Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
Появление законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» (новая редакция) вызвало острую полемику среди специалистов-религиоведов, юристов, политических и общественных деятелей, широких слоев населения, вызвало в белорусском обществе неоднозначную реакцию. Это и понятно, поскольку наше общество представляет на религиозном уровне приверженцев различных вероисповеданий и конфессий. И все они по-разному, а порою взаимоисключающе реагируют на важные социально-нравственные явления, в том числе и на религиозно значимые события.
Одно из замечаний касалось необходимости специального закона о деятельности религиозных организаций. Зарубежный опыт показывает, что в некоторых странах вполне обходятся без подобного закона. Действительно, на первый взгляд особой необходимости в нем нет: право на свободу совести (вероисповедания, убеждений) закреплено в Конституции и международно-правовых актах, основные вопросы правового статуса религиозных организаций могут регулироваться Гражданским кодексом, налогообложение – налоговым законодательством, трудовые отношения – трудовым законодательством. Противоправная деятельность религиозных организаций должна быть в сфере внимания правоохранительных органов и являться предметом соответствующего законодательства и т.д.
Что касается законопроекта, то он прошел длительную и трудоемкую процедуру согласований и уточнений в разных структурах власти, научных учреждениях, религиозных объединениях, правозащитных организациях.
Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» (далее – закон) был принят 27.06.2002 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь. Одобрен Советом Республики 2 октября 2002 года. 31 октября 2002 года он подписан Президентом Республики Беларусь. Он является результатом многочисленных дискуссий, компромиссов в парламенте, между ветвями власти, а также между религиозными организациями.
Данный правовой акт легализует законодательным путем белорусский религиозный плюрализм и одновременно упорядочивает деятельность религиозных организаций, начиная от регистрации, дифференциации статуса согласно организационным и уставным формам до приостановления и ликвидации религиозной организации в случае нарушения со стороны белорусского законодательства.
На государстве лежит обязанность обеспечить, прежде всего, правовой статус личности по отношению к религии, т.е. обеспечить право личности на свободный выбор вероисповедания и свободное отправление религиозного культа. Отношение государственных органов к человеку не должно быть дифференцированным в зависимости от того, является ли он атеистом или верующим, принадлежит ли он к православным, католикам или мусульманам.
Сложнее дело обстоит с религиозной организацией. Конечно, как и в случае с отдельной личностью, на государстве лежит обязанность обеспечить право религиозной организации на свободное
(в рамках закона) отправление культа, пропаганду и т.п.
Равенство религий может и должно быть только в юридическом смысле, но не в культурно-историческом. И государство должно неукоснительно обеспечить это юридическое равенство религий и религиозных организаций перед законом. Это прямая обязанность государства. Но у государства, кроме обязанностей, есть и права, в частности, право выбирать себе партнеров для сотрудничества среди, религиозных организаций с учетом их роли в формировании культуры страны. Право на особые отношения с культурообразующей религией конкретной страны — законное право любого государства.
Государство не обязано оказывать поддержку всем без разбора конфессиям. Оно имеет право делать это по своему усмотрению. Нарушение принципа равенства религий в юридическом смысле было бы в том случае, если бы государство нарушило права религиозных организаций, например, отобрало бы построенное на пожертвования граждан молитвенное здание и передало его, скажем, другой конфессии.
Такая дифференциация не ущемляет права личности на свободу вероисповедания. Сохраняя юридическое равенство религий и конфессий (как и отдельных личностей, разумеется) перед законом
(равноправие), европейская правовая традиция выделяет исторически традиционные конфессии и оговаривает право государства на преимущественное сотрудничество именно с ними. Это сотрудничество по-разному закреплено в конституциях различных европейских стран. В Норвегии Евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией (Конституция, ст.2). В Греции преобладающей религией является Восточная православная Христианская церковь (Конституция, ст.3). В Болгарии традиционной религией является Восточное православное исповедание (Конституция, ст.13).
В Италии, Ирландии и др. особым статусом наделена католическая религия.
Конфессиональная политика нашего государства должна быть направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях. Но при этом надо учитывать, что Православие является генетически первичной христианской конфессией, было и остается ведущим вероисповеданием в республике. Мнение и интересы большинства народа нельзя игнорировать. Государство должно принять меры по ограничению экспансии новых религиозных движений, ибо эта экспансия – прямая угроза национальной безопасности.
Именно поэтому в отличие от других законов, где преамбулы, как правило, не имеют самостоятельного значения и объясняют цели акта, в названном законе уже преамбула имеет важное политическое конституционное, правовое и идеологическое звучание.
В преамбуле закона следует особо отметить два фактора. Один заключается в том, что признается определяющая роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Это связано с тем, что Православие является религией основной культурообразующей нации и оно всегда участвовало в укреплении белорусского общества. В современной Беларуси Православие начинает приобретать особое значение культурного центра и символа национальной идентичности. На протяжении всех 90-х годов БПЦ являлась общественным институтом, вызывающим наибольшее доверие и уважение.
В преамбуле отмечается духовная, культурная и историческая роль Католической церкви на территории Беларуси. Эти ключевые положения из преамбулы, так или иначе, расширяют возможности взаимодействия церковных структур с современной белорусской государственностью на благо всего общества. Закон признает неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама. Это не ранжирование религий, а именно учет степени их распространенности, а также степени и характера их влияния на формирование духовных, культурных, государственных традиций белорусского народа.
Отсюда и второй фактор: содержание закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями (верованиями).
Один из ключевых вопросов закона – взаимоотношения государства и религиозных организаций. Республика Беларусь является светским государством, поэтому не может быть провозглашения (установления) религий в качестве обязательных для граждан. Закрепленное в ст.16 Конституции Республики Беларусь положение о том, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, устраивает не только государство, но и сами религиозные организации. Как раз при таком положении проявляется и обеспечивается их юридически равное положение в обществе и государстве.
Государство уважает мировоззренческий выбор своих граждан и не регулирует внутреннюю деятельность религиозных организаций, но оно не может и не должно быть нейтральным, когда под воздействием малоизвестных и зачастую опасных культов нарушаются права граждан, разрушается личность, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, подрывается безопасность государства, разрушаются семьи, традиционные культурные и духовные устои общества.
Закон устанавливает, что на основании принципа отделения религиозных организаций от государства последнее не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии с убеждениями указанных лиц и с учетом права ребенка на свободу совести, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права. Государство не возлагает на религиозные организации выполнения каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Граждане имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии. В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная деятельность религиозных организаций, противоречащая законодательству.
В ст.9 говорится, что учреждения образования на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних) обучающихся, во внеурочное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями, учитывая их влияние на духовные, культурные и государственные традиции белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Конечно, отношения государства и религиозных организаций нельзя представить как движение абсолютно не пересекающихся объектов. Поскольку между ними не могут не возникать различные контакты, государство обязано четко определить свое принципиальное исходное положение для всех возможных случаев.
Создание у нас республиканского органа государственного управления по делам религий – беспрецедентное явление в истории взаимоотношений между религиозными организациями и белорусским государством. Оно стало возможным в тех принципиально новых общественно-политических условиях, которые сегодня, пусть трудно и не без противоречий, складываются в нашей стране: формирование гражданского общества, правового и светского государства. Отныне открылась реальная возможность обеспечить действительное равенство верующих и неверующих, реализовать на практике принцип правового равенства религиозных организаций.
То, что республиканский орган государственного управления по делам религий находится в системе органов исполнительной власти, позволяет ему гибко и оперативно решать вопросы практической реализации религиозной политики.
Среди функций этого органа можно назвать: координационные, консультативные, информационно-аналитические, методические, контрольные (причем контроль должен осуществляться как за соблюдением законодательства о свободе совести, так и за уставной деятельностью религиозных организаций), а также необходимость повышения уровня религиоведческой и правовой подготовки специалистов, работающих в области государственно-религиозных отношений.
Республиканский орган государственного управления по делам религий образуется Президентом Республики Беларусь.
Республиканский орган государственного управления по делам религий осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Республиканский орган государственного управления по делам религий имеет следующие полномочия:
· готовит предложения по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;
· обеспечивает Совет Министров Республики Беларусь информационно-аналитическими материалами по вопросу взаимоотношений государства и религиозных организаций;
· проверяет и контролирует деятельность религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов, дает обязательные предписания об устранении выявленных нарушений;
· принимает участие в рассмотрении республиканскими органами государственного управления вопросов, связанных с соблюдением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;
· осуществляет контакты и координационные связи с государственными органами других государств, выполняющими аналогичные функции;
· получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;
· ведет Государственный реестр религиозных организаций;
· оказывает по просьбе религиозных организаций содействие в достижении ими договоренностей с государственными органами и содействует укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;
· дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;
· назначает государственную религиоведческую экспертизу в случаях, установленных настоящим законом;
· создает экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы с участием соответствующих специалистов и привлечением в случае необходимости представителей религиозных организаций;
· обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации (для религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий);
· осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений;
· по запросам республиканских органов государственного управления, местных, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц дает заключения по видам и формам религиозной деятельности.
Все конфессии должны ощущать, что на республиканском уровне есть орган, призванный компетентно согласовывать интересы государства и религиозных организаций, находить взаимоприемлемые решения. Орган, куда можно обратиться, встретившись с нарушением своих законных прав и интересов.
В обозримом будущем актуальность проводимой в стране конфессиональной политики сохранится. Основной проблемой было и остается поддержание сложного баланса межконфессиональных отношений и разнородных политических сил во имя сохранения внутренней стабильности и достижения устойчивого экономического роста. Только такой подход обеспечит приоритет гражданских прав личности в сложном комплексе государственно-конфессиональных отношений, а также в деятельности религиозных организаций.
Очевидно, что политика государства должна быть направлена на безусловное обеспечение конституционного права граждан Беларуси на свободу совести. Главный смысл этой политики заключается не только в пресечении любых попыток дискриминации по религиозным мотивам, но и в отстаивании свободного самоопределения человека в мировоззрении и духовных интересах.
В Республике Беларусь созданы необходимые условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, функционирования религиозных организаций. По всем основным вопросам жизнедеятельности религиозных организаций приняты соответствующие законы, заложившие новую демократическую, партнерскую фазу взаимоотношений государства и религиозных организаций. Определены приоритетные направления государственной политики в сфере государственно-религиозных отношений:
· обеспечение конституционного положения об отделении религиозных организаций от государства и школы, от религиозных организаций, равноправие всех действующих конфессий и право граждан на свободу совести;
· содействие религиозным организациям в реализации их уставных задач, участии религиозных организаций в служении, имеющем социальное значение.
В целом в Республике Беларусь созданы конституционно правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей государства и общества. Но достаточно очевидно, что создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы – важный фактор идеологии белорусского государства.
Контрольные вопросы
1. Каково состояние конфессиональной политики в современном белорусском обществе?
2. Каковы особенности религиозной ситуации в современной Беларуси?
3. Каковы динамика и тенденции государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь?
4. В чем диалектика взаимовлияния политики и религии (основные тенденции)?
5. Что такое конфессиональная политика?
6. Как в современной Беларуси законодательно обеспечена свобода совести?
7. Назовите общие принципы осуществления свободы совести.
8. Назовите основные положения Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».
Литература
1. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. 2003. 29 марта.
2. Лукашенко А.Г. Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь 16 апреля 2003 года.
3. Лукашенко А.Г. О развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве: Из выступления Президента Республики Беларусь на встрече с учеными-гуманитариями 20 ноября 1998 года // Общество и экономика. 1998. № 12.
4. Бабосов Е.М. Динамика религиозности в независимой Беларуси. – Мн.: АН Беларуси, Институт социологии, 1995.
5. Безнюк Д.К. Религиозная ситуация в Беларуси (опыт комплексного описания) // Социология. 2003. № 2.
6. Верещагина А.В. О некоторых тенденциях современной конфессиональной ситуации в Беларуси // Социология. 1998. № 2.
7. Голубев В.Ф. Конфессиональный фактор в проблеме формирования национального самосознания // Аналитический бюллетень. 2000. № 3 (10).
8. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» // НРПА, 2002. № 123, 2/886.
9. Землякоў Л.Я. Беларусь на шляху да свабоды сумлення. – Мн., 1996.
10. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в Беларуси. Проблемы государственно-правового регулирования. – Мн., 2001.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме
24 ноября 1996 г. – Мн., 1998.
12. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь / НРПА, 2001 г. № 69, 1/28-52.
13. Касьяненко А. В поисках веры: духовная трансформация белорусов // Аналитический бюллетень. 2003. № 1 (20).
14. Койта К.К. Конфессиональная история Беларуси: Методический бюллетень. Вып. 9. Религиоведение. – Мн., 1997.
15. Круглов А.А. История и теория религии и свободомыслия. – Мн., 1998.
16. Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // Социологические исследования. 1998. № 9.
17. Новікава Л.Г. Амаль палова жыхароў Беларусі лічаць сябе вернікамі // Звязда. 1999. 21 студзеня. С. 2.
18. О свободе вероисповеданий и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь, 17 декабря 1992 г. С изм. и доп. от 17.01.95 г. // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. 1995. № 13.
19. Религиоведение. Под ред. М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич,
В.В. Кудрявцева. – Мн., 2003.
20. Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 2001.
21. Тиханский А.И. Этноконфессиональные отношения в обществе и их влияние на национальную безопасность республики. – Мн., 2003.