в отрывке?
26 августа. Настал наконец желанный день!
«Скрывающееся в тумане солнце продолжало до шести утра обманчивое спокойствие. Первые лучи его осветили то место, где с полным самоотвержением готовы русские принять неравный бой! Здесь, величественная Москва, участь твоя вверяется жребию. Еще несколько часов, и если твёрдою грудью русских не будет отвращена грозящая тебе опасность, развалины укажут место, где во времена благоденствия ты горделиво воздымалась».
1. Сражение у Лесной
2. Бородинское сражение
3. Тарутинский марш-манёвр
4. Сражение под Малоярославцем
6. Какое из названных событий произошло раньше остальных?
1. Сражение при Аустерлице
2. Пожар Москвы
3. Битва народов под Лейпцигом
4. Сражение на реке Березине
7. П. И. Пестель, Н. М. Муравьёв были
1. Участниками выступления на Сенатской площади
2. Участниками партизанского движения в годы Отечественной войны
3. Членами «Общества соединённых славян»
4. Авторами программных документов декабристов
8. Теории «русского», «крестьянского» социализма А. А. Герцена и Н. Г. Чернышевского включали следующее положение
1. Русский крестьянин не привык к общинной собственности
2. Крестьянская община – готовая ячейка социалистического строя
3. В России необходимо создать условия для развития капитализма
4. Переход к социализму в России осуществится волей царей
9. План действий М. Б. Барклая де Толли в 1812 году в ожидании войны с Наполеоном предусматривал
1. Отступление русских армий вглубь территории России на начальном этапе войны
2. Совместные действия против Наполеона с прусской и австрийской армиями
3. Генеральное сражение с французской армией на границе
4. Нанесение превентивного (упреждающего) удара по наполеоновской армии
10. Прочтите отрывок из донесения генерала М. Д. Горчакова и укажите, в каком году было написано донесение.
«Войска Вашего Императорского Величества защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нём за адским, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят га Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведённых неприятелем на Западную и Корабельную стороны, только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины»
1. 1807 год
2. 1812 год
3. 1828 год
4. 1855 год
11. Даты 1853 – 1856 гг., 1877 – 1878 гг. связаны с
1. Событиями внешней политики
2. Этапами освобождения крестьян
3. Развитием литературы и искусства
4. Выступлениями рабочего класса
12. Уставные грамоты, мировые посредники – эти понятия относятся к
1. Крестьянской реформе 1861 года
2. Судебной реформе 1864 года
3. Военной реформе 1874 года
4. Столыпинской аграрной реформе 1906 года
13. К правлению какого монарха относится понятие «эпоха Великих реформ»?
1. Александра I
2. Николая I
3. Александра II
4. Александра III
14. Что из названного относилось к результатам «хождения в народ»?
Прочтите отрывок из указа императора и укажите этого императора.
«1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной. <…>
3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные.
14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами».
1. Пётр III
2. Екатерина II
3. Павел I
4. Александр I
15. Вторая организация «Земля и воля» была основана в
1. 1825 году
2. 1856 году
3. 1876 году
4. 1825 году
16. В результате проведения Крестьянской реформы 1861 года в России был (-а)
1. Отменена крепостная зависимость крестьян
2. Введён труд посессионных крестьян
3. Отменено временнообязанное состояние крестьян
4. Разрушена община
17. Документ, составлявшийся в ходе крестьянской реформы 1861 года и фиксировавший отношения помещиков с временнообязанными крестьянами
1. Вексель
2. Крепость
3. Уставная грамота
4. Кабальная запись
18. Что было одной из причин перехода правительства Александра II к либеральным реформам в конце 1850 – х годов?
1. Революционные выступления народников
2. Поражение России в русско – японской войне
3. Массовые забастовки промышленных рабочих
4. Поражение России в Крымской войне
19. Прочтите отрывок из воспоминаний князя В. П. Мещерского и укажите имя императора, о котором идёт речь
«Только по вступлении на престол Императору <…> поневоле пришлось прислушиваться к либеральным голосам, так как, принявши Россию в самый острый период Крымской войны и раздавленный, так сказать, её бременем, он стал слышать, с одной стороны, объяснение наших военных неудач политическим режимом своего отца, а с другой стороны, указание исхода из этого положения только в либеральных внутренних реформах …»
1. Александр I
2. Николай I
3. Александр II
4. Александр III
20. Согласно крестьянской реформе крестьяне освобождались
1. Без земли, но без выкупа
2. С землёй в ограниченном размере и за выкуп
3. С землёй и выкупом по усмотрению помещика
4. Без земли и с выкупом, который устанавливался законом
21. Рассмотрите карту и укажите дату войны, которая на ней указана
2 вариант.
1. 1770 год
2. 1812 год
3. 1856 год
4. 1877 год
22. Рассмотрите изображение. Участниками изображённых на схеме событий были
1. С. Л. Перовская и А. И. Желябов
2. С. В. Зубатов и Г. А. Гапон
3. П. Г. Каховский и М. А. Милорадович
4. Александр I и А. А. Аракчеев
23. Расположите события в хронологической последовательности
1. Введение всесословной воинской повинности
2. Издание «чугунного» цензурного устава
3. Синопское сражение
4. Основание Царскосельского лицея
24. Установите соответствие между именами российских императоров и событиями внешней политики, произошедшими во время их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите получившуюся последовательность цифр.
Императоры События
А. Александр I 1. Начало Крымской войны
Б. Николай I 2. Присоединение Финляндии
В. Александр II 3. Раздел Польши
4. Завоевание Средней Азии
25. Какие две из перечисленных ниже организаций были созданы народниками?
1. «Земля и воля»
2. «Северный союз русских рабочих»
3. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
4. Петрашевцы
5. «Чёрный передел»
26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Запишите получившуюся последовательность цифр
Число промышленных предприятий в России в 1825 – 1850 гг.
Годы | Бумаготкацких фабрик | Полотняных фабрик | Железных и чугунных заводов |
Начальные части суждения Варианты завершения суждения
А. Во второй четвертиXIXвека почти не изменилось 1. Выросло
Б. В связи со строительством железных дорог с 1825 по 1850 гг. выросло 2. Число бумаготкацких фабрик
В. Число полотняных фабрик с 1825 по 1850 гг. 3. Сократилось
4. Число железных и чугунных заводов
5. Число полотняных фабрик
27. Запишите термин, о котором идёт речь
Деньги, выплачиваемые бывшими крепостными и удельными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861 года в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю
28. Сравните общественные взгляды западников и славянофилов. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия. Запишите получившуюся последовательность цифр.
1. Царскую власть следует сохранить
2. Крепостное право необходимо отменить
3. Признание влияния Запада на Россию отрицательным явлением
4. Преобразования Петра I были необходимы и сыграли положительную роль в развитии страны
Черты сходства | Черты различия | ||
29. Запишите слово, пропущенное в схеме
Общественное движение России в XIX веке | |||
Декабристы: П. Пестель, Н. Муравьёв | ……..: П. Лавров, П. Ткачёв | Социал-демократы: Г. Плеханов, Ю. Мартов | |
30. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX века. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду
Вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, бироновщина, земства
31. Прочитайте документ и ответьте на вопросы
Из сочинения историка
«Центральным событием эпохи <…> стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.
Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства — выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов — низко сидящих броненосцев».
a) Назовите десятилетие, когда были проведены реформы, о которых идёт речь. Назовите российского императора, правившего в этот период.
b) В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приведены в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.
Итоговая контрольная работа по истории. 8 класс, углублённое изучение истории. 3 вариант.
1. Какое из перечисленных событий произошло в 1825 г.?
1. Восстание на Сенатской площади
2. Создание первых военных поселений
3. Вхождение Финляндии в состав Российской империи
4. Учреждение Государственного совета
2. Общим в программных документах Северного и Южного обществ декабристов было положение об (о)
1. Установлении республики
2. Освобождении крестьян от крепостной зависимости
3. Делении всех угодий на общественные и частные земли
4. Установлении имущественного ценза для участия в выборах
3. Следствием отказа от принципа коллегиальности в управлении отдельными областями государственной жизни в начале XIX в. стало
1. Создание министерств
2. Учреждение Тайной канцелярии
3. Создание Верховной распорядительной комиссии
4. Введение института земских начальников
4. Представители русской общественной мысли 1830 – 1850 – х гг., идеализировавшие историческое прошлое России, считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путём, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались
1. Западники
2. Социал-демократы
3. Славянофилы
4. Декабристы
5. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите фамилию, пропущенную в тексте.
«В тот же вечер у Рылеева, который уже знал о заготовлении манифеста, было собрание многих членов, которые беспрестанно приходили и уходили, чтоб узнать, на что решились директоры. Всем объявлено, что сборное место — площадь перед Сенатом и что явится диктатор в лице князя <…> для распоряжения. На другой день повторилось почти то же. Беспрестанно приходили из полков с известиями и уверениями о готовности восстать за свободу, но тут же узнали, что на Финляндский полк и артиллерию надежда сомнительна…»
1. П. И. Пестель
2. И. И. Пущин
3. С. П. Трубецкой
4. С.Муравьёв-Апостол
6. Россия заключила Тильзитский мир с Францией в
1. 1801 г.
2. 1807 г.
3. 1812 г.
4. 1815 г.
7. Какие из названных понятий, терминов появились в царствование Александра I?
1. Министерства, военные поселения
2. Ассигнации, картофельные бунты
3. Государственная дума, кабинет министров
4. Сенат, императорская канцелярия
8. Что такое «континентальная блокада»?
1. Запрет французских властей на торговлю европейских стран с Пруссией и Австрией
2. Политика Наполеона I, направленная на экономическое ослабление Англии
3. Политика Александра I, направленная на прекращение торговых связей с Францией и её союзниками
4. Попытка русского царя блокировать связи Англии с е1 колониями в Индии
9. Что было непосредственной причиной репрессивных мер против П. Я. Чаадаева
1. Его участие в деятельности декабристских обществ
2. Опубликование одного из его «Философических писем»
3. Издание им журнала «Колокол»
4. Организация им революционного студенческого кружка
10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите имя императора, о котором идёт речь
«… просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства, университеты подверглись опале … Военный человек, как палка, привыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался лучшим, самым способным начальником везде; имел ли он на это какие-нибудь способности, знания, опытность в делах – на это не обращалось внимания… Смотр стал целью общественной и государственной жизни. Вся Россия 30 лет была на смотру у державного фельдфебеля»
1. Павел I
2. Александр I
3. Николай I
4. Александр III
11. Даты 1825 г., 1855 г., 1881 г., 1894г. относятся к
1. Процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости
2. Началу царствования российских императоров
3. Реформам государственного управления
4. Этапам промышленного переворота
12. Организация, развернувшая в конце 70-х – начале 80-х гг. XIX века террор против правительственных чиновников и царя, называлась
1. «Северное общество»
2. «Южное общество»
3. «Народная воля»
4. «Чёрный передел»
13. С Крестьянской реформой 1861 года было связано возникновение понятия
1. Вольноотпущенные крестьяне
2. Выкупные платежи
3. Хутора
4. Отруба
14. Что стало одной из причин победы России в русско – турецкой войне 1877 – 1878 годов?
1. Поражение турецкого флота в Синопской бухте
2. Совместные военные действия российских войск и болгарского ополчения
3. Совместные военные действия России и Германии
4. Введение рекрутского набора
15. Прочтите отрывок из выступления императора на заседании Государственного совета и укажите год, когда это выступление состоялось.
«У меня есть ещё другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ… Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства.<…>
Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдёте нужным в чём- либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле».
1. 1801г.
2. 1837 г.
3. 1861г.
4. 1881г.
16. Какой период XIX в. называют эпохой великих реформ?
1. 20—30 гг.
2. 40—50 гг.
3. 60—70 гг.
4. 80—90 гг.
17. Как назывались учреждённые в 1802 г. центральные исполнительные органы государственного управления России?
1. Приказы
2. Поселения
3. Министерства
4. Магистраты
18. Проведением военной реформы 1860—1870 гг. руководил
1. А.А. Аракчеев
2. Д.А. Милютин
3. А.М. Горчаков
4. А.С. Меншиков
19. Что явилось одним из последствий начала промышленного переворота в России?
1. Появление первых мануфактур
2. Развитие железнодорожного строительства
3. Укрепление крепостнического хозяйства
4. Начало формирования всероссийского рынка
20. Прочтите отрывок из дневника государственного деятеля и определите десятилетие, когда происходили описанные события.
«Получена телеграмма из Ташкента о новом успехе наших войск против кокандцев: генерал- майор Скобелев овладел Андижаном… Судя по телеграмме, наши войска овладели городом без больших потерь; штурм был подготовлен продолжительным бомбардированием. С этою телеграммою явился я к Государю вместе с генералом Кауфманом. Пользуясь случаем, я доложил Государю представление генерала Кауфмана о необходимости окончательного занятия всего ханства Кокандского и выработанное вместе с ним предположение о средствах к усилению войск Туркестанского края. Государь изъявил согласие на занятие Коканда…»
1. 1790-е гг.
2. 1830-е гг.
3. 1870-е гг.
4. 1910-е гг.
21. Рассмотрите схему и выполните задание.
3 вариант.
К какой войне относится сражение, обозначенное на схеме?
1. Отечественной войне 1812 г.
2. Русско-иранской войне 1804—1813 гг.
3. Русско-турецкой войне 1828—1829 гг.
4. Крымской войне 1853—1856 гг.
22. Рассмотрите изображение. Участником событий, увековеченных В.И. Шервудом в памятнике, фрагмент которого Вы видите, был
1. М. И. Кутузов
2. П. С. Нахимов
3. М. Д. Скобелев
4. А. В. Суворов
23. Установите события в хронологической последовательности
1. Проведение земской реформы
2. Война с Наполеоном
3. Крымская война
4. Оборона Шипки
24. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и историческими событиями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите получившуюся последовательность цифр.