Урегулирования международных
КОНФЛИКТОВ
§ 1. Способы выхода из конфликтной
ситуации
Любой международный конфликт предполагает самые различные варианты своего завершения.
Международный конфликт может завершиться победой одной стороны и поражением другой. Такой конфликт, как правило, имеет и вооруженную стадию. Война может дать решающий выигрыш одной из сторон, но для такого развития событий необходимы особые предпосылки. Потенциальный победитель должен иметь не только перевес во всех ресурсах, используемых в вооруженной борьбе, но умело ими пользоваться. История знает немало примеров полного военного разгрома противника, вынужденного в результате соглашаться на полную и безоговорочную капитуляцию. Классический пример - Вторая мировая война, закончившаяся капитуляцией ее главных виновников — фашистской Германии и милитаристской Японии. Однако довольно часто полная военная победа невозможна, поскольку пи один из противников не обладает явным превосходством. Иллюстрацией может служить «симметричный» международный конфликт (см. главу X).
Если военные действия затягиваются и бесперспективность продолжения вооруженной борьбы становится все более ясной, то волей-неволей стороны, втянутые в конфликт, задумываются об ином, невооруженном выходе из него. Сам по себе выбор в пользу вооруженной борьбы, учитывая последнее обстоятельство, неоптимален. Зачем нести жертвы, если в итоге все равно приходится искать невоенное решение вызвавших конфликт проблем? В прошлом вооруженное паси-
214 Глава XIII. Пути и формы мирного урегулирования конфликтов
§ I. Способы выхода из конфликтной ситуации 215
лие рассматривалось как вполне оправданный путь достижения политических целей. Об этом гласило известное высказывание Клаузевица о войне как о «продолжении политики иными средствами». В тот период, когда данное суждение было высказано, для этого были объективные основания.
С древних времен вплоть до середины XIX в. характер вооруженной борьбы менялся мало. Вот как этот феномен объяснял известный французский философ, социолог и политолог Раймон Арон. По его мнению, характер вооруженной борьбы напрямую зависит от характера материально-технической и технологической базы общества. Поскольку между традиционным и современным обществом существуют значительные различия в социально-экономической, технологической и военно-технической области, постольку с переходом от одного общества к другому меняется и характер военного противостояния.
Традиционное общество — общество преимущественно аграрное, большинство населения проживает в сельской местности и занимается примитивным сельским хозяйством. В таком обществе уровень производительности труда весьма низок, общественное богатство прирастает медленно и накапливается в основном в непосредственно вещественной форме. Материально-технической базе традиционного общества соответствует и характер вооруженной борьбы, которая ведется при помощи холодного оружия. В результате этой борьбы гибнут люди, но не уничтожаются материальные ценности. Из этого обстоятельства Р. Арон сделал важные выводы:
♦ войны в традиционном обществе — неизбежное следствие «естественного характера» международных отношений;
♦ войны в традиционном обществе экономически рентабельны, т. е. победитель может не только окупить все расходы на подготовку и ведение военных действий за счет военной добычи — материальных ценностей побежденной стороны, но и получить немалую прибыль;
♦ плодами военной победы в первую очередь пользовались сами правящие монархи и близкие к ним элитарные слои общества, от которых и зависело решение вопроса о войне и мире, поэтому в традиционном обществе существовал и социальный механизм воспроизводства вооруженных конфликтов.
В процессе модернизации, т. е. перехода от традиционного к современному (индустриальному и постиндустриальному) обществу ситуация менялась. Современное общество характеризуется важной ролью
научного знания, техники и технологии, следовательно, более высоким уровнем производительности труда. За единицу времени производится все больший объем общественного богатства, причем не только в натуральной форме. Современное общество отличается стремительным прогрессом — не только техническим, но и военно-техническим. Меняются способы ведения вооруженной борьбы, появляются все более совершенные виды оружия и боевой техники, возрастает их разрушительная сила, увеличивается число жертв военных действий. К издержкам войны добавляется и так называемая «упущенная выгода». Здесь речь идет о том, что время, потраченное на подготовку и ведение войны, отнимается от времени, которое можно было бы потратить на увеличение благосостояния общества и наращивание общественного богатства. Рентабельность войны, по мнению Р. Арона, в процессе модернизации неуклонно снижается, война перестает быть столь же желанным и прибыльным средством достижения своих политических целей даже для победителя. Наконец, с появлением ядерного оружия война теряет всякий рациональный смысл, хотя военная опасность сохраняется вследствие сохранения прежнего «естественного» характера международных отношений. Конечно, в эпоху ядерного оружия вооруженные конфликты не исчезли из практики противостояния государств. Однако все связанные с ними издержки настолько велики, что все разумные и рационально мыслящие политики должны стремиться к иным способам решения возникающих межгосударственных споров.
Существуют разные альтернативы вооруженному пути развития международных конфликтов.
Можно выйти из международного конфликта в одностороннем порядке, не прибегая к вооруженной борьбе. Это означает односторонний отказ от вооруженной борьбы па условиях противника, т. е. фактически о той же капитуляции, но не в результате военного поражения, а из-за неготовности к ведению войны. Так было, например, в 1938 г. в связи с кризисом вокруг Судетской области Чехословакии. Предъявляемые нацистской Германией требования первоначально были отвергнуты чехословацким правительством и большинством населения тогдашней Чехословакии. Реального военного превосходства у Гитлера над Чехословакией не было. Напротив, чехословацкая армия считалась одной из самых хорошо вооруженных и подготовленных в Европе. В Чехословакии была развита военная промышленность, хорошо оборудованы приграничные укрепления; кроме того, она была связана военными соглашениями с Францией и СССР. Советский Союз выра-
216 Глава XIII. Пути и формы мирного урегулирования конфликтов
§ I. Способы выхода из конфликтной ситуации 21 7
зил готовность оказать Чехословакии прямую военную помощь, даже если Франция откажется от своих обязательств.
Однако французское правительство вместе с правительством Великобритании заняли иную позицию. Находившиеся тогда у власти в Великобритании и во Франции политические лидеры Чемберлен и Даладье стали проводить политику «умиротворения» гитлеровской Германии. Они оправдывали такую политику необходимостью во что бы то ни стало не допустить новой мировой войны в Европе, поэтому стремились сохранить мир любой ценой. Вдохновители и организаторы политики «умиротворения» декларировали высокие нравственные принципы, в соответствии с которыми война — это абсолютное, недопустимое зло, а по сути они подталкивали потенциальную жертву к капитуляции перед агрессором. Такая капитуляция и была навязана известным Мюнхенским соглашением 1938 г., по которому Чехословакия отказалась от части своей суверенной территории, да к тому же приняла на себя обязательства, резко снижающие ее обороноспособность. Вслед за этим последовал распад Чехословацкой республики и оккупация ее большей части гитлеровскими войсками.
Один из «отцов» мюнхенского сговора лорд Чемберлен, вернувшись в Лондон, заявил встречавшим его, что он «привез мир». Находившийся в то время не у дел будущий премьер-министр Великобритании Черчилль саркастически заметил:
«Выбирая между войной и позором, английское правительство выбрало позор, но и войну оно тоже получит».
Черчилль оказался совершенно прав, поскольку Вторая мировая война, вопреки иллюзиям «мюнхенцев», началась менее чем через год после того, как Чехословакия была «сдана на съедение» Гитлеру.
Этот пример показывает, что отнюдь не всегда само по себе мирное решение может быть лучшей альтернативой военному.
Однако капитуляция без вооруженной борьбы — не единственный способ мирного выхода из конфликтной ситуации в одностороннем порядке. Молено обратиться в судебные и иные международные инстанции с просьбой о мирном разрешении спорных вопросов. В этом случае все будет зависеть как от реальных возможностей третьей стороны (см. § 3 данной главы, главы XV и XVII), так и от позиции противоположной стороны конфликта (даже в большей степени). В любом случае решение для мирного выхода из конфликта следует искать совместно со всеми участвующими в нем международными акторами.
Мирный путь выхода из конфликтной ситуации на двусторонней и многосторонней основе лежит через переговорный процесс. Причем и сами переговоры, и процесс реализации достигнутых договоренностей требует участия так называемой третьей стороны, о роли которой речь пойдет дальше. Цель переговоров — поиск мирного варианта урегулирования международного конфликта (см. главу XIV).
Общий термин «мирное урегулирование» подразумевает три па-правления мирного выхода из конфликтной ситуации и, соответственно, три типа возможных мирных соглашений.
Понятие «мирное урегулирование» употребляется как в широком смысле, так и в узком, иначе говоря — «управление конфликтом». Дело в том, что найти полностью устраивающее все стороны решение спорных вопросов очень непросто. Между тем конфликтная ситуация в международных отношениях таит в себе серьезную потенциальную опасность и угрожает интересам не только непосредственно втянутых в нее государств. Значит, необходимо найти такое решение, которое могло бы снять напряжение, сделало бы ситуацию предсказуемой и, по возможности, безопасной для всех, кто имеет к ней отношение. Смысл деятельности по урегулированию (управлению) в таком случае сводится к достижению компромисса, который, не устраняя до конца причин конфликта, в той или иной степени удовлетворяет все втянутые в него стороны. Отношения между участниками конфликта нормализуются, устраняется опасность применения вооруженного насилия. Однако достигнутые соглашения не могут дать полной гарантии, что споры и противоборство не возобновятся вновь.
Чтобы избежать эскалации конфликта, необходимо стремиться к его полному разрешению. Добиться такого разрешения конфликта сложнее. Для этого придется полностью устранить все причины, порождающие конфликтную ситуацию. По мнению американского политолога К. Митчелла, такое решение должно отвечать следующим условиям:
♦ его должны поддерживать не только политические элиты, но и широкие массы населения;
♦ . соглашение должно быть самодостаточным, т. е. таким, чтобы его
молено было реализовать и без участия третьей стороны;
♦ решение должно быть основано не на компромиссе, а на сотрудничестве, т. е. полной реализации целей сторон, которые считают его
честным и справедливым;
218 Глава XIII. Пути и формы мирного урегулирования конфликтов
§ 1. Способы выхода из конфликтной ситуации 219
♦ отношения между сторонами на основе достигнутых договоренностей должны приобретать новый, более позитивный характер;
♦ соглашение должно быть добровольным, принятым без внешнего давления и принуждения.
На практике полное разрешение конфликта в международных отношениях скорее исключение из правил. Это наилучший вариант, но в реальности все заинтересованные стороны славят перед собой более скромные задачи. Речь идет о так называемой деятельности по предупреждению конфликтов. Под этим термином понимается достижение соглашений по прекращению открытой вооруженной борьбы. Именно вооруженное насилие, война — самое негативное следствие конфликтов в международных отношениях, поэтому первоочередная задача для всех заинтересованных в сохранении мира сторон — не допустить перехода конфликта в вооруженную фазу. Если вооруженная борьба уже началась, тогда важнейшей задачей становится ее прекращение. Сделать это можно, например, достигнув соглашения о прекращении огня. Но вооруженные силы конфликтующих сторон в этом случае по-прежнему будут противостоять друг другу. Поэтому соглашение о прекращении огня следует дополнить решением о разъединении сторон. Еще лучше — заключить соглашение о перемирии, которое «вбирает» в себя (аккумулирует) все условия, которые связаны и с прекращением огня, и с отводом войск от линии соприкосновения.
Перемирие не означает наступления состояния мира в его международно-правовом смысле, оно дает достаточно прочные гарантии прекращения военных действий. Конфликтная ситуация в результате заключения перемирия не устраняется, но вопрос о разрешении или улаживании конфликта переводится в политическое русло.
Соглашения о перемирии заключаются как временные, но действовать они могут весьма долго. Так произошло с соглашением о перемирии в Корее, подписанном в Пханмынчжоне в 1953 г. Корейская война была одним из самых кровопролитных вооруженных конфликтов 2-й половины XX в. Ее участниками первоначально были два корейских государства — КНДР и Республика Корея, позже в конфликт втянулись и другие страны, в первую очередь — США и КНР. Именно они и подписали соглашение 1953 г. Следует отметить, что, хотя главными воюющими сторонами к концу корейской войны были китайская и американская армии, США и КНР не участвовали в переговорах в Пханмынчжоне под своими собственными именами. Китайские
войска в Корее получили наименование «Китайских народных добровольцев», однако это были регулярные части и соединения Народно-освободительной армии Китая. США воспользовались ситуацией, сложившейся в начале Корейской войны, когда представитель Советского Союза не участвовал в заседаниях Совета Безопасности ООН. Соединенные Штаты провели через Совет Безопасности резолюцию, в которой Северная Корея объявлялась агрессором. В соответствии с ней были созданы «Вооруженные силы ООН», целью которых стало пресечение агрессии и восстановление мира на Корейском полуострове. Официально под флагом ООН в Корее находились представители многих государств, но реальное большинство составляли американские войска. И именно американцы представляли ту сторону на переговорах, которая была обозначена как «Вооруженные силы ООН».
В результате достигнутых в Пханмынчжоне соглашений была создана демилитаризованная зона. Из нее были выведены боевые части противоборствующих сторон. Демилитаризованная зона проходит по обе стороны той линии фронта, которая сложилась к 1953 г. Эта линия не совпадает точно с 38-й параллелью, где с 1945 по 1950 г. проходила демаркационная линия, разделявшая Северную и Южную Корею, но, поскольку отклонения от нее в обе стороны незначительны, можно сказать, что перемирие 1953 г. сохранило статус-кво на Корейском полуострове. Хотя за последние полвека в районе демилитаризованной зоны случались вооруженные инциденты, в целом перемирие соблюдается, что весьма важно, поскольку на Корейском полуострове сосредоточены крупные военные контингент Северной и Южной Кореи, а также Соединенных Штатов Америки, накоплены огромные запасы вооружений, существует опасность появления и применения оружия массового поражения.
Однако соглашение о перемирии не гарантирует того, что военные действия не будут возобновлены. Только полное преодоление конфликта, вызванного расколом Кореи на государства с разным общественным строем и политической системой, может обеспечить прочный мир как на Корейском полуострове, так и во всем прилегающем к нему регионе.
Мирное урегулирование, о каком бы из его вариантов ни шла речь, должно осуществляться при соблюдении принципа постепенности. Этот принцип означает четкое понимание невозможности моментального и полного решения всего комплекса накопившихся проблем. Он реализуется в наличии последовательных этапов в продвижении к цели. Попытки игнорировать это обстоятельство, необоснованно пере-
220 Глава XIII. Пути и формы мирного урегулирования конфликтов
§ 2. Роль третьей стороны в мирном урегулировании конфликтов 221
скакивать через отдельные этапы, спешить при принятии окончательного решения могут сорвать весь процесс мирного урегулирования.
Проблема мирного урегулирования чаще всего возникает тогда, когда конфликт дошел до вооруженной стадии, поэтому в процессе мирного урегулирования выделяют следующие основные фазы (этапы):
1) прекращение вооруженного насилия;
2) установление прямых контактов между конфликтующими сторонами, необходимых для начала диалога и подготовки переговорного процесса;
3) сам переговорный процесс (особенности организации и проведения переговорного процесса будут рассмотрены в следующей главе);
4) реализация достигнутых в ходе переговоров договоренностей.
На каждом этапе решаются свои задачи, и их решение в конечном счете приведет к мирному выходу из конфликтной ситуации. В процессе перехода от одного этапа к другому необходимо преодолевать недоверие между конфликтующими сторонами, переводить их взаимодействие в позитивную плоскость. Этого бывает невозможно добиться без содействия третьей стороны, о чем пойдет речь далее.
§ 2. Роль третьей стороны в мирном урегулировании конфликтов
В процессе урегулирования международных конфликтов в качестве третьей стороны могут выступать самые разные международные акторы, но прежде всего — суверенные государства, обладающие для этого всеми ресурсами, в том числе и теми, которыми наделяет их международное право. В прошлом функции третьей стороны нередко брали на себя главы государств, что в эпоху абсолютных монархий было вполне объяснимо и оправданно. Сегодня от имени государств, по поручению их правительств чаще всего выступают или дипломаты, или высокопоставленные чиновники и государственные деятели. Главы государств и правительств, когда в этом есть необходимость, также могут брать на себя выполнение подобных миссий.
Другие акторы — по мере появления на международной арене — также стали выполнять функции третьей, стороны при урегулировании конфликтов как международного, так и внутригосударственного характера. Это международные межправительственные организации (о них речь пойдет в XVII главе) и международные неправительственные институты.
Вопрос о роли частных лиц как третьей стороны в мирном урегулировании конфликтов до сих пор остается самым спорным. С точки зрения всей системы международных отношений, глобальною уровня мировой политики, возможности отдельных индивидов, конечно, ограничены, хотя отрицать значение феномена политического лидерства нельзя. В конфликтных ситуациях, особенно когда встает вопрос о поиске мирного пути их разрешения, роль частного лица может возрастать. За абстрактными понятиями «государство», «международная организация» скрываются живые люди. Занимая официальное положение, обладая определенным статусом, они выполняют функции, вытекающие из их служебных обязанностей. Личность дипломата или государственного деятеля должна учитываться при выборе кандидата на роль исполнителя функций по урегулированию конфликта. Если по тем или иным причинам намеченный кандидат вызывает неприятие или недоверие какой-либо из сторон, его необходимо заменить другим лицом, которое, как считают непосредственные участники конфликта, подходит для этой роли. Следует заметить, что люди, обладающие большим дипломатическим опытом и высоким политическим авторитетом, вполне могут принимать участие в урегулировании конфликтов и кризисов, не занимая никакого официального положения. Речь идет о государственных деятелях и дипломатах, политических и общественных лидерах, имеющих высокий авторитет, но занимавших официальные посты в прошлом. Правда, важно учитывать то обстоятельство, что физические липа способны выполнять не все, а лишь посреднические функции третьей стороны.
Какой бы актор ни выступал в качестве третьей стороны мирного урегулирования международного конфликта, сам он не должен быть втянут в конфликт на стороне того или иного участника и пользоваться его доверием.
Средства, которые может использовать третья сторона, можно разделить на две группы. К первой относятся меры исключительно мирного, ненасильственного характера. Это оказание добрых услуг; посредничество; наблюдение за ходом переговоров; наблюдение за соблюдением достигнутых соглашений; осуществление арбитража. Вторая группа включает меры принудительного характера: применение санкций, силовые действия по «принуждению к миру», миротворческие и миростроителъные операции (см. главу XVII). Поскольку действия, связанные с использованием вооруженных сил, осуществляются в современном
222 Глава XIII. Пути и формы мирного урегулирования конфликтов
§ 2. Роль третьей стороны в мирном урегулировании конфликтов 223
мире по мандату международных организаций, то их целесообразно рассмотреть в главе, посвященной роли международных организаций в урегулировании конфликтов. Здесь более подробно охарактеризуем санкции, применяемые в ходе урегулирования конфликтов.
Санкции, как правило, вводятся по решению международных организаций, но реализуются каждым государством в отдельности. Большинство санкций имеют экономический характер. К торговым санкциям, например, относится эмбарго (полный запрет) на поставки каких-либо товаров, особенно военного назначения, государствам, виновным в нарушении норм международного права, в том числе и вследствие конфликтов. Кроме полного эмбарго, могут вводиться частичные ограничения как по экспорту, так и по импорту некоторых товаров. Торговые санкции могут касаться промышленных технологий и иных объектов интеллектуальной собственности, а также услуг. Финансовые санкции означают запрет на предоставление кредитов, займов, замораживание вкладов в зарубежных банках, запрет на денежные переводы. К финансовым санкциям относится ограничение или полный запрет на инвестиции.
В практике современных международных отношений применяются и политические санкции. К санкциям политического характера относятся, например, исключение государства-нарушителя из международных организаций или временная приостановка членства в этих организациях. Отдельные государства могут использовать такие меры, как разрыв или снижение уровня дипломатических отношений, ограничение на поездки как для государственных деятелей и дипломатов, так и для обычных граждан стран-нарушителей.
Эффективность и действенность санкций может зависеть от самых разных факторов, например от того, насколько согласованно они применяются. На рубеже 80-90-х гг. XX в. ведущие государства мира были солидарны в осуществлении санкций против Южно-Африканской республики, что в конечном счете заставило власти ЮАР отказаться от позорной практики апартеида и начать либерализацию политического режима в стране. В начале 1990-х гг. были введены санкции по отношению к участникам конфликтов на территории бывшей Югославии, прежде всего в Боснии и Герцеговине, но последовательности в их применении не было. Некоторые исламские страны поставляли боснийским мусульманам оружие и другие военные материалы, хотя запрет на военные поставки противоборствующим сторонам не предполагал никаких исключений.
Экономические санкции, образно говоря, — палка о двух концах, поскольку задевают интересы не только тех государств, против которых они введены, но и интересы государств, эти санкции осуществляющих. Интересно отметить, что Соединенные Штаты Америки в последние 15 лет не раз выступали с инициативами ввести экономические санкции против так называемых стран-изгоев, однако сами от этих санкций мало что теряли. Ни с Ираком в прошлом, ни с Ираном или Северной Кореей в настоящем у США нет тесных торгово-экономических связей из-за чрезвычайно конфликтных политических отношений. В случае введения санкций американцам терять было нечего, в то время как другие страны несли прямой экономический ущерб. В начале 1990-х гг. от введения санкций по отношению к Ираку и Ливии пострадали экономические интересы России, Франции, Китая и ряда других государств. Поэтому вполне объяснима та осторожность, с которой Россия на рубеже XX- XXI вв. подходила к вопросу о санкциях в отношении Ирака или Северной Кореи, хотя и считала необходимым воздействовать на эти государства, чтобы заставить их отказаться от программ в области создания ядерного оружия.
Опыт применения экономических санкций против Ирака в последние годы существования режима Саддама Хуссейна заставляет обратить внимание еще на одну проблему, связанную с их реализацией. Цель санкций — оказать воздействие на политику правящих элит и лидеров. В случае с Ираком санкции коснулись основы экономики этой страны — добычи и экспорта нефти. На практике следствием санкций стало дальнейшее снижение уровня жизни населения (и без того невысокого для основной массы) вследствие авантюр Саддама Хуссейна, развязавшего вооруженный конфликт с Ираном и Кувейтом. В первую очередь санкции ударили по простым людям, в то время как иракское руководство на себе их не ощутило. Для того чтобы облегчить положение широких слоев населения, особенно детей, ООН ввела в действие программу «Нефть в обмен на продовольствие». Однако эта программа, с одной стороны, позволила С. Хуссейну найти лазейки для обхода санкций, с другой — стала питательной средой для коррупции не только в Ираке, но и в ООН.
Введение санкций, затрагивающих интересы населения той или иной страны, очевидно, рассчитано на общественное мнение и способность широких масс повлиять на политику правящих кругов. Однако в современных условиях санкции вводятся, как правило, против государств с авторитарными режимами, где общественного мнения не может быть но определению. В таком случае санкции не дают ожидаемого
224 Глава XIII. Пути и формы мирного урегулирования конфликтов
§ 2. Роль третьей стороны в мирном урегулировании конфликтов 225
результата. Воздействие санкций на внутриполитическую обстановку может быть неоднозначным, и вместо ослабления позиций правящих режимов они могут приводить к их усилению, способствуя консолидации общества и его объединению вокруг своих политических лидеров. Наиболее часто роль третьей стороны в мирном урегулировании международных конфликтов проявляется в предоставлении добрых услуг и в посредничестве. Эти понятия тесно связаны между собой, но не идентичны.
► Добрыми услугами принято считать обрашение к конфликтующим
сторонам с предложением начать переговоры и предоставление
места для ведения переговоров, а также передачу необходимых для
этого документов и материалов.
В конечном счете добрые услуги направлены на то, чтобы побудить участников конфликта решать спорные вопросы мирными средствами, для чего третья сторона готова создать определенные условия. При предоставлении добрых услуг роль третьей стороны скорее пассивна, чем активна. Третья сторона не вмешивается в процесс разрешения спорных проблем, не делает своих предложений, а лишь пытается воздействовать на конфликтующие стороны извне.
► Посредничество предполагает более активное участие третьей
стороны в поисках мирного выхода из конфликтной ситуации. По
средник участвует не только в подготовке переговоров, но и в переговорном процессе.
Роль посредника заключается и в том, что он снимает напряжение, накопившееся в условиях конфликтного взаимодействия. Если конфликт принял вооруженный характер, то у сторон неизбежно формируется устойчивый взаимный образ врага, преодолеть который трудно без участия посредника. Посредник участвует и в разработке соглашений по урегулированию конфликта.
Опыт международных отношений свидетельствует, что предоставление добрых услуг и посредничество могут тесно переплетаться между собой. Хрестоматийным примером можно назвать участие Советского Союза в урегулировании пограничного конфликта между Индией и Пакистаном в 1965-1966 гг. Этот конфликт зародился во 2-й половине 1940-х гг., в период деления бывшей Британской Индии на два государства (религиозно-политический аспект этого конфликта показан в главе IV), В соответствии с предложенным английскими властями
планом, одно государство должно было объединить индийское население, а другое — мусульманское. Британские власти сами решали в соответствии с составом проживающего населения, какая территория отойдет Индии, а какая — Пакистану. Но там, где номинальная власть принадлежала местным князьям — махараджам, сами князья (по плану последнего британского вице-короля Индии лорда Маутбэттена) получили право выбрать государство, которому будет принадлежать их территория, или полную самостоятельность. На практике этим правом попытался воспользоваться лишь махараджа Кашмира. Сам он по вероисповеданию был индусом, в то время как большинство населения его княжества исповедовали ислам.
Английские власти пытались воспользоваться старым имперским принципом «разделяй и властвуй». Они надеялись сохранить свои позиции на полуострове Индостан и подтолкнули махараджу Кашмира к провозглашению независимости своего княжества при сохранении «особых связей с британской короной». Вслед за этим на территорию Кашмира вторглись пуштунские племена, выступавшие за «спасение мусульман от индусского ига». Правитель Кашмира обратился за военной помощью к руководству только что обретшей независимость Индии. Такая помощь была оказана, тем более что просьба махараджи была поддержана и крупнейшей оппозиционной партией Кашмира, придерживающейся светских принципов и опасавшейся вхождения княжества в состав Пакистана, изначально создававшегося как исламское государство. За вводом индийских войск последовал ввод пакистанских, и между двумя новыми государствами разгорелся первый вооруженный конфликт из-за Кашмира. Благодаря вмешательству ООН военные действия были остановлены, но территория Кашмира оказалась разделенной по линии фронта, сложившейся к 1 января 1949 г.
Две трети территории княжества Кашмир остались под контролем Индии. После объединения с соседними землями, населенными преимущественно индусами, данная территория получила название «Штат Джамму и Кашмир». Остальная часть стала называться «Азад Кашмир» («Свободный Кашмир»), формально она имела статус «свободной территории». Позднее часть этой территории Пакистан использовал для строительства стратегического шоссе, связавшего его с КНР.
По решению Совета Безопасности ООН вопрос о принадлежности Кашмира должен был решаться на референдуме, который так и не состоялся. Отношение и индийской, и пакистанской стороны к проведению референдума было и остается противоречивым, оно несколько раз кардинально менялось. При этом ни Индия, ни Пакистан не отка-
226 Глава XIII. Пути и формы мирного урегулирования конфликтов
§ 2. Роль третьей стороны в мирном урегулировании конфликтов 227
зались от взаимных территориальных претензий, рассматривая другую сторону как источник угрозы. Неурегулированность территориального спора несколько раз после 1949 г. становилась причиной вооруженных столкновений. Один из наиболее острых периодов обострения индийско-пакистанского конфликта пришелся на конец 1964 — начало 1965 г. Летом 1965 г. это обострение вылилось в полномасштабную войну между двумя соседними странами. В военных действиях принимали участие многотысячные армии, оснащенные современными по тем временам оружием и боевой техникой.
Вооруженный конфликт между крупнейшими азиатскими государствами представлял серьезную угрозу международной безопасности. ООН и ряд государств стали проявлять заинтересованность в его скорейшем урегулировании. К числу таких государств относился и Советский Союз, так как зона боевых действий находилась всего в нескольких десятках километров от его границ. Поэтому Советский Союз в лице тогдашнего президента Совета Министров А. Косыгина выступил с инициативой о проведении индо-пакистанских мирных переговоров. С учетом того, что конфликтующими сторонами были государства Азии, в качестве места для переговоров был предложен Ташкент, расположенный на азиатском континенте. Все это как раз и укладывается в понятие «добрые услуги». Советские предложения были приняты, чему способствовали традиционно дружественные отношения между СССР и Индией, а также налаженные к тому времени контакты между СССР и Пакистаном. В отличие от других стран, предлагавших свои добрые услуги, Советский Союз пользовался доверием как у одной из сторон конфликта, так и у другой.
Председатель Совета Министров СССР А. Косыгин принял личное участие в ташкентской встрече премьер-министра Индии Л. Б. Шастри с президентом Пакистана М. Аюб-ханом, что означало переход от предоставления добрых услуг к посредничеству в урегулировании индо-пакистанского конфликта. При активном участии советской стороны была выработана и 10 января 1966 г. подписана Ташкентская декларация, включавшая девять пунктов. В первом пункте было зафиксировано обязательство Индии и Пакистана более не прибегать к силе в отношениях друг с другом. Стороны изложили собственные позиции по Джамму и Кашмиру и согласились, что будут обсуждать эту проблему дальше. В декларации были установлены сроки отвода индийских и пакистанских войск за линию, которую они занимали до начала военных действий. Индия и Пакистан продекларировали свое желание развивать дружеские отношения и обязались не поощрять пропаганду, направленную против одной из сторон. В Ташкентской декларации были зафиксированы договоренности Индии и Пакистана о возобновлении деятельности дипломатических представительств, об обмене военнопленными, о восстановлении торгово-экономических и культурных связей, а также транспортного сообщения между странами.
Девятый пункт Ташкентской декларации содержал обязательства сторон, касающиеся встреч их представителей на различных уровнях для обсуждения проблем двусторонних отношений и создания совместных индо-пакистанских органов по их окончательному урегулированию. Ташкентская декларация — пример соглашения, целью которого было не окончательное разрешение конфликта, а прекращение и недопущение в дальнейшем его вооруженной фазы. Проблемы в отношениях между Индией и Пакистаном полностью решены не были ни во время, ни после ташкентских переговоров (их также принято называть конференцией). Рецидивы возобновления вооруженного противостояния в Кашмире и по всей индо-пакистанской границе имели место, но каждый раз сторонам удавалось возвращаться к достигнутым в 1966 г. в Ташкенте договоренностям.
Немалая заслуга в проведении переговоров между лидерами Индии и Пакистана принадлежала лично Алексею Николаевичу Косыгину — одному из выдающихся государственных деятелей советской эпохи нашей истории, однако в целом следует говорить о посреднической роли СССР как государства.