Особенности приобретения детьми гражданства по рождению
В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ. Гражданство родителей, таким образом, автоматически распространяется на родившегося ребенка и является его гражданством по рождению. Для детей, один из родителей которых является российским гражданином, действуют следующие правила:
1) если второй родитель - лицо без гражданства, то ребенок является российским гражданином независимо от места рождения;
2) если второй родитель - гражданин иностранного государства, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей; при отсутствии такого соглашения ребенок приобретает российское гражданство, если он родился на территории России, иначе он стал бы лицом без гражданства.
Если у ребенка, родившегося на территории РФ, родители имеют гражданство иных государств, законодательство которых не предоставляет ему гражданство родителей, то он становится гражданином России. Также российское гражданство приобретает ребенок, родившийся на территории РФ, если его родители являются лицами без гражданства.
Споры между родителями о гражданстве детей рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка.
Если у ребенка, находящегося на территории РФ, родители неизвестны, то ребенок становится гражданином России. Кроме того, российское гражданство приобретают дети граждан иностранных государств, в том числе бывших республик, входивших в состав СССР, если дети родились на территории РФ и законодательство государств, гражданами которых являются их родители, не предоставляет детям гражданства этих государств.
Гражданами России являются также родившиеся на ее территории дети, родители которых являются лицами без гражданства, в результате приобретения гражданства по рождению, на основании п. «а» ст. 11 Закона о гражданстве[16].
Итак, первым основанием приобретения российского гражданства является основание по рождению. Согласно п. «а» части 1 ст. Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка).
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 № 118-О указывается, что по буквальному смыслу пункта «а» части первой статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» во взаимосвязи с его статьей 3, положение данного пункта распространяется только на лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом следующей правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года № 12-П по делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Правовая позиция Конституционного Суда РФ такова: лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации; состоят в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Конституционный Суд. Следовательно, выражение «считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации» означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, - и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают российское гражданство в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.
Из данной правовой позиции, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 апреля 2005 года № 118-О по жалобе гражданки С.Р. Даминовой, следует, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 12-П является в силу принципа «права крови», действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка - независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.
Положение пункта «а» части первой статьи 12 не препятствует лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства Российской Федерации по рождению, если только это лицо не утратило гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению.
Полагаем, что законодатель относит к собственному свободному волеизъявлению и утрату ребенком гражданства по ходатайству его родителей, которые, обратившись с просьбой о принятии гражданства иностранного государства либо о выходе из российского гражданства, таким образом выразили волю, в том числе, и своего несовершеннолетнего ребенка.
Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка).
Данные условия свидетельствуют о применении принципа «права крови» (jus sanguinis). Принцип права крови основан на положениях, что ребенком приобретается гражданство родителей независимо от места рождения ребенка1. Е.Г. Моисеев отмечает, что этот принцип в России является основным.
Однако следует отметить, что в этой же статье регламентируется и другой принцип приобретения гражданства – принцип «права почвы» (jus soli). Данный принцип означает, что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей.
Так, ребенок приобретает гражданство РФ, если один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства (п. «в» ч. 1 ст. 12 Закона о гражданстве); если оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство (п. «г» ч. 1 ст. 12 Закона о гражданстве).
Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Такое предоставление гражданства основано на положениях Конвенции о сокращении без гражданства 1961 г, которая закрепляет обязанность государства предоставлять гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе бы не имело гражданства, а также лицу, рожденному за границей, которое не имело бы гражданства, если один из его родителей имел гражданство этого государства.
Российская Федерация не участвует в указанной Конвенции, но, тем не менее, признает данные нормы, о чем свидетельствует включение в национальное законодательство аналогичной нормы (а именно, ч. 2 ст.12 Закона о гражданстве).
Даже в случаях усыновления (удочерения) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, иностранными гражданами или иностранным гражданином такой ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации (ч. 1 ст. 26 Закона о гражданстве РФ).
Следует отметить, что гражданство представляет собой немаловажный элемент правового статуса лица. Право ребенка выражать свое мнение относится к разряду естественных прав личности. Следовательно, вопрос о гражданстве должен решаться с учетом мнения ребенка, достигшего четырнадцати лет, как правильно устанавливает ч. 2 ст. 9 Закона о гражданстве.
Иногда высказывается мнение, что дети в возрасте до 14 лет полностью недееспособны. Обосновывая такую точку зрения, авторы ссылаются на то, что гражданское законодательство практически не предоставляет детям до 14 лет права на совершение каких-либо сделок, а также какой-либо ответственности малолетних.
Конвенция ООН о правах ребенка и ст. 57 СК РФ предусматривает право ребенка на выражение своего мнения. Ребенок может выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Наличие такого законодательно установленного права придает ребенку статус равноправного члена семьи при решении вопросов, затрагивающих его самого.
Нормативное закрепление права выражать свое мнение свидетельствует не только о признании государством ребенка обладателем этого права, но и о признании его человеком, имеющим права, что, в конечном счете, позитивно сказывается на его формировании как личности, поскольку цель и ценность закона - в обеспечении всестороннего развития личности.
Родители и окружающие ребенка люди не вправе какими-либо незаконными способами влиять на формирование мировоззрения ребенка.