Генезис феодализма в Западной Европе
Европейский феодализм – результат трех вариантов (типов) генезиса феодализма. Первый тип рождался непосредственно из первобытнообщинного строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельческого общества. В Европе примером подобного варианта являются Англия, Скандинавия, Северо-Западная Германия, а также Русь, Польша, Чехия.
Второй тип складывался на основе синтеза элементов феодализма, вызревающих внутри рабовладельческого общества, с феодальными отношениями, формирующимися на последней стадии развития первобытнообщинного строя варваров. Причем и те и другие элементы в равной степени составляли основу будущего средневекового общества. Этот тип генезиса феодализма нашел свое воплощение в Северной Галлии, у ряда южнославянских народов.
Третий тип зарождался на базе синтеза элементов позднеантичного общества с феодальными отношениями, формировавшимися в варварских обществах, с явным преобладанием античных начал. Этот путь был характерен для Византии, Южной Галлии, стран Среднеазиатского региона.
Восточный феодализм, сложившийся на базе «азиатского способа производства», унаследовал все его характерные черты: преобладание государственной феодальной земельной собственности, сохранение специфических форм общинной организации крестьянства; особые формы организации сословия феодалов и реализации ими своей монополии главным образом через продуктовую ренту; высокая степень государственной централизации.
Феодальная система в Западной Европе прошла в своем развитии через несколько этапов.
V–IX вв. – эпоха генезиса и развития феодализма, время постепенного образования крупной земельной собственности, монополизация ее меньшинством населения, превращения свободных земледельцев в зависимых крестьян, установления вассально-ленных отношений.
X–XV вв. – расцвет феодализма в странах Западной Европы, отмеченный экономическим подъемом, основанным на внутренней колонизации – освоении новых земель, увеличении сбора сельскохозяйственных культур, развитии животноводства; возрождении городов, превратившихся в центры ремесленного производства и торговли. Развитие товарного производства и товарно-денежных отношений сопровождалось коммутацией ренты, появлением ярмарок, кредитного дела, банков. В это время внедрялись технические новшества ветряная мельница, доменная печь, артиллерия, книгопечатание и др., формировались централизованные государства.
Конец XV–XVII вв. – время разложения, кризиса феодальной системы и зарождения капитализма. Расширялись товарно-денежные отношения, уничтожалась личная зависимость крестьян, начался процесс первоначального накопления капитала, развития мануфактурного производства и, как следствие, обострялись социальные противоречия, перераставшие в буржуазные революции.
Изменения происходили не только в экономической, но и в политической жизни. В раннефеодальный период государство представляло собой крупное, но непрочное объединение (например, империя Карла Великого). В X–XII вв. преобладали мелкие политические образования – княжества, герцогства, графства, располагавшие значительной политической властью над своими подданными. Иногда они были полностью самостоятельными, иногда номинально объединялись под властью слабого короля (так называемый период феодальной раздробленности). В XIII–XV вв. во многих странах шел процесс централизации государства, завершившийся оформлением сословной монархии. В этих государствах относительно сильная королевская власть сочеталась с существовавшими сословно-представительными собраниями. Лишь в Византии в период средневековья сохранялось сильное централизованное государство. Наконец, в XVI–XVII вв. феодальное государство приняло свою последнюю, наиболее централизованную форму абсолютной монархии.
Становление феодальной экономической системы в Западной Европе традиционно рассматривают на примере Королевства Франков, возникшего в Северной Галлии в 486 г. Франки – одна из конфедераций немецких племен, наряду с англосаксами, лангобардами, вандалами, остготами и др. В IV–V вв. германцы завоевали Западную Римскую империю и образовали несколько так называемых варварских королевств. В V–VII вв. франками правила династия Меровингов, с конца VII до середины IX в. – династия Каролингов.
Основные сведения о хозяйстве франков в эпоху раннего феодализма содержатся в судебнике «Саллическая правда». Из этого документа следует, что франки были оседлыми земледельцами, они сеяли зерновые культуры, применяли двуполье, использовали плуг с железным лемехом, борону, а в качестве тягловой силы – быков и лошадей. Право распоряжения землей в деревне принадлежало общине – марке. Землю франки обрабатывали индивидуально, большими семьями. Общинные угодья находились в нераздельном пользовании крестьян. Хозяйство франков носило натуральный характер. У франков еще не сложились классы, но уже отмечалось имущественное расслоение.
Одной из важнейших предпосылок развития феодальных отношений явился дуализм франкской общины. Дуализм общины – это сочетание общинного землевладения с частным крестьянским хозяйством. Уже с V–VII вв. она стала поземельной, территориальной, соседской, а земля все чаще превращалась в аллод. Аллод – свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность, т.е. частная собственность на надел общинной земли. Крестьяне присваивали полученные от общины наделы в частную собственность, как только для этого появлялась возможность. Расчистки и заимки лесных участков использовались чаще всего.
Появление аллода, углубляя имущественную и социальную дифференциацию франков, стало предпосылкой формирования крупной феодальной собственности.
Процессу концентрации земельной собственности, социальному расслоению способствовало вмешательство государственной власти. Государственный земельный фонд, состоявший из сохранившихся поместий римских рабовладельцев, государственных земель, земель бунтовщиков, конфискованных во время многочисленных гражданских войн, раздавался королевской властью приближенным, дружинникам, церкви в форме аллода. Государственный земельный фонд быстро сокращался, поэтому пришлось изменить принципы жалования земель.
В VIII в. в Королевстве Франков были проведены важные реформы. При Карле Мартелле (715–741) в результате военной реформы крестьян отстранили от военной службы. Основой войска стала рыцарская конница. Вооружение конного рыцаря стоило дорого. Расходы на содержание войска и снаряжение рыцарей легли на плечи крестьян. Военная реформа потребовала изменений в земельных пожалованиях. Была введена бенефициальная система. Бенефиций– форма земельного владения феодала, обусловленная определенными обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). Возникли отношения вассалитета: вассал зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций, приносил последнему клятву верности и исполнения службы. Сеньор, сохраняя право верховного собственника на пожалованную землю, мог ее отобрать, если вассал нарушал договор.
Военная служба становилась монополией феодалов. При раздаче бенефициев подданными вассалов часто становились ранее свободные люди, населявшие эти земли: они из подданных короля превращались в зависимых от частных лиц крестьян.
В IX в. бенефиции превратились в лены, или феоды, представлявшие собой условное пожалование вассалу, которое передавалось по наследству. Военная служба оставалась главным условием владения феодом, хотя последний и передавался в наследственное пользование.Ленная система –развитая форма феодального землевладения, на ее основе складывался вассалитет, феодальная иерархия знати.
Все условия, которые способствовали образованию крупного землевладения (феодальные междоусобицы и войны против других племен), обусловили утрату свободы крестьянами-общинниками.
Разоренный войной или неурожаем крестьянин, не найдя защиты ни у общины, ни у королевской власти, вынужден был искать покровительства местных сильных и богатых людей. Получая от них земельный участок, он терял свободу и превращался в зависимого или крепостного человека. В свою очередь, крупный землевладелец обеспечивал собственное хозяйство рабочими руками зависимых от него людей, плативших за землю и помощь своей работой (барщина) и продуктами (оброк).
При низком уровне развития производительных сил того времени требовалось много земли и рабочих рук, чтобы обеспечить достаточное количество продуктов сельского хозяйства. Господствующий класс был заинтересован не в захвате земли у крестьян, а в достаточном количестве рабочих рук. Захват земли феодалом состоял в том, что аллодист терял свое право собственности на эту землю и превращался в держателя на основе феодального права, т.е. становился обязанным платить за нее ренту и нести повинности, устанавливавшиеся либо обычаем, либо соглашением. Эта перемена в положении аллодиста и составляла содержание понятия верховной собственности феодала на определенные земли.
Захваты феодалами общинной земли и крестьянских наделов приобретали с начала IX в. массовый характер. Феодалы всеми возможными способами доводили крестьян до разорения, заставляя либо продать, либо передать землю крупному землевладельцу.
Наиболее распространенной формой установления зависимости бедняка от крупного землевладельца была практика его перевода в разряд так называемых прекариев. Прекарий – дословно «переданное по просьбе», условное земельное держание, которое крупный земельный собственник передавал либо во временное, либо в пожизненное держание безземельному или малоземельному бедняку с обязательством последнего нести в пользу собственника повинности и оброки. Существовало три вида прекариев: а) держатель получал всю землю от собственника; б) крестьянин отдавал собственную землю крупному землевладельцу и получал ее же обратно, но уже не как свою, а как уступленную ему землевладельцем за обязательство несения барщины и оброков, и получая при этом покровительство и необходимую помощь в случае нужды; в) отдавая землю, держатель получал большее количество земли.
Система прекариев предполагала зависимость отдельных крестьян от феодалов, причем форма и степень зависимости устанавливались каждый раз индивидуально.
Крестьянское поселение могло сразу попасть в зависимость, если деревня входила в состав бенефиция. Король, жалуя бенефиций и требуя за него несение военной службы, передавал бенефициарию доходы жителей территории, что при натуральном хозяйстве было единственным способом вознаграждения за службу. Жители становились людьми, зависимыми от бенефициария, если раньше не попали в зависимость. С превращением бенефиция в феод зависимость жителей бенефиция укрепилась, стала постоянной. Натуральное хозяйство – простое воспроизводство всех условий хозяйствования; ремесленный труд соединен и подчинен труду земледельческому; феодальная рента взимается в натуральной форме; экономические связи с территориями за пределами вотчины осуществлялись редко.
Результатом роста крупного землевладения было постепенное сосредоточение в руках крупных землевладельцев судебных, административных, фискальных функций и функций военного руководства. Эти функции получают свое юридическое оформление в виде так называемого иммунитета. Иммунитет –это привилегия, защищающая сеньоров и их земли от вмешательства короля и его представителей в дела феода.
Иммунитет подтверждался иммунитетной грамотой. Иммунитетные права землевладельца включали в себя: судебную власть над подвластным населением; исполнение функций государя на иммунитетной территории; право на сбор всех фискальных сумм (налогов, штрафов и др.).
Основой хозяйственной организации франкского общества в VIII–IX вв. стала феодальная вотчина – сеньория, ее размеры были различными. Земля вотчины состояла из двух частей: земли, находившейся в хозяйстве самого феодала(домена), и крестьянских наделов (держаний). Земля домена составляла, как правило, не более 1/3 всех крестьянских держаний. В состав домена входили главным образом не пахотные земли, а леса, пустоши, болота и пр. При низком уровне производительных сил необходимый труд, или труд, затрачиваемый на воспроизводство рабочей силы непосредственного производителя и его семьи и других условий производства, поглощал большую часть трудового времени крестьянина и прибавочный труд не мог быть большим, а следовательно, сфера его приложения, т.е. барская запашка, не могла быть велика.
Феодал не мог получить дохода от своей земли иначе, как путем передачи этой земли небольшими наделами в руки крестьян. Поступление феодальной ренты зависело от благосостояния крестьянского хозяйства и крестьянской общины. Следствием этого была относительная экономическая независимость и отдельного крестьянского хозяйства, и крестьянской общины в целом от хозяйства феодальной вотчины. Более того, вотчина предполагала существование общины-марки, как организации (корпорации) производителей. Производство в общине составляло основу производства в вотчине. Лежавшие чересполосно с крестьянскими наделами домениальные земли при двуполье и трехполье входили в соответствующие клинья деревни-общины и подлежали принудительному севообороту наравне с крестьянскими. Феодал не вмешивался в хозяйственные решения общины.
Производственный процесс совершался при помощи индивидуальных орудий труда, само производство оставалось мелким, независимо от величины вотчины. Прогресс в сельском хозяйстве выражался в увеличении культурной площади путем мелиорации, расчистки лесных массивов, которая обрабатывалась неизменными орудиями труда. В условиях господства мелкого, малоэффективного производства получение прибавочного продукта от экономически самостоятельного хозяина возможно только с помощью внеэкономического принуждения, и личная зависимость является в этом случае средством внеэкономического принуждения.
В средние века различали три вида подчинения крестьянина сеньору – личную, поземельную и судебную. Крепостным в Западной Европе был человек, зависевший от одного и того же сеньора сразу в трех отношениях. Своими корнями личная зависимость уходит в античное рабство. Раб, посаженный на землю, оставался сервом. Он не имел права передавать по наследству надел, не уплатив сеньору особого взноса, выплачивал «поголовный налог», все прочие повинности не были фиксированы и взимались по воле сеньора.
Поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньору. Земля надела составляла часть вотчины, в силу чего крестьянин должен был нести разнообразные повинности пропорционально размерам надела и сообразно обычаям, которые закреплялись традицией и были точно перечислены в кадастрах вотчины.
Судебная зависимость крестьянина вытекала из иммунитетных прав сеньора. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста, а все судебные штрафы, равно как и те повинности, которые раньше шли королю, теперь выплачивались в пользу сеньора.
В результате развития вассалитета структура господствующего класса феодального общества представляла собой иерархическую лестницу. Каждый крупный землевладелец считался вассалом короля, и каждый феодал мог иметь вассалов путем уступки тому или другому лицу части своей земли с ее населением в качестве феода. Крупный феодал, передавая бенефиций или феод вассалу, передавал ему и феодальную ренту (или часть ее) с населением феода, которое таким образом ставилось в зависимость от нового сеньора, не теряя зависимости и от вышестоящего.
Установление вассалитета, с одной стороны, приобретало характер распределения феодальной ренты между различными слоями феодалов, а с другой – ставило непосредственных производителей в зависимость от многих сеньоров, причем зависимость от каждого из них выражалась в обязанности уплаты определенного вида повинностей и платежей. Поскольку условия хозяйствования не изменялись в течение долгого времени, феодальный держатель и его потомки несли в пользу сеньора одни и те же повинности, иногда на протяжении столетий. Сам размер и характер повинностей становились обычаем. Эти повинности рассматривались и крестьянами, и сеньорами как законные, а отступление от них – как нарушение обычая. Подобная неизменность порождала еще одно характерное для феодализма явление: превращение определенных отношений между людьми, в данном случае отношений между сеньором и его держателем, в юридическое качество самого держания. За наделом, отданным крепостному, закреплялись все повинности, свойственные сервскому держанию. Они сохранялись тогда, когда земля переходила, например, лично свободному человеку. И наоборот, крепостной мог иметь свободное держание. Эти отношения еще больше усложнились с развитием товарно-денежных отношений, когда земля и отдельные повинности феодально-зависимых людей стали объектом купли-продажи.
В 843 г. Каролингская империя распалась на Западно-Франкское королевство, предшественник Франции, Восточно-Франкское, положившее начало Германии, и Среднюю Францию, включавшую Италию и области вдоль Рейна и Роны. Распад огромного и могущественного государства являлся свидетельством завершения процесса феодализации франкского общества. Любая страна в Европе в средние века представляла собой систему вотчин, каждая из которых была по сути «суверенным» государством. Феодальная раздробленность – важнейший признак сформировавшейся феодальной системы. Феодализация –это превращение аллода в держание; исчезновение свободных общинников и появление их зависимых или крепостных держателей; образование феодальной собственности на землю и возникновение господствующего класса феодалов землевладельцев-воинов.