Понятие и формы правового сознания
Человек обладает способностью изучать, познавать окружающий его мир. В отличие от предметов и явлений материального мира результаты познания являются их мыслительной копией, своеобразным отражением, лишенным веса, длины, цвета и других материальных свойств. Знания существуют в особых присущих им формах: ощущениях, представлениях, понятиях, категориях, закономерностях и теориях.
Ощущения представляют собой результаты отражения органами чувств (обонянием, осязанием, слухом и зрением) отдельных свойств предметов и явлений. Мы говорим: «Вода мокрая, вода бесцветная, вода прозрачная».
Из совокупности ощущений в сознании складываетсяпредставление о предмете. Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений. Так, воду мы представляем себе как прозрачную жидкость, не имеющую цвета, и отличаем ее от других жидкостей.
Понятия и категории отражают наиболее важные свойства, признаки предметов и явлений, которые можно выявить в процессе научного, теоретического познания. В частности, на этом уровне понятие «вода» понимается как жидкость, молекулы которой состоят из водорода и кислорода. Закономерности отражают глубинную и необходимую связь между предметами и явлениями. Примером может служить закон физики, согласно которому на всякое тело, погруженное в воду или иную жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.
Понятия, категории и закономерности в своей совокупности образуютнаучную теорию как систему теоретических знаний об исследуемом предмете, явлении. Именно в этом качестве выступает и теория права как наука о наиболее общих закономерностях, свойствах и признаках права.
19Q
Человек не только познает мир, но и преобразует его. Современное цивилизованное общество характеризуется развитой промышленной индустрией, производящей разного рода станки, машины, оборудование, автоматы, делающие жизнь человека удобной и комфортной. Человек вывел новые сорта растений, новые породы животных, его руками построены современные города, создан скоростной транспорт и другие блага цивилизации. Однако все произведенные руками человека блага прежде, чем воплотиться в металле, дереве, бетоне, существуют в его сознании и порождаются сознанием.
Сообразно наличным знаниям человек определяет свое отношение к окружающему его миру, дает ему определенную оценку.Что-то он оценивает положительно, к другим явлениям относится нейтрально, а третьим он дает негативную, отрицательную оценку. И то, что человека не устраивает полностью или частично, он пытается изменить, усовершенствовать, улучшить.Поиск путей в этом направлении также осуществляется при помощи сознания. Человек конструирует машину, совершенствует действующие технологические процессы, разрабатывает методы управления современным обществом, предлагает проекты новых законов и иных нормативно-правовых актов.
Таким образом, сознание представляет собой форму отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также его отношения к этому миру в форме разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природных явлений, процессов, созданию новых материальных или духовных благ.
Правовое сознание является частью, видом сознания и в полной мере обладает всеми его свойствами. Правосознание — это прежде всего знание. Оно отражает такие социальные явления, как право, все его многообразные связи и соотношения с другими социальными явлениями, в том числе: 1) законодательство и содержащиеся в нем нормы права; 2) юридическую практику, т.е. деятельность компетентных органов государства по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, деятельность государственных органов, граждан и иных лиц по реализации норм права в конкретных правоотношениях, деятельность государства и общества по борьбе с правонарушениями; 3) сведения об истории становления и развития права как социального явления, его этапах, пройденных в процессе развития.
Помимо знаний в правосознание входят оценки,которые дают граждане, их объединения, иные лица действующему праву и прак-
тике его реализации в конкретных отношениях. Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности вступает в те или иные конкретные правоотношения и неизбежно сталкивается с правовыми нормами. Нормы, которые защищают и охраняют интересы индивидуума, способствуют их удовлетворению, как правило, получают положительную оценку. К определенной части действующих норм, содержащих пробелы, противоречия или ущемляющих конституционные права и свободы человека, граждане относятся негативно, критикуют их и вносят предложения об усовершенствовании, изменении таких норм.
Конечно, оценки, даваемые на уровне обыденного сознания действующему праву, носят субъективный, личностный характер и не всегда бывают справедливыми. Специалисты-юристы, обладающие системными знаниями закономерностей действия и развития права, способов реализации норм права в конкретных отношениях, дают более точные и объективные оценки действующему праву. В процессе своей практической или научной деятельности юристы постоянно оценивают способности действующего права выступать регулятором общественных отношений, обеспечивать прогрессивное развитие общества, охранять права и свободы граждан. Применяют и некоторые другие критерии. В отличие от основной массы граждан специалисты-юристы не только дают негативную оценку несовершенным нормам, но и выявляют причины, в силу которых те или иные нормы действуют недостаточно эффективно, не реализуются в конкретных отношениях.
С учетом негативных оценок действующего права, практики его реализации в конкретных отношениях отдельные граждане, общественные объединения и политические партии, а также государственные органы, должностные лица, юридические научные учреждения и ученые-юристы готовят предложения о новых, по их мнению, более совершенных правовых нормах.Эти предложения частично публикуются средствами массовой информации, а определенная часть таких предложений направляется непосредственно в компетентные правотворческие органы.
Наиболее кардинальные предложения по совершенствованию действующего законодательства предлагаются партиями и общественными организациями, которые находятся в оппозиции к существующей государственной власти, не разделяют ее экономического, политического и социального курса. Так, основная задача действующего законодательства Российской Федерации сводится к
возрождению в стране национальной буржуазии и реанимации буржуазных порядков. Против такого курса наиболее резко выступает коммунистическая партия, по-прежнему связывающая могущество и процветание России с прямо противоположным курсом — восстановлением социалистического строя и социалистических порядков. Таким образом, правосознание представляет собой систему знаний об истории становления и развития права как социального явления, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права.
Правосознание существует в индивидуальной или общественной форме.
Индивидуальное правосознание— это совокупность правовых знаний, оценок, эмоций и чувств, присущих каждому отдельному человеку, отдельной личности. Индивидуальное правосознание всегда уникально и неповторимо. Вследствие разных познавательных способностей, психологических типов личности каждый человек по-своему воспринимает действующее право, оценивает его, испытывает желание действовать правомерно либо противоправно. Даже обучающиеся в одинаковых условиях студенты юридических вузов имеют различное правосознание. Одни студенты имеют глубокие знания, другие только хорошие, а третьи только посредственные. Одни студенты одобряют и поддерживают действующие в обществе правовые порядки, другие к ним относятся нейтрально, а третьи настроены к ним достаточно критично.
Индивидуальное правосознание проявляется при осуществлении гражданами юридически значимых действий, реализации прав и свобод, защите законных интересов, подготовке разного рода юридических документов. Это могут быть заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения, объяснения и др. Особой формой проявления индивидуального сознания выступают произведения литературы и искусства. Авторы романов, повестей, пьес, сценариев на правовые темы передают личное отношение к действующим в обществе правовым порядкам, законам и с помощью художественных средств показывают насущные потребности общества в изменении, совершенствовании устаревших, отживших порядков. Хорошо иллюстрирует это положение, например, роман Л.Н. Толстого «Воскресение», роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Правосознание профессионалов-юристов реализуется в подготавливаемых ими правовых документах, разного рода проектах поста-
новлений, приказов, решений, приговоров, определений и др. Для ученых-юристов основными формами реализации их индивидуального правосознания выступают монографии, брошюры, статьи, диссертационные работы, отчеты и др.
Общественное правовое сознание— это совокупность правовых представлений, принципов, понятий, теорий, эмоций, которые разделяются обществом в целом или его отдельными социальными слоями, классами.
В числе ведущих правовых представлений современного общества можно назвать такие принципы, как всемерная охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие, гуманизм, свобода экономической, политической, литературной, научной и иной творческой деятельности, признание верховенства закона.
Правовое сознание отдельных социальных слоев в значительной степени зависит от степени их участия.в общественном производстве материальных и духовных благ, способов получения и потребления этих благ. Правосознание рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и рабочих как представителей классов, находящихся в антагонистических противоречиях, имело и имеет принципиальные отличия. Право, которое признается и одобряется эксплуататорами как справедливое, общеобязательное, подлежащее неукоснительному исполнению, негативно оценивается и критикуется эксплуатируемыми классами.
Общественное правовое сознание социальных слоев, классов в реальной жизни проявляется в таких формах, как обращения, декларации, программы, принимаемые общественными объединениями, политическими партиями, нормативно-правовые акты, принимаемые политически господствующим классом, научные и научно-популярные издания идеологов соответствующего социального слоя, класса, публикации в прессе и др.
2. Структура правосознания
Правосознание имеет сложную структуру и состоит из трех компонентов: правовой психологии, правовой науки и правовой идеологии. Названные компоненты, будучи различными по своему непосредственному содержанию, взаимно предполагают друг друга.
Правовая психология представляет собой совокупность правовых оценок, чувств, эмоций, воли, которые проявляются у отдельных граждан, социальных групп и общества в целом в процессе их
предметно-практической деятельности по толкованию норм права и их реализации в конкретных правоотношениях.Для этого компонента правового сознания характерны два признака: 1) процесс отражения, познания права ограничивается усвоением (толкованием) норм права, знанием происходящих в стране и мире правовых событий и формированием на основе познанного психологических феноменов: оценок, чувств, эмоций, волевых актов; 2) познание осуществляется сугубо с практическими целями, для осуществления каких-либо юридически значимых действий, поступков.
Любой взрослый человек обладает той или иной совокупностью правовых знаний, которые он получает из собственного опыта, в процессе воспитания и образования, через средства массовой информации и иных источников. На основе этих знаний — не имеет значения, что они являются неполными и неточными, а то и вовсе неверными,— человек формирует собственное мнение о полезных и необходимых свойствах права и действующих нормах права. У человека складывается устойчивое мнение о том, какие свойства права обеспечивают удовлетворение материальных и духовных потребностей, свободу деятельности и надежно защищают от правонарушений.
Например, законопослушные граждане полагают, что действующее право должно быть справедливым, гуманным, должно обеспечивать охрану их законных интересов, защищать от произвола должностных лиц и государственных органов, не содержать суровых санкций за незначительные правонарушения. В результате у них создается некий идеал «хорошего», «справедливого» права или, иначе говоря, формируются ценностные ориентации в области права.
Граждане положительно оценивают принимаемые государством нормативно-правовые акты и меры по совершенствованию практики реализации норм права, если эти акты и меры соответствуют их ценностным ориентациям. И, наоборот, граждане дают негативные оценки нормативно-правовым актам и действиям государства, которые не соответствуют ценностным ориентациям граждан.
Как позитивные, так и негативные правовые оценки вызывают у граждан определенные эмоции, чувства. Под эмоциями в психологии понимают психические реакции человека на предметы внешнего мира и собственное поведение. Это могут быть радость, грусть, страх, восторг, досада, разочарование, смущение и др. Длительные или постоянные эмоции личности понимаются как чувства. К их числу относятся, например, чувства долга, дружбы, справедливости. Весь спектр эмоций и чувств человека проявляется в его отношениях и оценках к
праву. Так, правовые эмоции и чувства могут выражаться в осознании необходимости исполнять юридические обязанности, в гуманном отношении к лицам, совершившим правонарушение, в раскаянии за содеянное, разочаровании вновь принятым актом и т.д.
Правовые оценки, эмоции, чувства оказывают существенное влияние на выбор человеком конкретного варианта поведения, т.е. на процесс формирования воли. В социальной психологии под волей понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, сознательное принятие решения действовать определенным образом.
В тех случаях, когда действующие нормы одобряются и поддерживаются гражданами, вызывают у них положительные эмоции и чувства, граждане, как правило, выбирают правомерный вариант поведения. Они удовлетворяют свои интересы и потребности в установленном законом и иными актами порядке, вступая в конкретные правоотношения. Граждане могут избирать правомерный вариант поведения и в случае негативного отношения к действующим нормам права, боясь быть привлеченными к уголовной, административной или иной ответственности.
В современном обществе не так уж редки случаи, когда граждане или иные лица решаются действовать противоправно, в обход закона, совершать правонарушения. Подобный вариант действий избирается как по мотивам несогласия с действующим правом, так и вследствие затруднений, которые субъект не может преодолеть, действуя только правомерно. Например, гражданин желает иметь в собственности автомобиль, но не имеет достаточных средств для его приобретения. В этих условиях он принимает решение достать деньги на покупку автомобиля незаконным путем, совершив ограбление магазина или банка.
Процесс формирования воли нередко представляет собой сложный акт, где решающее значение имеют мотивы и правовые установки. Мотивы — это побуждения, которыми человек оправдывает необходимость и целесообразность осуществления избранного им варианта поведения. Человек как бы самому себе объясняет, почему в этой ситуации он должен действовать так, а не иначе. В числе мотивов могут выступать самые различные обстоятельства: эмоции и чувства, нравственные требования, желание достичь поставленной цели, недостаточно активная или, наоборот, активная деятельность правоохранительных органов государства, гарантированность успеха в реализации принятого решения.
В сложных ситуациях, допускающих возможность многовариантного выбора варианта поведения, происходит борьба мотивов. Человек долго и тщательно продумывает оптимальный вариант своего поведения и соответствующим образом мотивирует его. Процесс формирования воли может быть значительно упрощен благодаря правовым установкам, побуждающим человека действовать определенным образом — правомерно или противоправно.
Большинство граждан имеют установки на правомерное поведение. В любой, самой благоприятной для правонарушения ситуации гражданин с такими установками неукоснительно соблюдает и исполняет действующие нормы права. Его ценностные ориентации в виде осознания необходимости уважать действующие в обществе законы, права и законные интересы других лиц, добросовестно относиться к своим обязанностям удерживают его от совершения правонарушений. В то же время у определенной части населения установки на правомерное поведение выражены недостаточно четко либо отсутствуют вовсе, но обнаруживается склонность к совершению противоправных деяний, особенно если для этого созданы благоприятные условия.
Ценностные ориентации, чувства, эмоции, воля, мотивы, правовые установки и другие компоненты правовой психологии в полной мере присущи и лицам, обладающим профессиональными юридическими знаниями, осуществляющим юридическую деятельность в суде, прокуратуре, иных государственных органах, адвокатуре и иных общественных объединениях. В процессе практической деятельности юристы-профессионалы, руководствуясь собственным правосознанием и имеющимися ценностными ориентациями, определяют свое отношение к действующим нормам права, выражают правовые чувства, формируют свою волю и мотивируют ее. Все правовые решения юристов-профессионалов носят более компетентный, осознанный и мотивированный характер, нежели у граждан, не имеющих системных юридических знаний.
Таким образом, правовая психология отражает право, иные правовые явления на уровне того, что реально существует, а творческие познавательные акты ограничиваются формированием воли и принятием юридически значимых решений с целью возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Однако для развития, совершенствования действующих норм права таких знаний и действий оказывается явно недостаточно.
Правовое регулирование, как и любая сложная социальная проблема, требует научного подхода и знания закономерностей, по кото-
рым функционирует и развивается право. Знания такого рода составляют содержание правовой науки — правоведения.В настоящее время правоведение представляет собой достаточно развитую систему, состоящую из общей теории права и государства, истории государства и права, науки государственного (конституционного) права, науки гражданского права и других юридических наук. Как относительно самостоятельный компонент правового сознания правовая наука отличается от правовой психологии прежде всего глубиной познания права и практики его реализации в конкретных правоотношениях.
Научное познание права начинается с изучения действующих норм и практики их реализации в конкретных отношениях. Однако ученые-юристы не довольствуются этими знаниями и конечную цель своих исследований видят в выявлении закономерностей, которые лежат в основе права и определяют его развитие. Словом, правоведение призвано отвечать не только на вопрос о том, каково существующее право, но и, главным образом, на вопрос о том, каким должно быть совершенное, эффективно действующее в обществе право, каковы его внутренние глубинные свойства, признаки, закономерности.
Правовая наука отличается от правовой психологии и особыми методами познания. Сложный процесс выявления закономерностей права требует применения специальных и весьма сложных приемов, способов научного познания. Так, эмпирическое познание права и практики его действия осуществляется с помощью конкретно-социологических методов, методов толкования права, разного рода статистических приемов. Теоретические знания о праве получаются с помощью методов абстрагирования, системного анализа, моделирования и др.
Правовая наука предъявляет весьма строгие требования и к познающему субъекту, специалисту, осуществляющему научные исследования. Если на уровне правовой психологии познавательные акты осуществляет любой здравомыслящий человек, то способностью генерировать новые научные знания обладает далеко не всякий специалист, имеющий высшее юридическое образование. Для занятия наукой требуются углубленные теоретические знания в соответствующей области правоведения, умение творчески применять научные методы познания, способность к абстрактному мышлению и умению открывать новые, ранее не известные знания о праве, его закономерностях. Процесс подготовки ученого-юриста занимает достаточно длительный период, требует длительных и системных занятий,
большой эрудиции. Поэтому круг лиц, занимающихся научной деятельностью в области правоведения, не очень велик.
Третьим компонентом правового сознания выступает профессиональное сознание юристов.Его содержание составляют научные знания, которые профессионалы-юристы получили в процессе обучения в юридических вузах или на юридических факультетах университетов. Однако в отличие от ученых-юристов, юристы-профессионалы используют научные знания для решения проблем, которые возникают в ходе их правотворческой, правоприменительной либо правоохранительной деятельности. Поэтому результатом применения профессионального сознания выступают не новые научные знания, а документы, правоприменительные, нормативно-правовые и иные акты, принимаемые в ходе практической юридической деятельности.
Четвертый компонент правового сознания составляет правовая идеология. Ее содержание составляют идеи, взгляды, предложения о путях совершенствования действующего права в целях придания ему наибольшей адекватности социальным и иным условиям того общества, в котором это право действует.Правовую идеологию разрабатывают прежде всего политические партии с учетом интересов, чаяний социального слоя, класса, представляемого соответствующей партией.
Вследствие противоречивости интересов, целей отдельных слоев, классов общества правовая идеология, выражаемая одной политической партией может существенно отличаться от правовых взглядов, идей других партий. Наиболее острая борьба идеологий наблюдается между буржуазными и коммунистическими, рабочими партиями. Все буржуазные партии стремятся укрепить буржуазное законодательство, объявляют его самым справедливым, самым демократичным и даже «естественным». Рабочие, коммунистические партии основательно критикуют буржуазное право, показывают его исторически преходящий характер и предлагают конкретные пути преобразования буржуазного права в право, защищающее интересы рабочего класса и всех трудящихся, в социалистическое право.
В юридической литературе правовая идеология нередко трактуется как составная часть правовой науки. По нашему мнению, подобный взгляд на правовую идеологию является неточным.
Во-первых, правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с правовой наукой. Например, в ряде исламских государств правовая идеология основывается на религиозных догматах: Коране, Сунне и других источниках. Идеология индусского права также
отражает систему религиозных, философских и социальных норм, именуемую индуизмом, который также весьма далек от научной трактовки права и закономерностей его развития.
Во-вторых, правовая наука и правовая идеология имеют разные задачи. Правоведение стремится раскрыть объективно-истинные знания о праве, не связанные с чьими бы то ни было классовыми интересами. Хотя это требование трудновыполнимо, тем не менее имеется ряд общепризнанных теоретических положений, выводов, отражающих действительные связи, свойства права. Это, например, знания о содержании и строении таких явлений, как норма права, правоотношение, правонарушение, система права. Лишены классовой политической окраски и многие правовые понятия, категории, раскрываемые отраслевыми юридическими науками.
Правовая идеология, наоборот, связана прямо и непосредственно с интересами определенных классов, социальных слоев, отражает их представления об идеальном, наиболее совершенном праве. При этом идеология органически дополняет научные знания тем, что разрабатывает пути их непосредственного претворения в предметно-практическую деятельность, в процессе совершенствования наличного права, законодательства. Тем самым правовая идеология является необходимым связующим звеном между правовой наукой и юридической практикой, обеспечивает их взаимодействие и дальнейшее развитие.
Вышеизложенное позволяет, таким образом, рассматривать правовую идеологию в качестве самостоятельного компонента правового сознания.
3, Правовая культура и правовое воспитание
Правосознание характеризует способность общества изучать и знать право, его закономерности, а также разрабатывать меры по совершенствованию действующего законодательства. Однако этим многообразная правовая деятельность общества не исчерпывается. Она включает в себя также правотворчество, деятельность государственных органов и должностных лиц по реализации норм права в конкретных отношениях, процессы использования гражданами предоставленных им прав и исполнения ими обязанностей. В конечном итоге правовая деятельность общества и государства стремится создать такой режим, который бы обеспечивал каждому человеку, организациям, учреждениям беспрепятственную реализацию их прав и
свобод и надежно гарантировал бы от произвола государственных органов, должностных лиц и отдельных личностей.
Правовой режим, обеспечивающий надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности, охватывается понятием правовой культуры.
В обществе с высокой правовой культурой создаются надлежащие условия для реального выполнения государством своей обязанности обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, утверждать право, демократию и справедливость. Ибо в таком обществе правовые конфликты проявляются весьма редко и разрешаются цивилизованным путем в рамках действующего законодательства. Никто не может строить свое благополучие за счет умаления прав и свобод других лиц.
Уровень правовой культуры характеризуется степенью совершенства всех правовых явлений.
Общество с высоким уровнем правовой культуры отличается совершенным законодательством, лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношениям и способствуют их прогрессивному развитию. Устаревшие нормы, равно как и нормы, закрепляющие произвол государства, предоставляющие приоритеты одной части населения за счет умаления прав и свобод других слоев общества, свидетельствуют о серьезных недостатках в деятельности правотворческих органов, неспособности их обеспечивать надлежащее нормативно-правовое регулирование общественных отношений. Высокий уровень правовой культуры предполагает высокий уровень законности в деятельности государственных органов и должностных лиц. Исполнительная власть принимает надлежащие меры по реализации законов и иных нормативно-правовых актов в конкретных правоотношениях, исключает какие-либо факты проявления волокиты, бюрократизма, злоупотребления властью или служебным положением. Вся деятельность государственных органов и должностных лиц осуществляется под действенным контролем общественных объединений и средств массовой информации. Гласность и отсутствие цензуры создают условия для того, чтобы любые отступления исполнительной власти от закона становились бы достоянием широкой общественности и были бы незамедлительно устранены
компетентными государственными органами. Кроме того, каждый гражданин наделяется правом обращения в судебные органы за защитой своего нарушенного законного интереса неправомерными действиями государственных органов или должностных лиц.
Такое общество, как правило, характеризуется правовой активностью своих граждан, которые широко используют предоставленные ему права и свободы в экономической, политической и социальной сферах. Благодаря такой активности граждане обеспечивают себя и общество необходимыми материальными и духовными благами, создают необходимые условия для эффективного действия политико-правовых сфер общества. При этом каждый гражданин обладает глубокими правовыми знаниями, имеет возможность получать квалифицированную помощь и активно борется с правонарушениями, допускаемыми другими лицами.
Уровень правовой культуры общества напрямую связан и с наличием в обществе надлежащих условий для развития правовой науки, научных юридических учреждений, способных осуществлять творческий, объективный анализ права и его закономерностей. На основе научных исследований, ученые-юристы подготавливают и вносят в компетентные органы научно обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства, деятельности законодательной и исполнительной власти, иных органов государства, укреплению в обществе законности и правопорядка. Деятельность научных юридических учреждений должна осуществляться свободно и не зависеть от идеологических установок государственных органов, политических партий.
При этом подразумевается, что общество располагает широкой сетью юридических учебных заведений, способных удовлетворять потребности общества и государства в высококвалифицированных специалистах в области права.
Если конкретное состояние правовой культуры общества не соответствует названным критериям, то приходится говорить о недостаточно высокой правовой культуре.О недостаточной правовой культуре свидетельствует также большое число правонарушений и недостаточно эффективная борьба государства с преступлениями и иными противоправными деяниями. Особенно опасны попытки государства закреплять нормы, позволяющие государственным органам и должностным лицам беспрепятственно посягать на права и свободы граждан, создавать благоприятные условия для бюрократизма и коррупции.
В обществе создается атмосфера недоверия, подозрительности и страха. Граждане не доверяют государству и проводимым им мерам, по преимуществу относятся негативно к действующим нормам права и предпринимают попытки удовлетворять свои интересы вопреки правовым установлениям. Нормативно-правовое регулирование в этих условиях становится малоэффективным, а государство утрачивает способность управлять страной и нередко пытается обеспечить неукоснительное исполнение норм права с помощью суровых мер государственного принуждения, установить авторитарный и иной антидемократический режим правления.
Одной из действенных мер по обеспечению государством законности и правопорядка цивилизованным демократическим путем является его деятельность по повышению правовой культуры общества, государственных органов и каждого гражданина.Особое значение придается при этом правовому воспитанию населения. В этих целях государство вводит преподавание правовых дисциплин в общих и профессиональных образовательных учреждениях, создает необходимые условия для самостоятельного изучения населением действующего права, а также привлекает граждан к участию в деятельности правоохранительных органов, стремится повысить действенность и эффективность борьбы с правонарушениями.
Так, в Российской Федерации учащиеся общеобразовательных школ знакомятся с основами правовых знаний, правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в Конституции РФ, студенты всех неюридических вузов изучают гражданский, трудовой кодексы, иные нормативно-правовые акты, которыми регулируется их трудовая, политическая и иная деятельность. Каждый гражданин имеет возможность подписаться и получать официальные издания законов, указов Президента РФ, иных нормативно-правовых актов. Юридические издательства издают для населения комментарии действующего законодательства, популярные работы по праву. По телевидению регулярно выступают должностные лица, видные ученые-юристы, которые разъясняют содержание действующих законов, порядок реализации лицами предоставленных им прав.
Цель правового воспитания — выработать у граждан правовые установки на правомерное поведение, вооружить каждого человека необходимыми знаниями о принадлежащих ему правах и свободах, порядке защиты нарушенного права и тем самым сформировать достаточно высокий уровень его правовой культуры.
Многогранная деятельность государства по правовому воспитанию населения не даст плодотворных результатов, если не будет подкрепляться совершенствованием остальных сфер общества.Общеизвестно, что реальное бытие определяет сознание, и попытки совершенствовать сознание без изменения условий жизнедеятельности населения обречены на неудачу, провал.
В СССР в 70-80-х годах проводилась интенсивная работа по правовому воспитанию населения. В стране действовали многочисленные университеты правовых знаний, где могли обучаться все желающие бесплатно. Во всех учебных заведениях преподавались основы права. Перед населением регулярно выступали работники правоохранительных органов с лекциями на правовые темы. Принадлежащие государству средства массовой информации активно пропагандировали советские законы и необходимость их неукоснительного исполнения. Однако эти меры плохо сочетались с многочисленными нарушениями законности, допускавшимися должностными лицами, с фактическим отлучением большинства граждан от управления делами общества и государства, с углубляющимися диспропорциями в сфере распределения материальных благ.
Несмотря на все усилия государства по правовому воспитанию населения, его правовая культура не менялась сколько-нибудь существенно. Сохранялся достаточно высокий уровень преступности. Население не принимало активного участия в борьбе с правонарушениями. Не проявило оно и сколько-нибудь активных действий по защите социалистического строя и советской власти в 1991—1993 гг.
Чтобы обеспечить успех правового воспитания граждан, государство должно создавать необходимые условия для проявления политической активности личности, ее участии в делах государства, обеспечивать реальное действие принципов гласности и демократии, вести активную борьбу со всякого рода правонарушениями должностных лиц и государственных органов. Решающим фактором повышения правовой культуры населения является неуклонное повышение материального благосостояния всех слоев общества. Российская Федерация должна извлечь надлежащий урок из печального опыта СССР и отдавать себе отчет в том, что правовое сознание граждан нельзя рассматривать в отрыве от процессов совершенствования конкретно-исторических условий их жизни и деятельности.
Глава 9