Русские правовые школы начала XX века
В начале XX в. в условиях обострения социальной ситуации, попыток перехода к конституционализму, нового подъема религиозно-нравственных исканий правовая и политическая мысль в России получила новое продолжение. Значительный вклад в ее развитие внесли С.А.Котляревский, Н.Н. Алексеев, Г.Ф.Шершеневич, П.И.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой, Б.А.Кистяковский, Н.С.Таганцев, М.Я.Острогорский, Н.И.Лазаревский.
В изучении права Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) выделял четыре направления: государственно-повелительное, социологическое, психологическое, нормативное. Методологической основой его исследования явилось комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ.
Оригинальную психологическую теорию права выдвинул профессор Петербургского университета Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), который исходил из тезиса, что право находится не в социальной сфере, а в психике человека, в его голове. Источником права выступают эмоции, т.к. именно они заставляют людей совершать поступки. Л. Петражицкий различал два вида эмоций: моральные и правовые. В правовых эмоциях чувство долга сопровождается представлением о полномочиях других лиц, «наше право есть не что иное, как долг другого лица». Моральные связаны с осознанием человеком обязанностей долга. Нормы морали – это внутренние императивы. Возникающие правовые нормы носят атрибутивно (представительно) – императивный (обязывающий) характер.
Одним из важнейших выводов теории Л.Петражицкого стало положение о том, что с точки зрения социальных целеполаганий и достижения твердого порядка роль права в общественной жизни важнее роли нравственности. По мнению ученого, существо и смысл юриспруденции как особой, специальной деятельности и соответственной, бессознательно удачно приспособляющейся техники, состоят в дополнительно унификационной обработке предназначенного для унификации правовых мнений позитивного права, в выработке на почве этого права системы положений, которая бы в более совершенной и полной форме, чем само это право, удовлетворяла потребности приведения к единству и объективной определенности и бесспорности правоотношения.
Взгляды Л.И.Петражицкого на право, как психический фактор общественной жизни получили свое развитие в работе «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».
Признанным специалистом в области уголовного права и криминологии является уроженец г. Пензы Николай Степанович Таганцев (1843-1923). Н.С.Таганцев защитил докторскую диссертацию «О преступлениях против жизни по русскому праву», преподавал в Петербургском университете, затем был председателем уголовно-кассационного департамента Сената, с 1906 г. – член Государственного совета. Некоторые работы Таганцева содержали многочисленные разъяснения из кассационной практики и широко использовались практиками.
Н.С.Таганцев изучал проблемы, связанные с карательной деятельностью государства и ее пределов, изучал вопросы, связанные с Уложением о наказаниях, с отменой такого вида наказания, как ссылка. Исходя из принципов классической школы уголовного права, Н.С.Таганцев трактовал природу преступления, как деяния, воспрещенного законом под страхом наказания, как события, определяющего применение кары, заключающего в себе типические черты, отличающие его от других жизненных явлений: оно входит в область правовых отношений, возникающих между членами общежития или между целым обществом и отдельными гражданами ; оно видоизменяет существующие юридические отношения, ниспровергает или колеблет права или охраненные правом интересы; оно создает новые отношения между учинившим такое деяние и пострадавшим, а в особенности между преступником и государством.
Н. С.Таганцев критиковал сторонников социологической и психологической школ права применительно к уголовному праву. Он писал: « Попытка замены уголовного права уголовной социологией и антропологией едва ли нуждается в опровержении, так как за таковым упразднением, откуда же будут черпать изучающие и применяющие законы юристы к упразднению пока не предполагаемые сведения о том, что и как запрещается законом под страхом наказания, а с другой стороны, в силу такого упразднения уголовная социология и уголовная антропология потеряют свою почву, утратят признаки, выделяющие предмет их исследования из области социологии и антропологии вообще. Соединение в одну науку социологического, антропологического и юридического исследования преступления и преступника теоретически не соответствовало бы основным началам классификаций отдельных отраслей знания, а практически послужило бы только ко взаимному вреду разработки этих отдельных отраслей исследования, так как они разнятся и по методам или приемам изучения материала, и по преследуемым ими целям». (Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая: В 2 т. М., 1994.Т.!., С.18).
Несмотря на традиционное влияние на Россию опыта и идей Запада, российская политико-правовая мысль на протяжении всех рассмотренных периодов сохраняла самобытность и отражала черты российской правовой культуры.
Темы докладов и рефератов:
1.Основные направления русской политико-правовой мысли во второй половине XIX в.
2.Политико-правовые идеи в России начала XX в.
3.Психологическая теория права Л.Петражицкого.
4Философия права В.С.Соловьева.
5.Государственная школа права (Б.Чичерин, А.Градовский).
6.Русская социологическая школа права.
7.Н.С.Таганцев и история русского уголовного права.
8.Теория союзного государства в русской политико-правовой мысли XIX века.
Литература
Агафонов Ю.А., Шалин В.В., Зимонина Н.А. Русская философия и социология права. – Ростов – на – Дону, 2004.
Владимирский – Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. –М., 2005.
Гессен В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств. – СПб., 1905. Т.1.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому.-Спб., 1995.
Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. –М., 1978.
Иллерицкая Н.В. Историко-юридическое направление в русской историографии второй половины XIX века.- М., 1998.
Исаев И.А. политико-правовая утопия в России (конец XIX –начало XX века).-М., 1991.
История русской правовой мысли: биографии, документы, публикации.-М., 1998.
Катков М.Н. Имперское слово. –М., 2002.
Ковалевский М.М. Происхождение современной демократии. – М., 1995.
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – М., 2004.
Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права.- М., 1995.
Леонтьев К. Записки отшельника.-М., 1992.
Медушевский А.Н. История русской социологии. – М., 1993.
Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX - начало XX в.).-СПб., 1996.
Павлова С.В. Политическая теория М.М.Ковалевского .-М., 1998.
Победоносцев К.П. Сочинения.-Спб., 1996.
Пяткина С.А. Л.И.Петражицкий и его эмоционалистская школа в системе правовых идей отечественной юриспруденции. –М., 2000.
Русская философия права: философия веры и нравственности.- СПб., 1997.
Соловьев В.С. Сочинения: в 2-х томах.-М., 1988.
Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая: В 2 т. –М., 1994.
Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. – Л., 1993.
Чичерин Б.Н. Философия права.-Спб., 1998.
Ячменев Ю.В., Глушаченко С.Б. Актуальные проблемы истории и теории
российского права / История государства и права. – 2002.-№1 с.45-50.
Методические указания
Проанализируйте роль методологии позитивизма в толковании права и государства русскими правоведами XIX века.
В чем сущность «эмоциональной» теории Л.Петражицкого?
Проведите анализ консервативной политико-правовой мысли России. Почему К.П.Победоносцева считали «особым типом юриста, не подходящего к большинству русских ученых»?
Проведите анализ концепции правового государства Б.А.Кистяковского.
На основе изучения трудов Б.Н.Чичерина выделите основные отличия школы государственников в русской правовой традиции.
Каковы основные особенности русской социологической школы права?
На чем основано утверждение С.А.Муромцева о том, что «право- это действующий правопорядок»?
На каких основаниях Н.М.Коркунов выстраивал свой вывод о том, что «общество есть объективный общественный порядок («психическое единение людей»)?
К какому направлению в русской правовой мысли можно отнести учение М.М.Ковалевского? В чем сущность его историко-сравнительного метода в юриспруденции?
Проведите анализ философии права В.С.Соловьева.
На основе классификации русских правовых школ Б.А.Кистяковского выделите основных представителей четырех направлений в изучении права.
Заключение
В данном методическом пособии в сжатом виде представлены основные правовые и политические учения Росси и Запада. Основное внимание обращено на выделение круга основных мыслителей той или иной эпохи, чьи взгляды повлияли на становление политико – правовой мысли как в конкретной стране, так и оставившие след в мировой юриспруденции.
На всех этапах развития политико-правовой мысли каждая доктрина несла на себе отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических убеждений автора. Этим объясняется многообразие и сменяемость политических и правовых учений на протяжении истории.
Нами выделено, как исходные политико-правовые доктрины Древнего мира, позволяющие понять логику последующего развития правовой и политической мысли.
Понимание сущности политических и правовых программ мыслителей прошлого поможет студенту более четко классифицировать и систематизировать понятийный аппарат науки о политике и науки о праве и послужит средством ориентации в современной политической жизни.
Студент должен знать причины, основные направления и тенденции развития политико-правовой мысли в различные эпохи человеческой истории с целью понимания источников формирования конкретных отраслей права, уяснения преемственности и эволюции политико-правовых норм, возможностей, пределов и оптимальной среды их применения в регулировании правоотношений.
Вопросы к зачету
1. Древнеиндийские политико-правовые памятники – Веды, Законы Ману.
2. Политико-правовая мысль Древнего Китая. Учение Конфуция.
3. Политико-правовая мысль Древнего Китая. Учения Лао – цзы, Мо-цзы.
4. Древнекитайские легисты.
5. Политико-правовая мысль Древней Греции.
6. Политико-правовая теория Платона.
7. Учение Аристотеля о государстве и праве.
8. Политико-правовая мысль Древнего Рима.
9. Учение Марка Туллия Цицерона.
10. Политико-правовые идеи раннего христианства.
11. Политико-правовые взгляды Августина Блаженного.
12. Политико-правовое учение Фомы Аквинского.
13. Средневековая юридическая мысль.
14. Политико-правовая мысль в странах Арабского Востока.
15. Мусульманское право
16. Учение Н.Макиавелли.
17. Политико-правовые идеи Реформации.
18. Учение Д.Локка о государстве и праве.
19. Политико-правовые взгляды Вольтера.
20. Политико-правовые взгляды Ж.Ж.Руссо.
21. Учение Ж.Бодена.
22. Теория естественного права. Г.Гроций. Б.Спиноза.
23. Ранний утопический социализм о государстве и праве.
24. Германская философия права.
25. Историческая школа права (Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта).
26. Социологическая концепция права (Рудольф фон Аурих Иеринг, Герберт Спенсер).
27. Юридический позитивизм (Дж.Остин ).
28. Политические и правовые учения в России во второй пол. XVII – первой половине XVIII вв. Ф. Прокопович, В. Татищев, И. Посошков.
29. Политические мыслители России второй половины XVIII в. М.М.Щербатов, А.Н.Радищев.
30. Политико-правовые учения в России первой половины XIX в. (Н.М.Карамзин, М.М.Сперанский, К.А.Неволин).
31. Русский анархизм. М.А.Бакунин.
32. Основные представители русской политико-правовой мысли второй половины XIX в.
33. Учение М.Ковалевского, Н.Коркунова, С. Муромцева.
34. Государственная школа в русской юриспруденции (А.Градовский, Б.Чичерин).
35. Правовые школы в России начала XX в.
36. Теория права Л.И.Петражицкого.
37. Правовые взгляды Г.Ф.Шершеневича, Б.А.Кистяковского, Н.И.Лазаревского.
38. Философия права В.С.Соловьева.
39. Консервативная политико-правовая мысль России (К.Н.Леонтьев, К.П.победоносцев).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................................................5
Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений
Тема 2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока.................10
1.Полтико-правовая мысль Древней Индии
2.Политико-правовая мысль Древнего Китая
Тема 3. Политико-правовые учения античности.....................................16
1. Политико-правовая мысль Древней Греции
2. Основные направления политической и
правовой мысли в Древнем Риме
Тема 4. Политические и правовые учения
западноевропейского Средневековья...........................................22
1. Политико-правовые идеи раннего христианства
2. Учение Августина Аврелия
3.Учение Фомы Аквинского
4.Средневековая юридическая мысль
5.Политико-правовая мысль Арабского Востока (VI-XV вв.)
Тема 5. Политико- правовые учения Западной Европы XVI-XVII вв....30
3. Учение Н. Макиавелли
4. Представления о государстве и праве Ж.Бодена
5. Политико-правовые идеи Реформации
6. Политико-правовые идеи раннего социализма
7. Теория естественного права (Г.Гроций, Б.Спиноза)
Тема 6. Политико-правовые учения Западной Европы XVIII в...............40
1.Политико-правовые взгляды французского Просвещения (Вольтер,
Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо)
2.Германская философия права (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель).
3. Политико-правовые идеи Просвещения в Англии
Тема 7. Политико-правовые учения Западной Европы XIX в...............46
1.Историческая школа права.
2.Основные течения политико-правовой идеологии конца XVIII – начала XIX вв.
3.Научный позитивизм
4.Учение Рудольфа фон Иеринга
5.Социологическая концепция права
Тема 8. Русская политико-правовая мысль (IX – XVII вв.)......54
1.Возникновение и становление политических и правовых
идей в средневековой Руси.
2. Политико-правовые учения XVII в.
Тема 9. Учение о государстве и праве в России
XVIII – первой половины XIX вв.
1.Политико-правовые учения XVIII в.
2.Политические и правовые учения России
в первой половине XIX в.
Тема 10. Русская политико-правовая мысль второй половины XIX в – начала XX вв.)..
1.Политико-правовая мысль в России во второй половине XIX в.
2. Русские правовые школы начала XX века
Заключение .................................................................................................66
Вопросы к зачету .....................................................................................67
Основные источники и литература ........................................................ 68