Организация прогнозирования в зарубежных странах

Лидером Западного мира в прогнозировании являются США.

Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. В области прогнозирования работают десятки тысяч профессионалов. Прогнозные разработки выполняют государ­ственные подразделения различного уровня, исследовательс­кие организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогно­зируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, то­варные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких, как загрязнение окружающей среды, обеспе­ченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и т.д. Исклю­чительно широк поток информации о прогнозных разработках.

Прогнозные исследования становятся более глубокими, применяются многообразные методы и новейшие средства электронно-вычислительной техники.

Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель "затраты—выпуск".

В США выделяются три уровня организации прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государствен­ных подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти.

Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне сосредоточены в трех организациях: Совете экономических консультантов, Совете управляющих феде­ральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюд­жетном управлении (АБУ).

Прогнозирование в США сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности.

Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития на­циональной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, ре­шаются и другие важные вопросы — на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обес­печить социальное единство страны, на какой сектор экономи­ки и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает ос­нову для всех управленческих решений.

Стратегическое планирование охватывает разработку стратегических планов на федеральном уровне, уровне штатов и организаций (фирм). Разработчики стратегическо­го плана контролируют внешние по отношению к организа­ции, стране факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. Особая значимость придается технологическим, экономи­ческим, конкурентным, международным, рыночным и полити­ческим факторам. Технологические факторы учитывают изме­нение технологий во внешней среде, что очень важно для технологического обновления; экономические включают оцен­ку уровня занятости, инфляции, налоговых ставок, стабильнос­ти доллара США за рубежом и др.; конкурентные предполагают выявление действий конкурента: что движет конкурентом, что он делает, что может сделать; политические — учет руковод­ством организации нормативных документов местных органов, властей штата и федерального правительства, кредитов феде­рального правительства и штатов для финансирования долгос­рочных вложений, ограничений по найму рабочей силы и воз­можности получения ссуд, за соглашениями по тарифам торговли, направленными против других стран или заключен­ными с другими странами, и т.д. Международные факторы —изменение валютного курса, политических решений в странах. Рыночные факторы — изменчивость рыночной внешней среды, представляющей собой область постоянного беспокойства как в целом для страны, так и для организаций (конкуренция, дохо­ды страны, населения и др.).

Стратегия фирм может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты про­тив иностранных конкурентов или на расширение междуна­родной активности для противодействия стратегиям других компаний.

Прогнозирование и планирование в странах с моделью переходной экономики

Представителями стран с моделью переходной экономики являются страны СНГ (Россия, Украина и др.), Центральной Европы (Румыния, Венгрия и др.), Китай. При переходе к ры­ночным отношениям в этих странах большое внимание уделя­ется разработке многовариантных, альтернативных прогнозов, индикативных планов и выработке стратегии. Внедряются ме­тодики Международного валютного фонда (МВФ) по прогно­зированию макроэкономических показателей. Основой для оценки и прогнозирования экономической деятельности явля­ется макроэкономическая статистика. Осуществляется пере­ход к Системе национальных счетов (СНС). Межотраслевой и финансовый балансы интегрируются с СНС.

Особая значимость придается разработке финансовых про­грамм и финансовой политики, прогнозированию спроса, ин­вестиций, структурным изменениям. Центральное место отво­дится прогнозированию платежного баланса, цен, валютного курса, ситуации в денежно-кредитном секторе, государствен­ных операций при формировании государственного бюджета, инфляции. При прогнозировании платежного баланса производятся прогнозные расчеты важнейших ею составляющих: экспорта и импорта; услуг: транспортных (в том числе грузо­вых и пассажирских), туризма, строительства, текущих тран­сфертов (в том числе гуманитарной помощи, денежных перево­дов и пр.); операций, связанных с капиталом (прямых и портфельных инвестиций, кредитов и др.).

Прогнозирование государственных операций сводится в ос­новном к проведению прогнозных расчетов по налоговым и не­налоговым поступлениям, а также расходам. Среди используе­мых методов прогнозирования следует выделить математическую экстраполяцию (трендовые модели), фактор­ные модели, модели межотраслевого баланса, экспертные оцен­ки.

32. Общественные расходы и государственные организации

Общественные расходы - целенаправленное использование государственных ресурсов для создания общественных благ и осуществления перераспределения в соответствии с принципами справедливости, принятыми в обществе.

Задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств, можно разделить на три группы:

§ финансирование и непосредственное производство отдельных товаров и довольно широкого круга услуг, обладающих свойствами общественных благ (например, оборонный заказ);

§ оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности себя обеспечить (например, выплата пенсий по старости, инвалидности и т.п.);

§ обеспечение обязательного социального страхования (на случай болезни, безработицы, на транспорте и т.п.).

Указанные направления расходов предполагают различные способы их финансирования:

§ финансирование расходов государственных предприятий и организаций;

§ закупки товаров и услуг у частных фирм;

§ субсидирование частных предприятий, поставляющих продукцию на рынок и включенных в программы государственной поддержки;

§ денежные выплаты и натуральные выдачи лицам, охваченным программами социальной помощи истрахования.

Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, дополняют друг друга. Например, программа помощи инвалидам может включать в себя расходы на содержание домов инвалидов (расходы государственных предприятий).

При осуществлении общественных расходов перед государством всегда стоит выбор: либо организовывать производство необходимых товаров и услуг в государственном секторе, либо закупать их у частных производителей. Так, например, уборка улиц может осуществляться муниципальной службой или может быть заключен контракт с частной фирмой.

Непосредственная организация производства в государственном секторе оправдана прежде всего тогда, когда существуют провалы рынка, т.е. частные фирмы не заинтересованы в производстве данной продукции.

Другое важное направление общественных расходов — социальная поддержка — предполагает перераспределение национального дохода между различными группами населения. Однако принципиально важна разница между ситуацией, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц (социальные трансферты), и той, когда человек, столкнувшись с определенными трудностями, пользуется выплатами из общественного фонда, накопленного при его непосредственном участии (социальное страхование).

Накопление фондов общественного страхования обеспечивается, как правило, с помощью маркированных налогов. В Российской Федерации есть четыре внебюджетных фонда социального страхования: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения.

33. Приватизация, контрактация как форма приватизации.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.

Контрактация обеспечивает сочетание государственного финансирования с частной организацией производства. Например, начиная с 1970-х гг. во многих городах США, а затем и других стран уборка мусора стала обеспечиваться не муниципальными службами непосредственно, а частными фирмами, работающими по контракту с городскими властями. При этом муниципалитет полностью сохраняет ответственность за санитарное состояние города и расходует средства для его поддержания на уровне, устраивающем граждан. Однако государственные (муниципальные) органы устраняются от участия в производственном процессе. Иногда приватизация понимается шире, а именно как общее сокращение сферы государственного вмешательства, в том числе финансового. В этом смысле приватизация тождественна уменьшению удельного веса общественного сектора. Однако такое понимание приватизации не является наиболее распространенным.

Квазирынки.

Под термином «квазирынок» понимается система отношений между экономическими агентами, в которой производители конкурируют за право предоставления услуг потребителям, чьи расходы финансируются государством.
В условиях контрактации партнерами общественного сектора, берущими на себя за плату часть возложенных на него функций, становятся предприятия и организации, не находящиеся в собственности государства. Наряду с этим внутри самого государственного сектора в ряде случаев формируются квазирынки на основе разделения покупателя и поставщика, в результате непосредственно в этом секторе возникает конкуренция рыночного типа.
В условиях квазирынка и заказчик (покупатель), и поставщик (продавец) принадлежат к общественному сектору, однако их интересы достаточно четко разведены. Территориальный орган (агентство), в принципе, действует так, как действовал бы потребитель, приобретающий услуги с помощью ваучера, но отличается от него значительно большей информированностью. Если же производство в общественном секторе организуется без использования квазирынков, агентство вынуждено постоянно представлять интересы как потребителей, так и производителей, хотя они заведомо разнонаправлены.

Наши рекомендации