Организация прогнозирования в зарубежных странах
Лидером Западного мира в прогнозировании являются США.
Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. В области прогнозирования работают десятки тысяч профессионалов. Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких, как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и т.д. Исключительно широк поток информации о прогнозных разработках.
Прогнозные исследования становятся более глубокими, применяются многообразные методы и новейшие средства электронно-вычислительной техники.
Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель "затраты—выпуск".
В США выделяются три уровня организации прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти.
Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне сосредоточены в трех организациях: Совете экономических консультантов, Совете управляющих федеральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюджетном управлении (АБУ).
Прогнозирование в США сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности.
Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы — на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Стратегическое планирование охватывает разработку стратегических планов на федеральном уровне, уровне штатов и организаций (фирм). Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации, стране факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. Особая значимость придается технологическим, экономическим, конкурентным, международным, рыночным и политическим факторам. Технологические факторы учитывают изменение технологий во внешней среде, что очень важно для технологического обновления; экономические включают оценку уровня занятости, инфляции, налоговых ставок, стабильности доллара США за рубежом и др.; конкурентные предполагают выявление действий конкурента: что движет конкурентом, что он делает, что может сделать; политические — учет руководством организации нормативных документов местных органов, властей штата и федерального правительства, кредитов федерального правительства и штатов для финансирования долгосрочных вложений, ограничений по найму рабочей силы и возможности получения ссуд, за соглашениями по тарифам торговли, направленными против других стран или заключенными с другими странами, и т.д. Международные факторы —изменение валютного курса, политических решений в странах. Рыночные факторы — изменчивость рыночной внешней среды, представляющей собой область постоянного беспокойства как в целом для страны, так и для организаций (конкуренция, доходы страны, населения и др.).
Стратегия фирм может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.
Прогнозирование и планирование в странах с моделью переходной экономики
Представителями стран с моделью переходной экономики являются страны СНГ (Россия, Украина и др.), Центральной Европы (Румыния, Венгрия и др.), Китай. При переходе к рыночным отношениям в этих странах большое внимание уделяется разработке многовариантных, альтернативных прогнозов, индикативных планов и выработке стратегии. Внедряются методики Международного валютного фонда (МВФ) по прогнозированию макроэкономических показателей. Основой для оценки и прогнозирования экономической деятельности является макроэкономическая статистика. Осуществляется переход к Системе национальных счетов (СНС). Межотраслевой и финансовый балансы интегрируются с СНС.
Особая значимость придается разработке финансовых программ и финансовой политики, прогнозированию спроса, инвестиций, структурным изменениям. Центральное место отводится прогнозированию платежного баланса, цен, валютного курса, ситуации в денежно-кредитном секторе, государственных операций при формировании государственного бюджета, инфляции. При прогнозировании платежного баланса производятся прогнозные расчеты важнейших ею составляющих: экспорта и импорта; услуг: транспортных (в том числе грузовых и пассажирских), туризма, строительства, текущих трансфертов (в том числе гуманитарной помощи, денежных переводов и пр.); операций, связанных с капиталом (прямых и портфельных инвестиций, кредитов и др.).
Прогнозирование государственных операций сводится в основном к проведению прогнозных расчетов по налоговым и неналоговым поступлениям, а также расходам. Среди используемых методов прогнозирования следует выделить математическую экстраполяцию (трендовые модели), факторные модели, модели межотраслевого баланса, экспертные оценки.
32. Общественные расходы и государственные организации
Общественные расходы - целенаправленное использование государственных ресурсов для создания общественных благ и осуществления перераспределения в соответствии с принципами справедливости, принятыми в обществе.
Задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств, можно разделить на три группы:
§ финансирование и непосредственное производство отдельных товаров и довольно широкого круга услуг, обладающих свойствами общественных благ (например, оборонный заказ);
§ оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности себя обеспечить (например, выплата пенсий по старости, инвалидности и т.п.);
§ обеспечение обязательного социального страхования (на случай болезни, безработицы, на транспорте и т.п.).
Указанные направления расходов предполагают различные способы их финансирования:
§ финансирование расходов государственных предприятий и организаций;
§ закупки товаров и услуг у частных фирм;
§ субсидирование частных предприятий, поставляющих продукцию на рынок и включенных в программы государственной поддержки;
§ денежные выплаты и натуральные выдачи лицам, охваченным программами социальной помощи истрахования.
Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, дополняют друг друга. Например, программа помощи инвалидам может включать в себя расходы на содержание домов инвалидов (расходы государственных предприятий).
При осуществлении общественных расходов перед государством всегда стоит выбор: либо организовывать производство необходимых товаров и услуг в государственном секторе, либо закупать их у частных производителей. Так, например, уборка улиц может осуществляться муниципальной службой или может быть заключен контракт с частной фирмой.
Непосредственная организация производства в государственном секторе оправдана прежде всего тогда, когда существуют провалы рынка, т.е. частные фирмы не заинтересованы в производстве данной продукции.
Другое важное направление общественных расходов — социальная поддержка — предполагает перераспределение национального дохода между различными группами населения. Однако принципиально важна разница между ситуацией, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц (социальные трансферты), и той, когда человек, столкнувшись с определенными трудностями, пользуется выплатами из общественного фонда, накопленного при его непосредственном участии (социальное страхование).
Накопление фондов общественного страхования обеспечивается, как правило, с помощью маркированных налогов. В Российской Федерации есть четыре внебюджетных фонда социального страхования: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения.
33. Приватизация, контрактация как форма приватизации.
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.
Контрактация обеспечивает сочетание государственного финансирования с частной организацией производства. Например, начиная с 1970-х гг. во многих городах США, а затем и других стран уборка мусора стала обеспечиваться не муниципальными службами непосредственно, а частными фирмами, работающими по контракту с городскими властями. При этом муниципалитет полностью сохраняет ответственность за санитарное состояние города и расходует средства для его поддержания на уровне, устраивающем граждан. Однако государственные (муниципальные) органы устраняются от участия в производственном процессе. Иногда приватизация понимается шире, а именно как общее сокращение сферы государственного вмешательства, в том числе финансового. В этом смысле приватизация тождественна уменьшению удельного веса общественного сектора. Однако такое понимание приватизации не является наиболее распространенным.
Квазирынки.
Под термином «квазирынок» понимается система отношений между экономическими агентами, в которой производители конкурируют за право предоставления услуг потребителям, чьи расходы финансируются государством.
В условиях контрактации партнерами общественного сектора, берущими на себя за плату часть возложенных на него функций, становятся предприятия и организации, не находящиеся в собственности государства. Наряду с этим внутри самого государственного сектора в ряде случаев формируются квазирынки на основе разделения покупателя и поставщика, в результате непосредственно в этом секторе возникает конкуренция рыночного типа.
В условиях квазирынка и заказчик (покупатель), и поставщик (продавец) принадлежат к общественному сектору, однако их интересы достаточно четко разведены. Территориальный орган (агентство), в принципе, действует так, как действовал бы потребитель, приобретающий услуги с помощью ваучера, но отличается от него значительно большей информированностью. Если же производство в общественном секторе организуется без использования квазирынков, агентство вынуждено постоянно представлять интересы как потребителей, так и производителей, хотя они заведомо разнонаправлены.