Контроль Президента РФ за УИС
Принятие Конституции РФ 1993 г. открыло современный этап развития российской государственности. Значительные изменения претерпела и организация административного контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы. Это связано в первую очередь с изменением конституционно-правового статуса Президента РФ. Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Президент РФ является главой государства. Сегодня Президент имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти. Президентский контроль – это вид надведомственного государственного контроля, осуществляемый Президентом лично, а также через уполномоченные органы, по проверке соблюдения и исполнения федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента, постановлений, распоряжений и поручений Правительства, принятых в их исполнение, соответствующих программ.
Контрольный статус Президента РФ является частью его общего конституционно-правового статуса, который определен ст. 80–93 гл. 4 Конституции РФ. Его конституционно-правовая сущность раскрывается через признаки, которыми Президент РФ характеризуется как: глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; верховный главнокомандующий; субъект законодательного процесса. Особый интерес представляет изучение контрольной компетенции Президента РФ как главы государства в административно-политической области в части осуществления контроля за деятельностью персонала учреждений и органов пенитенциарной системы.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 установлены структура, предельная численность центрального аппарата ФСИН России и фонд оплаты труда, утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, в котором закреплены ее задачи, функции и полномочия, а также права и обязанности Директора ФСИН России. Указанный документ составляет правовую основу деятельности персонала нового федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний. Тем самым Указ определяет объект, предмет и пределы контроля президентского контроля в указанной сфере.
Анализ положений Указа позволяет выделить ряд полномочий Президента РФ, связанных с осуществлением контроля за деятельностью персонала ФСИН. В частности, Президент РФ: назначает на должность и освобождает от должности директора (п. 9) и заместителей директора Федеральной службы (п. 10); устанавливает количество заместителей директора (п. 10), перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий (п. И); назначает на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождает от указанных должностей (п. 10).
Для реализации указанных полномочий Президент РФ использует методы административного воздействия, которые осуществляются через назначение, освобождение от должности, применение мер поощрения и принуждения и др. Важнейшей правовой формой непосредственного контроля со стороны Президента РФ, как мы видим, является назначение и увольнение от должности руководящего состава ФСИН России. Этому, несомненно, предшествует использование различных организационных форм и процедур: предварительное ознакомление Президента РФ со справочно-аналитическим материалом об общем положении дел в сфере исполнения наказаний и имеющихся недостатках, всестороннее изучение данных о кандидатах на должности, заслушивание мнений специалистов, личные беседы с претендентами и т.д.
При осуществлении контрольной деятельности в пенитенциарной сфере Президент РФ может использовать и другие формы непосредственного контроля – личное посещение учреждений и органов, исполняющих наказания; рассмотрение докладов министра юстиции РФ о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях; заслушивание руководства Минюста и ФСИН России о состоянии дел в пенитенциарной системе; рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, жалоб и заявлений граждан, сотрудников пенитенциарных учреждений, осужденных и др.
На основе нормативных правовых актов Президент РФ часть полномочий по контролю делегирует своей Администрации и ее структурным подразделениям. Компетенция контрольных органов Администрации Президента РФ распространяется на все федеральные органы исполнительной власти и государственных служащих, в том числе и на Федеральную службу исполнения наказаний и ее персонал.
Основными целями функционирования Администрации Президента РФ являются обеспечение реализации Президентом РФ полномочий главы государства и осуществление контроля за исполнением его решений. Для достижения этих целей Администрация контролирует исполнение федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ. При этом используются различные методы и формы деятельности, связанные с подготовкой предложений Президенту РФ по реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией в органах государственной власти, урегулированию конфликта интересов и реформированию государственной службы, исполнением поручений и проверкой исполнения поручений Президента РФ, подготовкой докладов Президенту по результатам контроля. Администрация уполномочена запрашивать и получать необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.