Организация Североатлантического договора (НАТО)
Учреждение НАТО. Цели и задачи. Договор об учреждении НАТО был подписан 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне представителями 12 государств (Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США, Франции). Вступил в силу 24 августа 1949 г. Впоследствии к нему присоединились 14 европейских государств (Греция и Турция - в 1952 г., ФРГ - в 1955 г., Испания - в 1982 г., Венгрия, Польша и Чехия - в 1999 г., Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония - в 2004 г.).
НАТО - организация, имеющая целью обеспечение политического и военного сотрудничества между европейскими членами, США и Канадой. Как указано в преамбуле Североатлантического договора, члены НАТО берут на себя обязательства защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и верховенства закона.
Анализ Североатлантического договора показывает, что его текст формально составлен в соответствии с положениями Устава ООН и приближен к его терминологии. В преамбуле подтверждена вера в цели и принципы Устава ООН, подчеркивается решимость объединить усилия членов Организации для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. В ст. 1 сказано, что участники Договора обязуются, как это обусловлено Уставом ООН, разрешать все свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями Объединенных Наций.
В ст. 2 определены задачи содействия дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений и поощрению экономического сотрудничества. В ст. 3 стороны заявили о своем стремлении поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность сопротивляться вооруженному нападению. Статья 4 предусматривает процедуру проведения консультаций между участниками Договора, когда, по мнению любого из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из договаривающихся сторон окажется под угрозой.
Наиболее важное положение содержит ст. 5 Договора. Его суть заключается в том, что государства-члены НАТО взяли на себя обязательство рассматривать вооруженное нападение на одного или нескольких из них в Европе или Северной Америке как нападение на всех. Каждое из государств-членов в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН должно оказать помощь государству или государствам, подвергшимся нападению, включая применение вооруженной силы. При этом предпринятые действия будут прекращены в случае принятия соответствующих мер со стороны Совета Безопасности. В ст. 7 Договора подчеркивается, что права и обязательства участников Договора ни в коей мере не затрагивают их прав и обязательств по Уставу ООН или главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности. Впервые ст. 5 была применена в связи с террористическими актами в США, совершенными 11 сентября 2001 г. По просьбе США союзники по НАТО договорились принять конкретные меры в рамках ст. 5 как индивидуально, так и коллективно. Так, в помощь американским ПВО были направлены самолеты дальнего радиолокационного оповещения и управления (АВАКС), расширен обмен разведывательными данными, усилена охрана объектов США и НАТО на территориях стран-членов НАТО, приняты другие конкретные меры.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия НАТО подверглась глубоким преобразованиям в свете существенных социальных и политических перемен в странах Восточной Европы и распада СССР. Процесс перемен НАТО связан прежде всего с более широким подходом к проблемам безопасности. В принятой на сессии Совета НАТО на высшем уровне в ноябре 1991 г. в Риме Стратегической концепции было установлено, что, хотя главной целью НАТО по-прежнему остается коллективная оборона, однако она должна быть адаптирована для решения задач, направленных на обеспечение сотрудничества со странами, не являющимися членами Организации, и на урегулирование конфликтов.
Будущее развитие НАТО было определено по трем новым направлениям:
- широкий подход к безопасности, при котором большую роль должны играть сотрудничество и диалог;
- военные силы и средства должны быть реорганизованы для задач урегулирования кризисов, а также коллективной обороны;
- европейские союзники должны взять на себя большую степень ответственности за обеспечение своей собственной безопасности.
Концепция безопасности дополнена политическими, экономическими, социальными и природоохранными элементами. При этом говорится не только о неделимости безопасности всех членов НАТО, как это было раньше, но и о том, что «безопасность союзников нераздельно связана с безопасностью всех других государств Европы».
Стратегическая концепция закрепила в качестве одной из главных задач НАТО предотвращение и урегулирование кризисов. Для ее решения наметилась переориентация НАТО на противодействие кризисам вне зависимости от региона их возникновения, при этом не исключалась возможность проведения миротворческих операций с участием вооруженных сил НАТО. Во втором документе, принятом в Риме, - Декларации о мире и сотрудничестве - говорилось, что НАТО будет продолжать играть ключевую роль в утверждении нового прочного, основанного на мире порядка в Европе, исповедующего общие ценности и идеалы свободы, демократии, прав человека и правопорядка.
В апреле 1999 г. во время празднования 50-летия НАТО в Вашингтоне была одобрена Новая стратегическая концепция на XXI век. Концепция расширяет пространственную сферу ответственности НАТО. Она свидетельствует о стремлении НАТО доминировать в европейских и мировых делах. Новая стратегическая концепция оставляет за НАТО право использования вооруженных сил альянса далеко за географическими пределами, установленными Североатлантическим договором 1949 г. Концепция определила перечень ситуаций, которые могут стать основанием для использования вооружейных сил НАТО. Этот список включает региональные кризисы на периферии альянса, неадекватные и неудачные попытки реформ, нарушения прав человека и распад государств. В концепции отмечается также, что интересам безопасности союза могут угрожать терроризм, саботаж и организованная преступность, перебои в поставке жизненно важных ресурсов и неконтролируемое перемещение огромных масс людей, особенно в результате вооруженных конфликтов.
Новая стратегическая концепция расширяет основания применения индивидуальной и коллективной самообороны, отмечая, что это не только право отвечать на вооруженное нападение, но и право на защиту общих интересов и ценностей, в том числе в случае, когда последним угрожают гуманитарные катастрофы, преступления против человечности и военные преступления. В концепции указывается, что безопасность должна рассматриваться во всемирном масштабе, а это предусматривает проведение операций в кризисных ситуациях, которые могут возникнуть вдали от районов обычного расположения сил альянса, в том числе за пределами территории стран НАТО. Практически зона ответственности НАТО должна охватывать весь мир под предлогом участия НАТО в решении глобальных задач - миротворческой деятельности, противодействии распространению оружия массового поражения, борьбе с международным терроризмом, наркобизнесом и т.д.
Новая стратегическая концепция наделяет НАТО правом применять военную силу без решения Совета Безопасности ООН и вне его руководства. Это уже имело место 24 марта 1999 г., когда НАТО под предлогом предотвращения гуманитарной катастрофы в Косово начала массированные бомбардировки территории суверенного государства - Союзной Республики Югославии. Военная акция США в Афганистане, начатая в октябре 2001 г. под флагом борьбы с международным терроризмом при поддержке стран НАТО и ряда других стран, включая также Россию, проводилась без санкции Совета Безопасности. Аналогичная ситуация имела место в марте 2003 г., когда США и Великобритания при поддержке ряда стран НАТО начали вооруженные действия против Ирака без решения Совета Безопасности.
Отмеченные черты новой стратегической инициативы и уже имеющаяся практика ее реализации свидетельствуют о создании реальной опасности для мира и международной безопасности. Это подтверждается угрозами США в адрес Ирана, Ливии, КНДР и других стран, а также документами сессии министров обороны стран НАТО (июнь 2002 г.), из которых ясно, что НАТО готова посылать свои войска «повсюду, где это будет необходимо», и что в глобальные задачи НАТО будет входить нанесение превентивных ударов, включая ядерные.
Очередные решения об укреплении и преобразовании НАТО были приняты на Пражской встрече на высшем уровне 21 ноября 2002 г. В свете событий 11 сентября 2001 г. Совет НАТО одобрил всеобъемлющий пакет мер по повышению способности стран Североатлантического союза противодействовать вызовам безопасности, угрожающим их вооруженным силам, территориям и населению. Были согласованы меры по преобразованию общего военного потенциала НАТО по трем направлениям: оптимизация механизма управления силами НАТО, создание Сил реагирования НАТО, совершенствование и развитие военного потенциала НАТО в конкретных, особо важных областях военной деятельности.
Политическая и военная структура НАТО.Главным руководящим политическим органом Североатлантического союза является Североатлантический совет (САС) - единственный орган альянса, полномочия которого прямо определены Североатлантическим договором. Это важнейший орган НАТО, обладающий реальной политической властью и правом принимать решения. Он функционирует на различных уровнях: постоянном, министерском, высшем. На министерском уровне (министры иностранных дел, могут участвовать также министры обороны, финансов, экономики и др.) Совет проводит не менее двух сессий в год (весной - в столице одного из государств поочередно, зимой - в Брюсселе). В случае необходимости проводятся чрезвычайные сессии по какому-либо одному вопросу. На высшем уровне (главы государств и правительств) Совет собирается во всех случаях, когда предстоит обсуждение особо важных вопросов, связанных с деятельностью НАТО (раз в два-три года). Кроме того, Совет проводит свои заседания не реже одного раза в неделю на уровне постоянных представителей всех государств-членов в ранге послов, аккредитованных при штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Председательствует на таких заседаниях Генеральный секретарь.
В функции САС входит рассмотрение всех вопросов, касающихся выполнения Североатлантического договора. В его рамках проводятся широкие политические консультации между всеми государствами-членами по всем вопросам внешних сношений, рассматриваются важнейшие программные проблемы политической деятельности Союза, дается оценка военно-политической обстановки в различных регионах мира. На весенней министерской сессии САС подводятся итоги деятельности НАТО за прошедший год в политической области и намечаются цели и задачи на перспективу. К этим сессиям Генеральный секретарь представляет доклад. Общее руководство текущей работой НАТО осуществляет Совет на уровне постоянных представителей (зачастую именуется Постоянным советом НАТО).
По Североатлантическому договору Совет наделен полномочиями создавать «такие вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость» для целей выполнения договора. За годы деятельности НАТО создана весьма разветвленная структура, включающая многочисленные комитеты и рабочие группы, охватывающие весь круг деятельности Североатлантического союза. В политической структуре НАТО следует выделить Политический комитет на высшем уровне в составе заместителей постоянных представителей, являющийся главным консультативным органом Североатлантического союза по политическим и особым военно-политическим вопросам. Политический комитет также проводит консультации по политическим вопросам в составе политических советников национальных делегаций.
Из других органов следует упомянуть Консультативную группу по атлантической политике, в задачи которой входит разработка долгосрочных политических прогнозов в области безопасности. Она состоит из ответственных сотрудников внешнеполитических ведомств стран-членов.
В политическую структуру НАТО входят такие постоянные рабочие комитеты, как Экономический комитет, занимающийся проблемами развития экономики государств-членов НАТО и экономического сотрудничества между ними; Комитет по науке, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов политики в научно-технической области; Комитет по информации и культурным отношениям; Комитет по инфраструктуре, занимающийся вопросами развития, совершенствования и финансирования инфраструктуры Союза; Комитет по проблемам современного общества, главной задачей которого является рассмотрение вопросов охраны окружающей среды, и др.
Обращает на себя внимание мощная военная структура НАТО. Конечно, оправданием этому долгие годы служило существование Организации Варшавского договора (ОВД), государства-члены которой, в первую очередь СССР, рассматривались в стратегической доктрине НАТО как потенциальный противник. Однако ОВД в 1991 г. была распущена, произошли и продолжаются существенные перемены политического и социального характера в странах Восточной Европы и в государствах - бывших республиках СССР. Это должно было привести к существенным переменам прежде всего в военной структуре НАТО. Однако преобразования Североатлантического союза пошли по линии развития партнерских отношений со странами Центральной и Восточной Европы, а также с другими странами-членами НАТО, расширения НАТО на восток; развития миротворческой роли НАТО в урегулировании кризисов и поддержании мира; развития европейской составляющей в области безопасности и обороны. Принятые меры еще более усложнили и без того громоздкую военную структуру НАТО.
Высшим военным органом НАТО является Комитет военного планирования (КВП). Он работает на двух уровнях: постоянном (проводит регулярные заседания) в составе постоянных представителей государств-членов в ранге послов, кроме Франции, и министерском (заседает не реже двух раз в год) в составе министров обороны с возможным участием в его работе министров иностранных дел и других министров. Председателем комитета является Генеральный секретарь НАТО. В полномочия Комитета входит решение большинства важных вопросов и проблем, относящихся к планированию коллективной обороны и строительству объединенных вооруженных сил Союза. Главным руководящим органом по вопросам, относящимся к ядерной политике НАТО, является Группа ядерного планирования (ГЯП). Она работает в том же формате, что и КВП.
Главным военно-штабным органом является Военный комитет, работающий под общим политическим руководством САС, КВП и ГЯП. Он проводит регулярные заседания на уровне постоянных военных представителей государств-членов Союза (не реже одного раза в неделю) и на уровне начальников генеральных штабов (не реже трех раз в год). В функции Военного комитета входит представление рекомендаций политическим органам НАТО по вопросам военной политики и стратегии, коллективной обороны. Он руководит деятельностью других военных органов, координирует стратегические и оперативные планы, издает директивы подчиненным ему стратегическим командованиям НАТО.
В своей работе Военный комитет опирается на исполнительный орган - Международный военный штаб (МВШ). В его состав входят военнослужащие, направляемые странами НАТО для занятия штабных должностей, а также гражданский персонал. Все они имеют статус международных служащих, действующих в общих интересах альянса. Штаб возглавляет начальник в звании генерала или адмирала, назначаемый Военным комитетом поочередно от различных стран НАТО. По существующему положению начальник штаба и председатель Военного комитета должны иметь разную национальную принадлежность.
Для НАТО характерно создание объединенной военной структуры, в которой участвуют все члены НАТО. Предусмотрено три основные категории вооруженных сил: силы немедленного реагирования и быстрого реагирования, основные силы обороны и силы пополнения. Силы реагирования состоят из высокомобильных сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил, которые можно использовать по первому требованию для немедленной военной реакции на кризис. Основные силы обороны включают в себя регулярные сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы, способные предупредить и отразить угрозу и агрессию. Силы пополнения предназначены для усиления в любом регионе при урегулировании кризисов и организации обороны. В мирное время большая часть сил НАТО находится под национальным командованием и передается под управление НАТО для проведения конкретной операции, решение о которой принимается на политическом уровне.
Географическая зона, на которую распространяется ответственность НАТО, распределена между Верховным командованием объединенными вооруженными силами НАТО в Европе со штаб-квартирой в г. Монсе (Бельгия), Верховным командованием объединенными вооруженными силами НАТО на Атлантике со штаб-квартирой в г. Норфолке (США) и Региональной канадско-американской группой планирования со штаб-квартирой в г. Арлингтоне (США). Должности Верховных главнокомандующих ОВС НАТО в Европе и на Атлантике постоянно занимают американские генералы и адмиралы. Работа Североатлантического совета и его комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата, находящегося в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. В его состав (около 1300 человек) входят сотрудники из различных государств-членов, командируемые соответствующими правительствами. Во главе Международного секретариата стоит Генеральный секретарь НАТО, назначаемый сессией Североатлантического совета на уровне министров иностранных дел. С 4 августа 1999 г. Генеральным секретарем был Дж. Робертсон (Великобритания), с января 2004 г. - Яап де Хооп Схеффер (Голландия).
На Генерального секретаря возложены значительные политические функции. Он председательствует на сессиях Совета НАТО, Комитета военного планирования, Группы ядерного планирования. Он имеет право выносить на рассмотрение органов НАТО те или иные вопросы, которые, по его мнению, имеют важное значение для НАТО. В его функции входит организация работы высших органов НАТО, руководство работой Международного секретариата, организация контроля за исполнением решений. В связи с преобразованиями, происходящими в НАТО, в современной его структуре значительное место занимают институты партнерского сотрудничества и диалога.
Институты партнерского сотрудничества и диалога. Первым органом для обеспечения сотрудничества между государствами-членамии НАТО и государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также независимыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, стал Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), созданный в декабре 1991 г. во исполнение решений Римской сессии Совета НАТО. Первоначально в его состав вошли 16 стран НАТО, 6 стран ЦВЕ и 3 прибалтийских государства. Но уже в 1992 г. в нем участвовали остальные 12 государств - бывших республик СССР и Албания. К 1997 г. в нем уже было 22 государства-не члена НАТО.
Заседания ССАС на уровне министров иностранных дел проводились один или два раза в год. Постоянные консультации с партнерами по сотрудничеству проводились в рамках различных комитетов НАТО, и в первую очередь Военного комитета. Они затрагивали широкий круг вопросов, относящихся к политике и безопасности, миротворчеству, контролю над вооружениями и разоружением, экономике, расходам и военным бюджетам, науке и экологии и др.
Правовой основой дальнейшего развития и углубления сотрудничества стала принятая в январе 1994 г. на Брюссельской встрече НАТО на высшем уровне программа «Партнерство ради мира» (ПРМ). Приглашение участвовать в ПРМ было направлено всем членам ССАС, а также другим государствам-участникам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Оно было принято 27 странами. Основное внимание программа ПРМ уделяет развитию военного сотрудничества между НАТО и европейскими странами-не членами НАТО. Ее целью является развитие практического военного сотрудничества, в том числе в области миротворчества, путем совместного планирования, боевой подготовки и учений. Она также предусматривает содействие транспарентности процесса национального военного планирования, формирования военного бюджета и демократического контроля над вооруженными силами.
В мае 1997 г. на министерской сессии Совета НАТО в Португалии были приняты новые важные решения, направленные на дальнейшее развитие отношений партнерства и сотрудничества. Вместо ССАС был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), а также одобрен ряд мер, направленных на расширение и углубление программы «Партнерство ради мира». В состав СЕАП вошли 44 страны: 16 государств-членов НАТО и 28 стран-партнеров, из которых в 1999 г. три страны - Венгрия, Польша, Чехия - стали членами НАТО. По состоянию на 2004 г. СЕАП объединяет 46 стран: 26 государств-членов НАТО и 20 стран-партнеров: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, бывшая Югославская Республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Швейцария, Швеция. В принятом на той же сессии в мае 1997 г. Основном документе СЕАП отмечалось, что целью СЕАП является обеспечение крупномасштабного сотрудничества между НАТО и странами-не членами НАТО по самым различным проблемам безопасности, касающимся урегулирования кризисов, укрепления региональной безопасности, проведения миротворческих и других операций в рамках ПРМ под руководством НАТО, борьбы с международным терроризмом и др.
Заседания СЕАП проводятся два раза в год как на уровне министров иностранных дел, так и на уровне министров обороны. Совет также заседает ежемесячно на уровне послов в Брюсселе. При необходимости могут проводиться заседания на уровне глав государств и правительств. Деятельность СЕАП охватывает широкий круг вопросов. В качестве примера можно сослаться на открытый в 1998 г. по предложению Российской Федерации Евроаталантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы. Вскоре после создания Центр принимал участие в координации действий стран НАТО и государств-партнеров но оказанию помощи районам Западной Украины, пострадавшим от наводнения.
В программе «Партнерство ради мира» участвуют те же государства-партнеры, что и в СЕАП, вместе с тем она сохраняет свою обособленность и имеет свои подразделения, порядок работы. Основой деятельности НАТО и каждой страны ПРМ являются двусторонние отношения. Программа ПРМ направлена на более тесное вовлечение партнеров в планирование и проведение военных учений в рамках ПРМ, более широкое их участие в военных структурах НАТО, в различного рода операциях, проводимых под руководством НАТО: миротворческих, гуманитарных, антитеррористических. Практическое применение программа ПРМ нашла в ходе кризисов в Боснии и Герцеговине, Албании и Косово.
Для проведения миротворческих и других операций в рамках ПРМ были созданы девять Штабных элементов партнеров (ШЭП), представляющих собой группы офицеров из стран НАТО и стран-партнеров. Кроме того, создана Группа координации партнерства (ГКП), которая действует под руководством Североатлантического совета и расположена в г. Монсе (Бельгия), где находится штаб Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе. Задачей ГКП является координация совместной военной деятельности в рамках ПРМ. На саммите в Вашингтоне в 1999 г. была принята Концепция оперативного потенциала, направленная на повышение способности сил НАТО и стран-партнеров к совместным действиям под руководством НАТО.
Партнерство России и НАТОбыло установлено подписанием в Париже 27 мая 1997 г. Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора. Его целью было установление более тесных отношений между Россией и НАТО не только в собственных интересах, но и в интересах прочного и всеобъемлющего мира в Евроатлантическом регионе.
Акт состоит из четырех разделов. В разделе 1 определяются принципы, на которых основано партнерство между Россией и НАТО. Это: развитие на основе транспарентности взаимного партнерства и сотрудничества; признание жизненно важной роли демократии, верховенства и уважения прав человека, рыночной экономики в развитии общего процветания и всеобъемлющей безопасности; отказ от применения силы и угрозы силой друг против друга или любого другого государства и др.
В разделе 2 предусмотрено создание Совместного постоянного совета (СПС) Россия - НАТО как основного механизма для консультаций, координации совместных решений и совместных действий. Совет может проводить встречи на различных уровнях: послов - постоянных представителей при Североатлантическом совете - ежемесячно; министров иностранных дел и министров обороны - дважды в год; глав государств и правительств - по мере необходимости. Председательствование в СПС должно осуществляться совместно представителем России, Генеральным секретарем НАТО и, в порядке ротации, представителем одного из государств-членов НАТО. Совет был создан в формате 16 + 1, после апреля 1999 г. - 19 + 1, после января 2004 г. - 26 + 1.
В разделе 3 установлены области консультаций и сотрудничества. Они включают: предотвращение распространения оружия массового поражения, предотвращение конфликтов, возможные совместные действия, в том числе миротворческие операции, контроль над вооружениями и др.
Раздел 4 посвящен военно-политическим вопросам. Он включает подтверждение заявления государств-членов НАТО, сделанного ими 10 декабря 1996 г. относительно того, что у них нет намерения, планов и причин для развертывания ядерного оружия па территории новых государств-членов НАТО и нет потребности изменять какие-либо аспекты ядерного построения НАТО и ее ядерной политики, и они не предвидят необходимости делать это в будущем. Однако они не исключают возникновения необходимости усиления военного потенциала альянса в случае «защиты против угрозы агрессии и действий по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН и руководящими принципами ОБСЕ, равно как для учений в соответствии с адаптированным Договором об ОВСЕ, положениями Венского документа 1994 г. и взаимосогласованными мерами транспарентности». Предлогов для военного усиления НАТО перечислено более чем достаточно. При этом предусмотрено, что положения Акта не дают России или НАТО права вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права России или НАТО принимать и действовать самостоятельно.
В Основополагающем акте нет положений, обязывающих НАТО отказаться от намерений расширить альянс за счет вовлечения новых членов из Восточной Европы и из государств - бывших республик СССР. Такое расширение уже произошло дважды: в 1999 г. и в 2004 г.
Созданный Совместный постоянный совет Россия - НАТО начал свою работу в июле 1997 г. Были утверждены рабочие программы СПС на 1997 и 1998 гг. В 1998 г. были открыты Центр документации НАТО по вопросам европейской безопасности и Бюро информации НАТО, а в Брюсселе - Представительство Российской Федерации при НАТО. Однако в связи с агрессией НАТО против Союзной Республики Югославии в апреле 1999 г. Россия приостановила действие Основополагающего акта, отозвала своего представителя из штаб-квартиры НАТО в Брюсселе и прекратила работу Информационного бюро в Москве. Сотрудничество было возобновлено после принятия Советом Безопасности ООН резолюции 1244 от 10 июня 1999 г., прекратившей бомбардировки НАТО.
СПС Россия-НАТО на практике оказался малоэффективным органом. Международная борьба с терроризмом после 11 сентября 2001 г. позволила расширить сотрудничество между Россией и НАТО и учредить на саммите Россия-НАТО в Риме 28 мая 2002 г. Совет Россия-НАТО (СРН) в формате «двадцатки».
Согласно Римской декларации создается Совет 20-ти, в котором Россия получает право вести диалог с государствами Североатлантического альянса с правом влияния на принятие решений. Но не по всем проблемам, а только по тем, которые представляют взаимный интерес как для НАТО, так и для России. Это прежде всего борьба с терроризмом, миротворческая деятельность, контроль за вооружением, борьба с наркомафией и другие подобные вопросы. Заседания СРН проводятся не реже одного раза в месяц на уровне послов и военных представителей. Два раза в год проводятся заседания на уровне министров иностранных дел и начальников генеральных штабов. Могут проводиться также заседания на высшем уровне. СРН работает по принципу консенсуса. В его рамках создано четыре новые рабочие группы: по борьбе с терроризмом, нераспространению оружия массового поражения, противоракетной обороне на театре военных действий и организации использования воздушного пространства. Пятая рабочая группа по миротворчеству была передана в СРН из СПС. Изменение отношений ознаменовалось также открытием в Москве 27 мая 2002 г. первой военной миссии НАТО в России. С января 2004 г. СРН работает в формате 27 стран.
Двустороннее партнерство Украина- НАТО,развивавшееся с 1991 г. в рамках ССАС и СЕАП, было закреплено подписанной 9 июля 1997 г. Хартией об особом партнерстве между НАТО и Украиной. В Хартии государства-члены НАТО подтвердили свою поддержку суверенитету и независимости Украины, ее территориальной целостности, демократическому развитию. Созданный на основе Хартии орган - Комиссия Украина - НАТО в составе всех членов НАТО и представителей Украины собирается не реже двух раз в год на уровне послов или министров (министры иностранных дел или министры обороны). 6 апреля 2004 г. вступил в силу подписанный 9 июля 2002 г. Меморандум, предоставляющий вооруженным силам НАТО беспрепятственный доступ на территорию Украины в случае необходимости.
Средиземноморский диалог НАТО.С 1995 г. НАТО установила отношения диалога с шестью странами Средиземноморского региона: Египтом, Израилем, Иорданией, Мавританией, Марокко и Тунисом, рассматривая средиземноморский аспект как один из компонентов обеспечения безопасности в европейской архитектуре безопасности. С 2000 г. участником диалога стал Алжир. Диалог основан на двусторонних отношениях между каждой из стран-участниц и НАТО. Он представляет собой политический диалог в сочетании с участием в конкретных мероприятиях, таких как наука, информация, обучение на курсах НАТО миротворчеству и др. На Мадридской встрече Совета НАТО на высшем уровне в 1997 г. была создана Группа средиземноморского сотрудничества с участием всех стран-членов НАТО и государств средиземноморского диалога. Группа представляет собой консультативный орган по вопросам Средиземноморья. Ее создание позволило проводить многосторонние встречи на регулярной основе.
Урегулирование кризисных ситуаций и поддержание мира. В принятой в 1991 г. в Риме Стратегической концепции НАТО наряду с сохранением главной задачи - коллективной защиты своих членов от вооруженного нападения в Европе и Северной Америке - определялась ее готовность участвовать в миротворческих и иных операциях в целях урегулирования кризисных ситуаций и поддержания мира. В июне 1992 г. на сессии Совета НАТО на министерском уровне в Осло было объявлено о готовности НАТО оказывать поддержку миротворческой деятельности под эгидой СБСЕ, включая предоставление ресурсов и опыта НАТО. В декабре 1992 г. было объявлено и о готовности НАТО оказывать поддержку миротворческим операциям под эгидой Совета Безопасности ООН.
На встрече глав государств и правительств стран НАТО в январе 1994 г. в Мадриде была достигнута договоренность об осуществлении концепции Многонациональных оперативных сил (МОС). Она предполагает проведение под руководством НАТО многонациональных операций с использованием различных видов вооруженных сил и с участием государств-членов и не членов НАТО. Многие аспекты концепции МОС были использованы при проведении миротворческих операций под руководством НАТО в Боснии и Герцеговине, в Косово. Первым крупномасштабным участием НАТО в антикризисном урегулировании на территории Европы явился конфликт в Югославии, возникший в 1991 г. между частями распавшейся страны, НАТО, начав с силовой поддержки миротворческих усилий ООН, перешла к созданию под своим руководством многонациональных сил по поддержанию мира, почти полностью оттеснив Совет Безопасности ООН.
В период с 1991 по 1995 г. НАТО приняла ряд ключевых решений, направленных на поддержку резолюций ООН, установивших эмбарго па поставки вооружений в отношении всех республик бывшей Югославии; режим санкций против Союзной Республики Югославии; зону, запрещенную для полетов над Боснией и Герцеговиной; зоны безопасности ООН; учредивших Силы ООН по охране (СООНО). На основании этих решений Североатлантический союз взял на себя:
- операции военно-морских сил НАТО (совместно с ЗЕС) по контролю и наблюдению, а затем по принудительному обеспечению выполнения режима эмбарго и санкций в Адриатическом море (остановка и осмотр судов, отвод их в порт);
- операции военно-воздушных сил НАТО по наблюдению и контролю, а затем по принудительному обеспечению запрета на полеты над Боснией и Герцеговиной. К декабрю 1995 г, было произведено почти 100 000 вылетов истребителей и самолетов поддержки, сбито четыре боевых самолета, нарушивших запретную зону;
- операции по непосредственной авиационной поддержке для защиты персонала Сил ООН по охране. Самолеты НАТО оказали такую поддержку миротворческим силам ООН в Горажде, Сребренице, Тузле;
- нанесение авиационных ударов в Боснии и Герцеговине и Хорватии для защиты зон безопасности и обеспечения доставки гуманитарной помощи. Начиная с февраля 1994 г. и по ноябрь 1995 г. авиация НАТО нанесла ряд авиационных ударов по позициям боснийских сербов в Сараево, Быхаче, Тузле и других пунктах.
НАТО, принимая решение о силовой поддержке миротворческих усилий ООН, опиралась на положения в резолюциях Совета Безопасности, согласно которым Совет предоставил право государствам-членам, действующим индивидуально или через региональные организации и соглашения, принимать все необходимые меры, включая воздушные удары, чтобы способствовать выполнению мандата СООНО. Резолюции исходили из того, что такие меры должны осуществляться под руководством Совета Безопасности и в координации с Генеральным секретарем ООН и командованием СООНО (см., например, п. 10 резолюции 836 от 4 июня 1993 г.). НАТО действовала в основном самостоятельно, лишь в некоторых случаях консультируясь с Генеральным секретарем или командованием СООНО. В конечном счете НАТО вытеснила ООН из процесса мирного урегулирования, оставив Совету Безопасности роль статиста.
Выработанное в Дейтоне (США) без участия представителей ООН и подписанное 14 декабря 1995 г. в Париже Мирное соглашение по Боснии предусмотрело создание Многонациональных сил по выполнению соглашения. В Соглашении Совету Безопасности было предложено «уполномочить государства-члены или региональные организации и соглашения» создать такие силы, в состав которых могут входить сухопутные, морские и воздушные подразделения государств-членов НАТО и государств, не являющихся членами НАТО. Такая резолюция, в которой Совет санкционировал создание Многонациональных сил по выполнению соглашения (ИФОР) и постановил, что мандат СООНО прекращается