Борьба с контрабандой в РФ в XXI веке
Борьба с контрабандой, на сегодняшнем этапе развития Русского государства выходит на I план. Однако так ли она результативна? Почти еженедельно, постоянно мы с лишим о раскрытии какого-либо так называемого канала контрабандных поставок товаров. Постоянно раздаются громкие заявления о задержания астрономических объемов незаконно ввезенных в Россию одежды, обуви, бытовой техники, различных запрещенных к гражданскому обороту товаров. Разные средства массовой информации муссируют тематику контрабанды. Создано большое множество подразделений органов правопорядка которые призваны бороться с нарушениями таможенного законодательства при импорте - экспорте товаров. Хотя ситуация почти стоит на месте. Еще Карл Маркс говорил, что нет подобного преступления, на которое не пойдет капиталист, если будет видеть прибыль в 300-400 процента. Действительно на практике совершение контрабанды на протяжении всей истории являлось очень прибыльным предприятием. Основной причиной ухода импортеров - экспортеров в нелегальную область постоянно являлась и является экономическая составляющая. В любом бизнесе корыстный мотив определен самой целью осуществления деятельности. Для чего платить таможенные платежи в больших объемах когда от них с относительно небольшим риском для бизнеса и себя лично возможно уклониться, уйти при определенных условиях? Нельзя заявить, что государство не уделяет совсем внимания существующей на практике проблеме контрабанды. Напротив, многие заявления лидеров РФ направлены на усиление борьбы с контрабандой, происходит постоянное реформирование таможенных органов. Хотя все как обычно упирается в непосредственную реализацию заданных направлений. Взяв "под козырек" руководство органов правопорядка сломя голову старается наперегонки отчитаться о раскрытии контрабанды. Возникает множество раздутых на пустом месте уголовных дел, все стараются бежать за статистикой. Реальная же задача борьбы с таким явлением как контрабанда уходит на второй план. Любое крупное государство всегда сталкивается с проблемой статистики. Основной задачей ставится увеличение количественных показателей раскрываемости преступлений. Таможня, МВД, ФСБ, следственный комитет отчитываются о раскрытии каналов контрабанды по всей стране. Цифры и количество раскрытых преступлений поражает. Однако приносят ли эта работа должный эффект? Является ли она действительно результативной или все это "пыль в глаза" руководству? Возможно с уверенностью заявить, что нет. Главная масса возбуждаемых дел являются частными случаями, их раскрытие почти никаким образом не оказывает влияние на общую ситуацию. Большое число дел не доходят до суда, качество следствия оставляет желать лучшего. Так как же эффективно бороться с контрабандой? Многие авторы придерживаются мнения о потребности ужесточения наказания за экономические преступления. Больше всего напротив, отстаивают позицию смягчения наказания за весь блок экономических преступлений. На самом деле, если смотреть в корень трудности, то процент так называемого белого импорта в РФ гораздо ниже чем в любой иной стране мира. Использование разных схем ухода от таможенных платежей уже десятилетиями считается нормой для практических всех участников внешнеэкономической деятельности, брокерских, логистических фирм. Доля контрабанды в Российском импорте по различным подсчетам составляет от 70 до 80 процентов. Страшные цифры. Ужесточение наказания на самом деле может привести к понижению доли контрабандного перемещения товаров. Однако процент этого снижения будет весьма мал. Причина кроется в том, что ни 1 преступник, совершая правонарушение не задумывается о наказании. Многие юристы предлагают снижать таможенные пошлины. Эта мера может оказаться эффективной, однако при серьезно снижении ставок таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров. А не о снижении на несколько процентов. В условиях экономического кризиса, значительного дефицита Русского бюджета российское правительство вряд ли сумеет пойти на настолько резкие шаги. Есть мнение что требуется усилить правоохранительные подразделения таможенных органов путем расширения штатов работников оперативных подразделений, отделов дознания. По видимости данный шаг к тому же не сумеет изменить ситуацию в корне. Так как требуется изменять всю систему. Чаще всего сотрудники правоохранительных блоков таможен связан в собственной деятельности по рукам и ногам позицией руководства, разных интересов влиятельных гос. служащих и не способны полностью исполнять поставленные перед ними задачи. Теперь таможенные органы РФ реформируются. Однако к чему приведет эта реформа покажет время. Для решения указанной трудности необходим системный подход. Лишь использование комплекса мер по противодействию контрабанды создаст возможность для снижения доли незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ.