Латиноамериканская экономическая система, Латиноамериканская ассоциация интеграции

Ассоциация создана в августе 1980 г. на основе договора, подписанного в Монтевидео, обновившего предыдущий договор 1960 г. о создании зоны свободной торговли в Латинской Америке. Цель договора 1980 г. -ускорить интеграционный процесс через гармонизацию и сбалансированность социально-экономичөского развития региона, постепенное и последователь-ное упрочение в Латинской Америке общего рынка. Договор 1980 г. предусматривает более глубокое сотрудничество, чем первоначальный договор, более гибкие методы кооперации и более широкие рамки его реализации. Он обеспечивает преференции в региональных тарифах, систему региональных и субрегиональных соглашений о сотрудничестве, помощь менее развитым го-сударствам-членам, установление отношений с другими регионалыными организациями.

Государства-члены: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Совет министров иностранных дел собирается по необходимости и определяет политику. Комитет представителей является постоянным исполнителыным органом. Ассоциация посуществу является «зонтичной» организацией, которая ведет наблюдение и помогает координировать деятельность различных субрегиональных организаций Латинской Америки (МЕРКОСУР, Андская группа, группа «Трех»).

Секретариат находится в Монтевидео.

Латиноамериканская экономическая система

Латиноамериканская экономическая система создана 17ок-тября 1975 г. на основе Панамской конвенции в целях координации экономической политики.

В ее состав входят 27 латиноамериканских и карибских государств: Аргентина (1977). Багамские Острова (1998), Барбадос (1976), Белиз (1992), Боливия (1976), Бразилия (1976), Венесуэла (1976), Гаити (1977), Гайана (1976), Гватемала (1976), Гондурас(1976), Гренада (1 976), Доминиканская Республика (1976), Колумбия (1979), Коста-Рика (1977), Куба (1976), Мексика (1976), Никарагуа (1976), Панама (1975), ІІарагвай (1986), Перу (1976), Суринам (1 979), Тринидад и Тобаго (1976), Уругвай (1 977), Чили (1977), Эквадор (1976), Ямайка (1976).

Эта международная организация фактически является консультативно-координационной системой, опирающейся на консенсус, согласованную единую позицию и общее понимание стратегии развития Латинской Америки и Карибского региона. Ее структуру образуют Латиноамериканский совет, который собирается раз в год и в котором каждое государство имеет по одному представителю; Комитет действий- гибкий координационный механизм, направленный на продвижение совместных программ и проектов; секретариат, руководитель которого назначается на четырехлетний срок. На основе программ были образованы другие постоянные структуры: Латиноамериканская технологическая информационная сеть и Латиноамериканская организация по развитию рыболовства.

Штаб-квартира Латиноамериканской экономической системы располагается в Каракасе.

МЕРКОСУР

МЕРКОСУР был образован 26 марта 1991 г. по Асунсьонскому договору, предусматривающему создание зоны свободной торговли, а к 2006 г. - таможенного союза, которые обеспечат свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также привлечение инвестиций в регионе. Название организации происходит от сокращения испанских слов, означающих «общий рынок юга».

Государства-члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Позднее к зоне свободной торговли МЕРКОСУРА присоединились Чили и Боливия, получив, таким образом, статус будущих членов организации.

К концу 90-х гг. XX в. около 85 % таможенных тарифов были устранены. Исключение составили таможенные тарифы Парагвая и Уругвая.

Институциональная структура: Совет общего рынка (высший политический орган), Группа общего рынка (исполнительный орган), Торговая комиссия, Парламентская комиссия, Консул-тативный социально-экономический форум и секретариат.

Организация открыла 21 информационный центр по всему миру. Штаб-квартира и секретариат располагаются в Монтевидео.

Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС) создана в 1991 г. В организацию входят Белиз, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор.

Высший орган ЦАИС - Совещание глав государств. Между саммитами работу ЦАИС координирует Генеральный секретариат, который занимается практической реализацией решений, принимаемых на саммитах и заседаниях Совета Министров (штаб-квартира - в г.Сан-Сальвадор).

В рамках ЦАИС действуют Центральноамериканский парламент(г.Гватемала), решения которого носят рекомендательный характер, и Центральноамериканский суд (г.Манагуа), который занимается оказанием консультационных услуг по различным международно-правовым вопросам.

Функционируют Центральноамериканский банк экономической интеграции, Центральноамериканский институт управления, Центральноамериканский институт исследований и промышленных технологий, Техническая комиссия по телекоммуникациям, Координационный центр по предотвращению стихийных бедствий и другие.

ЦАИС располагает солидной договорно-правовой базой, охватывающей практически все вопросы интеграции стран субрегиона (учредительный Протокол Тегусигальпы, Протокол Гватемалы об экономической интеграции, рамочный Договор о демократической безопасности, Договор о социальной интеграции).

Центральноамериканская интеграционная система создавалась прежде всего для решения задач экономического сотрудничества. Однако страны-участницы преследуют цели и политической интеграции. Этапным событием стало подписание в 1997 г. «Декларации Никарагуа» о политическом союзе стран субрегиона.

Большие надежды в субрегионе возлагаются на реализацию так называемых инвестиционных "мегапроектов", которые могли бы позволить существенно продвинуться в вопросе развития общей инфраструктуры стран ЦА и их экономик в целом. Особое место в этом вопросе отводится разработанному по мексиканской инициативе плану "Пуэбла-Панама", равно как и самой Мексике, которую в странах ЦАИС рассматривают в качестве своеобразного локомотива всех интеграционных процессов в субрегионе.

В контексте процесса, направленного на создание межамериканской зоны свободной торговли, страны ЦАИС (кроме Белиза и Панамы) пошли на заключение соглашения о свободной торговле с США(ратифицирован Палатой Представителей американского Конгресса в июле 2005 г.).

Ведутся переговоры с Евросоюзомо заключении соглашений о политическом сотрудничестве. На IV саммите Евросоюз-ЛАКБ (май 2006 г., Вена) достигнута договоренность о начале переговоров по соглашению об ассоциации, включая создание общей зоны свободной торговли.

Ассоциация карибскихгосударств

Ассоциация карибских государств создана 24 июля 1994 г. на основе конвенции, вступившей в силу годом позже, в каче-стве координирующей структуры и для укрепления позиций национальных правительств, промышленных и деловых кругов во внешних сношениях.

Ассоциация является форумом для консультаций, развития сотрудничества и согласования деятельности в культурных, экономических и технических сферах, а также в области туризма и транспорта.

Члены организации (2004 г.): Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гонду-рас, Гренада, Гайана, Доминика, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сури-нам, Тринидад и Тобаго, Сальвадор, Ямайка.

Ассоциированные члены: Аруба, Франция (от имени Француз-ской Гвианы, Гваделупы и Мартиники), а также Голландские Антильские Острова.

Статус наблюдателя имеют: Аргентина, Бразилия, Великобритания, Египет, Индия, Испания, Италия, Канада, Марокко, Нидерланды, Перу, Россия, Турция, Украина, Финляндия, Чили, Эквадор, Южная Корея и ряд международных организаций.

Секретариат расположен в Порт-оф-Спейне, на островахТринидад и Тобаго.

Лекция 9.Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

1. Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

2. Цели, задачи, структура и деятельность СБСЕ.

Цель лекции – раскрыть историю создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Ключевые слова – ОБСЕ, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

1. Строго говоря, ОБСЕ не является исключительно европейской организацией. В географическом смысле ее присутствие распространяется от Ванкувера до Владивостока.

Истоки ОБСЕ (до 1994 г. - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе - СБСЕ) находятся во временах холодной войны, когда процесс установления взаимногодоверия только зарождался.

ОБСЕ сформировалась в эпоху так называемой разрядки в начале 70-х гг. XX в. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан в 1975 г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 стран Европы, а также США и Канады. Не будучи международно-правовым актом, он фактически оказался долгосрочной программой развития процесса разрядки, сближения народов и сотрудничества в Европе. С подписания в 1990 г. Парижской хартии для Европы и создания ряда специальных институтов начался новый период в деятельности СБСЕ, основные вехи которого обозначили ключевые конференции в Берлине (1991 г), Праге (1992 г.), Стокгольме (1992 г), Хельсинки (1992 г), Риме (1993 г), Будапеште (1994 г), Лиссабоне (1996 г.) и Стамбуле (1999 г.).

ОБСЕ, которые могут и желают внести вклад в эту программу. ПРМ выходит за рамки диалога и направлена на создание партнерства как постоянного элемента архитектуры европейской безопасности.

ОБСЕ отличает всесторонний и основанный на сотрудничестве подход к обеспечению безопасности; всесторонний в том смысле, что он охватывает три измерения безопасности - человеческое, военно-политическое и экономическое (экологическое).

Цели и задачи ОБСЕ: предупреждение конфликтов, контроль над вооружениями, защита прав человека, преодоление межгосударственных кризисов, а также установление кодекса поведения государств, касающегося прозрачности отношений вооруженных сил и общества.

Официально цели ОБСЕ сформулированы следующим образом: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению устойчивого мира; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами; признание тесной взаимосвязанности проблемы безопасности в Европе и во всем мире; действенный вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

В контексте Парижской встречи на высшем уровне (ноябрь 1990 г.) было заключено важное соглашение по контролю над вооружениями - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). В актив военно-политического измерения СБСЕ/ ОБСЕ вошло несколько других важных договоров, касающихся военной безопасности, в том числе Договор по открытому небу 1992 г. и Венские документы 1990,1992,1994и 1999 гг, атакже имеющий ключевое значение Документ о легком и стрелковом оружии(2000г.).

Контроль над вооружениями и разоружением стран ОБСЕ предусмотрен также положениями Венской декларации 1992 г. по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению и Заключительным актом переговоров о сокращении численности обычных вооруженных сил в Европе (Хельсинки, 1992 г).

На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в ОБСЕ. Это решение не только отразило быстрое институционалыное развитие организации с момента окончания холодной войны, но и придало ее работе новый политический импульс.

Итогом Лиссабонской встречи на высшем уровне 1996 г. стало повышение ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех трех измерениях. Эта встреча стимулировала разработку в ОБСЕ Хартии европейской безопасности, котррая была принята на Стамбульской встрече на выс-шем уровне в ноябре 1999 г. На этой встрече 30 государств -участников ОБСЕ подписали адаптированный Договор об ОБСЕ.

ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности. Это объясняется несколькими факторами: широтой ее членского состава, охватывающего страны Евроатлантического и Евроазиатского регионов; ее всеобъемлющим и основанном на сотрудничестве подходом к безопасности; глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса; функционированием широкой сети ее миссий на местах, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества с другими международными институтами.

Отношения ОБСЕ с Объединенными Нациями основываются на рамочном договоре с Секретариатом ООН и статусе наблюдателя при Генеральной Ассамблее. В Хельсинкской декларации 1992 г. государства-члены объявили ОБСЕ региональным соглашением, соответствующим положениям главы VII Устава ООН.

2. ОБСЕ действует при наличии трех предпосылок: воли государств-членов к действию; принципиального консенсуса по поводу принятых решений; готовности к использованию согласованных механизмов ОБСЕ.

10 базовых принципов ОБСЕ: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов рас-поряжаться своей судьбой; межгосударственное сотрудничество; добросовестное выполнение международно-правовых обязательств.

Основной постоянный орган для политических консультаций и принятия решений - Постоянный совет. Его члены, постоянные представители государств, еженедельно собираются на заседания водворце Хофбург(Вена) для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции ОБСЕ, и принятия решений. В Хофбурге также проводятся регулярные заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, который занимается вопросами контроля над вооружениями и мерами укрепления доверия и безопасности, и Совместной консулытативной группы, которая осуществляет контроль за выполнением Договора об ОВСЕ.

Министры иностранныхдел 55 государств встречаются ежегодко в рамках Совета министров за исключением тех лет, когда проводится встреча на высшем уровне с участием глав государств и правительств. В области экономического и экологического измерения раз в год в Праге проводится встреча руководящего совета, заседающего в качестве Экономического форума.

Действующий председатель - министр иностранных дел страны, проводившей предшествующее заседание Совета, помощь которому оказывают предшественник и преемник («тройка»), занимается координацией текущей деятельности ОБСЕ. Он может назначать личных и специальных представителей.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств обеспечивает раннее предупреждение правонарушений. Его бюро находится в Гааге.

Наиболее молодой институт ОБСЕ - Бюро представителя по вопросам свободы средств массовой информации - создан для наблюдения за положением дел в области СМИ.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) осуществляет контроль выполнения обязательств в сфере человеческого измерения; координирует и подцерживает связи между государствами-членами; распространяет информацию о человеческом измерении и гуманитарном международном праве; организует встречи и семинары по вопросам создания банковдан-ных и укрепления демократических институтов сотрудничества с международными организациями. Базируется в Варшаве.

Парламентская ассамблея проводит ежегодные сессии в го-родах государств-членов. Она состоит из 312 мест, принадлежащих национальным делегациям (от 2 до 17 членов в зависимости от численности населения страны). Решения принимаются, как правило, простым большинством, однако применяется и процедура консенсуса. Парламентская ассамблея имееттри комитета: по вопро-сам политики и безопасности, экономическим, гуманитарным вопро-сам. Ассамблея оценивает деятельность ОБСЕ, проводит дебаты по вопросам, обсуждаемым на заседаниях Совета ОБСЕ или на встречах глав государств и правительств, информирует национальные парламенты. Ее секретариат располагается в Копенгагене.

В рамках создания механизмов урегулирования споров в 1992 г. был учрежден Суд по примирению и арбитражу в Женеве.

Секретариат ОБСЕ располагается в Вене, имеет четыре департамента: конференций, администрации и бюджета, поддержки председателя, Центр по предупреждению конфликтов.

Лекция 10.Европейский Союз

1.Договор о Европейском Союзе.

2. Основные цели и органы ЕС. Ценности ЕС.

3. Основные направления сотрудничества ЕС.

Цель лекции – раскрыть историю создания Европейского Союза.

Ключевые слова – ОБСЕ, зона евро, сообщество, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

1. Относительно понимания Европейского Союза как международной организации среди специалистов нет единодушия. Некоторые ученые, особенно юристы-международники, считают ЕС не организацией в чистом виде, а промежуточной, переходной формой, видят в нем прообраз будущего многонационального европейского регионального государства. Некоторые специалисты рассматривают ЕС как полугосударственное образование. эволюционирующее в сторону полноценной федерации. ЕС сохраняет общие черты с международной (межправительственной) организацией и с конфедерацией государств. Тем не менее авторитетные справочники по межгосударственным организациям и международному праву относят ЕС к разряду МО.

Если исходить из формальных определений, Европейский Союз - это интеграционная организация, главная цель которой -построение «как можно более тесного союза европейских народов» (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).

Членом ЕС имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее «принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства» (ст. 6, 49 Договора о Европейском Союзе). Для этого необходим уровень экономического развития страны, сопоставимый со средними показателями ЕС, а также осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привес-ти внутреннее законодательство государства-кандидата в соответствие с нормами права Европейского Союза.

Члены Европейского Союза (2004 г.): Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г); Греция (с 1981 г); Испания, Португалия (с 1986 г.); Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г); Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (с 2004 г). Кандидатом на вступление в Союз считается Турция; рассматривается вступление в 2007 г. Болгарии и Румынии.

Европейский Союз формировался постепенно, по мере усиления интеграционных прсцессов между входящими в его состав государствами и народами. Поэтапный характер строительства ЕС отражается в его устройстве.

По характеру компетенции ЕС выступает как надгосударственная (наднациональная) организация политической власти, в пользу которой государства-члены добровольно ограничили свой суверенитет.

В начале XXI в. Европейский Союз вступил в новый этап преоб-разований, цель которых - сделать эту организацию способной эффективно функционировать в условиях, когда она будет включать около 30 государств-членов.

Наши рекомендации