Духовная жизнь общества 13 страница

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт. Ролевым конфликтом называется такая ситу­ация, в которой человек сталкивается с необходи­мостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

3. Социальная мобильность

Социальной мобильностью называется переме­щение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой.

Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во-первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением индивидуумов в рам­ках социальной иерархии общества, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурны­ми изменениями. Примером последней может быть социальная мобильность, вызванная процессом ин­дустриализации: одним из последствий процесса индустриализации стал рост количества людей ра­бочих профессий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством. Во-вторых, мобильность бывает межпоколенная и вну-трипоколенная. Межпоколенной мобильностью на­зывают перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями. В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию. Наконец, выделяют мобильность индивидуальную и группо­вую. Про индивидуальную мобильность говорят, ког­да перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мо­бильности перемещения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс фе-

одалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности. Таких факто­ров социологи выделяют несколько.

Первым фактором социальной мобильности явля­ется образование. Оно играло решающую роль в про­цессе социальной мобильности еще в некоторых древних государствах. В частности, в Китае претен­довать на государственный пост мог только человек, сдавший специальный экзамен.

Важным фактором социальной мобильности явля­ется также социальный статус семьи, к которой при­надлежит человек. Многие семьи различными спосо­бами — от браков до поддержки в деловой сфере — помогают продвижению своих членов в более высо­кие страты.

Влияет на уровень и характер социальной мобиль­ности система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно,

и качественно.

Еще одним фактором, облегчающим социальную мобильность, являются изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приво­дят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются бо­лее престижными.

Кроме экономических изменений усилению про­цесса социальной мобильности могут способствовать также социальные потрясения, например, воины и революции, приводящие, как правило, к смене эли­ты общества.

В качество дополнительного фактора социальной мобильности можно отметить различный уровень рождаемости в разных стратах — более низкий в верхних и более высокий в нижних создает извест­ный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейши­ми из которых являются такие социальные инсти­туты, как армия, семья, школа, церковь, собствен­ность.

Армия функционирует в качестве канала, обес­печивающего вертикальную мобильность как в во­енное, так и в мирное время. Однако в периоды войн процесс «подъема вверх» идет быстрее: крупные потери среди командного состава приводят к за­полнению вакансий людьми более низких званий, отличившихся благодаря своему таланту и храбро­сти.

Церковь в прошлом была вторым после армии ка­налом вертикальной мобильности, особенно в отно­шении средней страты. В результате запрета католи­ческому духовенству жениться исключалась переда­ча церковных должностей по наследству, и после смерти церковнослужителей их должности заполня­лись новыми людьми. Значительные возможности продвижения снизу вверх появлялись также в пери­оды становления новых религий.

Мощным каналом социальной циркуляции в сов­ременном мире являются школы. Получение обра­зования в наиболее престижных школах и универ­ситетах автоматически обеспечивает человеку при­надлежность к определенной страте и достаточно высокий социальный статус.

Семья становится каналом вертикальной мобиль­ности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX — начале XX в. в России достаточно распро-

страненным явлением был бракобедневших, но ти­тулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого бра­ка оба партнера продвигались по социальной лест­нице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том слу-чае, если индивид из более низкой страты подго­товлен к быстрому усвоению новых для него образ­цов поведения и образа жизни. Если же он не смо­жет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида

«своим».

Наконец, наиболее быстрым каналом вертикаль­ной мобильности является собственность, как прави­ло, в виде денег — одного из самых простых и дейст­венных способов продвижения вверх.

Социальная мобильность в открытом обществе по­рождает ряд явлений, как позитивных, так и нега­тивных.

Продвижение индивида вверх способствует реали­зации его личных качеств. Если же движение проис­ходит вниз, то оно помогает выработке у человека бо­лее реалистической самооценки и, соответственно, более реалистическому выбору цели. Также социаль­ная мобильность предоставляет возможности созда­ния новых социальных групп, появления новых идей, приобретения нового опыта.

К отрицательным результатам мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной) относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежнос­ти, необходимость приспосабливаться к своей новой группе. Такая идентификация поведения имеет сво­им следствием напряженность в отношениях с окру­жающими людьми и часто ведет к отчуждению. Для преодоления этого барьера существуют несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности:

1) изменение образа жизни, принятие нового материального статусного стандарта (покупка новой, бо­лее дорогой машины, переезд в другой, более пре­стижный район и т. п.);

2) развитие типичного статусного поведения (из­менение манеры общения, усвоение новых словес­ных оборотов, новые способы проведения досуга и

т. п.);

3) изменение социального окружения (индивид старается окружить себя представителями того соци­ального слоя, в который он стремится попасть).

Положительные и отрицательные последствия со­циальной мобильности сказываются не только на ин­дивиде, но и на обществе. Продвижение людей вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллек­туальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; переме­щение вниз ведет к освобождению высших слоев от малополезных элементов. Но важнее всего то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Предоставляя ин­дивидам возможность изменить свой социальный статус, открытое общество порождает у своих инди­видов так называемое статусное беспокойство — ведь изменение статуса может произойти и в худшую сто­рону. Социальная мобильность часто способствует разрыву социальных связей в первичных социаль­ных группах, например, в семьях, в которых родите­ли принадлежат к низшим стратам, а дети смогли пробиться наверх.

4. Социальные нормы. Социальное поведение

В процессе своей жизнедеятельности люди посто­янно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также свя­зи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть обще-

ственными отношениями. Значительная часть обще-ственных отношений характеризуется противоречи-выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглажива­ния возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при по­мощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма ука­зывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим со­бой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные

нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе^ обусловленные общественными отношениями и яв­ляющиеся результатом сознательной деятельнос-ти людей. Социальные нормы складываются истори­чески, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых об­ществу отношениях и актах. В той или иной мере со­циальные нормы являются обязательными для ис­полнения теми, кому адресованы, имеют определен­ную процедурную форму выполнения и механизмы

своей реализации.

Существуют различные классификации социаль­ных норм. Наиболее важным является разделение со­циальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ-лений людей о добре и зле, о справедливости и не-справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед-шие в привычку в результате их многократного по­вторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, ко­торые выражают стремление людей сохранить опре­деленные идеи, ценности, полезные формы поведе­ния. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, се­мейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила по­ведения, установленные общественными организа­циями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также сами­ми общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются прави­ла поведения, содержащиеся в различных священ­ных книгах либо установленные церковью. Реализа­ция данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уста­вленные или санкционированные государством,

церкви

вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация ко­торых обеспечивается авторитетом и принудитель­ной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не

одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием обществе они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом соци­альных норм, возникшим еще в первобытном обще-стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является за­ранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значе­ние имеет именно его форма. Ритуалами сопровожда­лись многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов со­племенников на охоту, вступления в должность вож­дя, преподнесения даров вождям и др. Несколько по­зднее в ритуальных действиях стали выделять обря­ды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символиче­ских действий. В отличие от ритуалов они преследо­вали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психи­ку человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, бо­лее высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все сто­роны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиоз­ного преклонения был реально существующий пред­мет — фетиш. Потом человек стал поклоняться ка­кому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем то­темизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — ду­ша), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухот­воренность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъесте­ственных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и ре­лигии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появ­ляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регулято­ров.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают кор­поративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего ха­рактера, т. е. рассчитаны на многократное приме­нение, и действуют непрерывно во времени в отно­шении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санк-ционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного по­рядка (процедуры) их реализации. Санкционирован-ность отражает тот факт, что каждый из видов соци­альных норм имеет определенный механизм реализа­ции их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допусти­мого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было ука­зано выше, соблюдение данных норм обычно обес­печивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых соци­альных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается ре­акция общества или социальной группы на поведе­ние индивида в общественно значимой ситуации. По

своему содержанию санкции могут быть позитив-ными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и нефор-мальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм ли бо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует тре­бованиям социальных норм. Иногда подобные откло­нения могут иметь позитивный характер и приво­дить к положительным последствиям. Так, извест­ный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представ­ление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному из­менению, раскрывая альтернативы уже существую­щим нормам. Однако в большинстве случаев об от­клоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным пове­дением подразумеваются такие отклонения, кото-, рые не влекут за собой уголовного наказания, не яв­ляются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое назва­ние - деликвентное (буквально - преступное) пове­дение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, са-моубийство, наркомания и др.), ко второму - поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые-социологи обратили внимание на то, что и де-виантное и деликвентное поведение широко рас­пространяются в обществах, переживающих транс­формацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может при­обретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведе­нию является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конеч­ном счете основной задачей нормативного регулиро­вания и социального контроля является воспроиз­водство в обществе именно конформистского типа по­ведения.

5. Этнические общности. Межнациональные отношения

Наряду с классами, сословиями и другими группа­ми социальную структуру общества составляют и ис­торически сложившиеся общности, называемые эт­ническими. Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознани­ем нерасторжимости исторической судьбы. Среди этнических общностей выделяют племена, народнос­ти и нации.

Нация — это исторически высшая форма этно­социальной общности людей, характеризующаяся единством, территории, экономической жизни, ис торического пути, языка, культуры, этнически, самосознания. Под единством территории следует по нимать компактность проживания нации.

Предстанители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем чле­нам нации. У каждой нации свои фольклор, обы-чаи, традиции, менталитет (особые стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном со­знании ее членов, выражающее усвоение последни­ми представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

Личность осознает свою национальную идентич­ность, свою принадлежность к определенной нации, понимает национальные интересы.

Особую роль среди признаков нации играет общ­ность экономической жизни. На основе развития то­варно-денежных отношений разрушается натураль­ная замкнутость и обособленность, складывается единый общенациональный рынок, крепнут эконо­мические связи между отдельными частями нации. Это создает прочную базу для ее единства. Важным фактором образования и развития нации является государство.

Нации формируются в период генезиса товарно-денежных отношений, хотя ряд ученых ведут ис­торию наций с древнейших времен. Им предшест­вуют племя и народность. Главную роль и образо­вании племени играют кровнородственные связи, а народность характеризуется общностью террито­рии.

В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них яв­ляются нациями. В составе современной Россий­ской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

В современном мире просматриваются две взаимо­связанные тенденции. Одна проявляется в экономи­ческом, культурном и даже политическом сближе­нии наций, разрушении национальных перегородок, педет в конечном счете к интеграции в рамках наднациональных структур (например, Европейское со­общество). С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов обрести националь­ную самостоятельность, противостоять экономиче­ской, политической и культурной экспансии сверх­держав. Почти во всех государствах прочны позиции националистических партий и движений, немало сторонников даже у идей национальной исключи­тельности. Правда, общества массового производства и массового потребления по определению не могут быть индивидуальны. Научно-техническая револю­ция также требует углубления кооперации различ­ных государств. Но даже в развитых странах (Кана­де, Испании, Великобритании) сохраняет свою остро­ту национальный вопрос.

Под национальным вопросом понимается вопрос об освобождении угнетенных народов, их само­определении и преодолении этнического неравен­ства.

Корни национального вопроса — в неравномер­ности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и мо­гущественные государства покоряли слабые и отста­лые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения, иногда выражавшуюся в насильственной этнической ассимиляции и даже ге­ноциде. После раздела Европы наступила очередь «третьего мира». Традиционные общества Азии, Африки, Америки пали под натиском европейской индустриальной цивилизации и превратились в ко­лониальные страны. Одновременно началась борь­ба зависимых народов против национального гнета. К концу XX в. она фактически завершилась полным крахом колониальной системы и образованием на политической карте мира множества независимых государств.

Но несовпадение этнических и территориальных границ, ухудшение экономического положения, со-

циальные противоречия, национализм и шовинизм возведенные в ранг официальной политики сохра-няющиеся национальные и религиозные различия (подчас довольно резкие), груз прошлых националь­ных обид являются питательной почвой многочис­ленных межнациональных конфликтов.

Степень их остроты во многом зависит от характе­ра требований национального меньшинства. Так сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Ис­пании выступают за создание собственных незави­симых государств, поэтому межнациональный кон­фликт вылился здесь в многолетнее кровавое во­оруженное противостояние. Таков же характер и ольстерского конфликта: ирландцы-католики требу­ют воссоединения Северной Ирландии с основным ядром нации. Более умеренные требования, напри­мер культурной автономии или установления под­линного равноправия (корейское меньшинство в Японии), объясняют и более умеренные формы на­ционального противостояния.

Развал СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. Все бывшие автономные республики РСФСР заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. В ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Яку­тия) националистические силы взяли курс на отделе­ние от России.

К кровавой резне привел северо-осетино-ингуш-ский конфликт. Ингуши пытались вернуть себе тер­ритории, отобранные у них еще в годы Великой Оте­чественной войны и не возвращенные до сих пор. Для разведения враждующих сторон президенту и прави­тельству пришлось направить в зону противостояния федеральные вооруженные силы.

Но самым серьезным проявлением обострения межнациональных отношений на территории Рос­сии был и остается чеченский кризис. Еще в 1991 г. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерации. Федераль­ные власти не признали самопровозглашенное го-сударство. но долгое время не предпринимали ни­каких мер для нормализации ситуации. В декаб­ре 1994 г. в Чечню были введены российские войска с целью «восстановления конституционного по­рядка». Отряды сепаратистов встретили федераль­ные вооруженные силы яростным сопротивлением. Конфликт стал затяжным и кровавым. Чеченские боевики совершили ряд террористических актов против мирного населения в нескольких российских регионах. Правительство оказалось неспособным разрешить кризис военным путем, вызвав волну протеста как в России, так и за рубежом. Война в Чечне вскрыла слабую боеготовность российской армии и неподготовленность командования феде­ральными силами к руководству военными дейст­виями в горных районах. Банкротство подобной стратегии сделало необходимым мирное урегули­рование чеченского кризиса. В августе 1996 г. руко­водство Российской Федерации и сепаратисты до­говорились о прекращении военных действий и вы­воде федеральных войск из мятежной республики. До 2000 г. было отложено решение вопроса о по­литическом статусе Чечни. Однако после неудачной попытки чеченских боевиков в августе 1999 г. за­хватить ряд районов Дагестана началась вторая че­ченская кампания. В течение осени 1999 — весны 2000 г. федеральным войскам, несмотря на острую критику действий российских властей международ­ными правозащитными организациями (так, Парла­ментская ассамблея Совета Европы приостановила полномочия делегации Федерального Собрания РФ), удалось установить контроль над большей частью территории республики (за исключением горных районов). Сейчас на повестке дня стоят задачи поли­тического урегулирования: восстановление эконо­мики Чечни, создание органов новой власти (в соот-

ветствии с Конституцией и законами Российской Федерации), проведение свободных и демократиче­ских выборов, реальная интеграция Чечни в состав Федерации.

Довольно остро стоит национальный вопрос и в странах так называемого ближнего зарубежья. Оставшееся на территории бывших союзных респуб­лик, а ныне независимых государств, русскоговоря­щее население оказалось на положении националь­ного меньшинства. В Прибалтийских государствах (особенно в Латвии и Эстонии) принимаются диск­риминационные законы о гражданстве, о государ­ственном языке, направленные против некоренного населения. Долгое время российские власти не пред­принимали адекватных мер по защите наших сооте­чественников.

Большую проблему представляют многочислен­ные русские беженцы из Средней Азии, Закавка­зья, Казахстана, вернувшиеся на родину из райо­нов военных конфликтов и национальной нетерпи­мости.

При решении межнациональных конфликтов не­обходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех уча­стников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей

ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спор­ных проблем.

  1. Семья как социальный институт и малая группа. Правовые основы семьи и брака

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осу­ществляющих воспроизводство населения и преем­ственность семейных поколений, а также социали­зацию детей и поддержание существования, членов семьи.

Семья является одновременно и социальным инс­титутом, и малой группой. Социальным институтомназывается относительно устойчивый тип или фор­ма социальной практики, посредством которых ор­ганизуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социаль­ной организации общества. Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объеди­нены общей деятельностью и находятся в непосред­ственном личном общении с друг другом, что явля­ется основой для возникновения как эмоциональ­ных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализа­ции, является проводником тех ценностей и норм по­ведения, которые приняты в обществе.

В зависимости от характера супружества, особен­ностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моно­гамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак од­ного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчи­ны с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии,

имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных - наивысшим авторитетом и вли яяием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомоген ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Самыми распространенными в современных урба­низированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их де­тей, т. е. из двух поколений.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, вос­питательная, хозяйственно-экономическая и рек­реационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые-социологи различают специфические и неспеци­фические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее осо­бенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Не­специфическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в опреде­ленных исторических обстоятельствах. Эти функ­ции связаны с накоплением и передачей собствен­ности, статуса, организацией производства и потреб­ления и т. п.

Наши рекомендации