Производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство)

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1. высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2. центральные, в частности министерства;

Местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1. органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

Органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1. коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

Единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1. законодательные;

2. исполнительные;

3. судебные;

Контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования:

1. постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

Временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

Функции государства: понятие и виды

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике.
К наиболее значимым признакам функций государства относятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2) непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
4) определённые формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов (Л. А. Морозова).
Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства её достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.
Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:
- потребностей и интересов населения;
- экономических возможностей общества;
- нравственного и культурного уровня общества;
- профессионализма государственных служащих и структур и др.
Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определённого вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности.
Классификация функций государства:
1. В зависимости от продолжительности действия:
- постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая);
- временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).
2. В зависимости от значимости:
- основные (например, функция охраны общественного порядка);
- неосновные (например, функция рассмотрения споров).
3. В зависимости от сферы осуществления:
- внутренние;
- внешние.
4. В зависимости от принципа разделения властей:
- законодательные (правотворческие);
- исполнительные (управленческие);
- судебные

Система права и правовая система

Система права – внутренняя структура (организация) права, деление его не отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования как отражения реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Черты системы права:

– первичным элементом системы права выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли и отрасли права;

– система права обусловлена социально-экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными и историческими факторами;

– элементы системы права не противоречивы, внутренне согласованны, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

– система права характеризуется наличием прямых и обратных связей;

– система права имеет объективный характер и не может создаваться по субъективному усмотрению людей.

Элементы системы права: норма права; правовой институт – сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений внутри отрасли права; подотрасль – определенная совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений; отрасль права – совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных, систематизированных, взаимодействующих правовых средств, которые регулируют общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Элементы правовой системы: система права; система законодательства, правовые понятия, принципы; правовые институты и правовые (правоприменительные, правотворческие) учреждения; правовая политика и культура; юридическая практика.

10. Сущность и социальное назначение государства? Быстрое обучение английскому языку. Качественно! Сущность любого явления – это главное, основное, определяющее. Это совокупность внутренних характеристик, черт и свойств без которых явление теряет свою особенность. Сущность государства – это его роль в обществе, его объективная необходимость в обществе, раскрыть сущность государства – это значит уяснить почему общество на данном этапе развития, не может обойтись без государства. В юридической литературе имеет место два основных подхода к понятию «сущность государства»: 1. Государство рассматривается с классовых позиций, как орудие диктатуры господствующего класса. 2. Государство, как надклассовое образование, как институт примирения социальных противоречий, выражающее интересы всего общества. Сущность государства современного периода: 1. Единственная организация политической власти, управляющая всем обществом, обладает колоссальными организационными возможностями и правом применения принуждения. 2. Организует и регулирует совместную деятельность людей, обеспечивает стабильность и порядок в обществе и является орудием социального компромисса. 3. Особая структурная организация состоящая из специального аппарата управления, где работают люди особого разряда, обладающее публично – властными полномочиями. 4. Объединяет население определенной территорий, которая делится на административно -территориальные единицы. Социальное назначение государства определяется его сущностью. Социальное назначение государства это роль государства в обществе, это роль государства при решении социальных вопросов, это роль государства при решении проблем общества. Социальное назначение современного государства- это создание в рамках закона разнообразии социальных благ, для всех челнов общества с учетом возможностей каждого. В современный период государство все больше превращается в орган при отдалений социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп и отдельных слоев общества. Государство проводит в жизнь решения, которые поддерживаются различными слоями населения и тем не менее социальное назначение государства – противоречиво: 1. Государство призвано с одной стороны выражать интересы элиты общества, а с другой стороны интересы общества в целом. А их интересы очень часто не совпадают. 2. Противоречие не обусловило постоянным компромиссом между общими и частными интересами. 3. Противоречие обусловило противостояние между государством и гражданским обществом.

11. Метод изучения теории государства и права

Особенности науки теории государства и права выражаются не только в ее предмете, но и в методе. Поэтому после выяснения того, что является предметом изучения, необходимо рассмотреть то, как изучаются государство и право.

Под методом теории государства и права понимается совокупность правил, требований, приемов научной деятельности, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Наши рекомендации