Основы перевода гражданской обороны на военное время
Ишимов И.Ш.
ВВЕДЕНИЕ
Надежная способность государства дать решительный отпор любому агрессору немыслима без всесторонней и заблаговременной подготовки тыла страны.
Современные средства вооруженной борьбы, их мобильность, быстродействие, огромная разрушающая сила и неограниченная досягаемость выдвигает повышенные требования к поддержанию высокой боевой готовности Вооруженных Сил и готовности Гражданской обороны государства как в мирное время, так и при угрозе и в случае нападения любого противника на Российскую Федерацию.
Важное место в обеспечении высокой обороноспособности страны отводится Гражданской обороне.
В Федеральном Законе “О гражданской обороне”, принятом 12 февраля 1998 года, дано следующее определение: Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Если раскрыть это определение более подробно, то следует рассматривать ГО как составную часть единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных и культурных ценностей страны от средств нападения вероятного противника, а также для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
Кроме того, под ГО понимается и общегосударственная организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, предназначенная для выполнения мероприятий по защите населения и территории страны в военное время от ЧС как военного, так и природно-техногенного характера.
За время существования ГО, и особенно в последние годы, сложилась система научно обоснованных знаний, составляющих ее теорию. Предметом данной теории является входящая в общий комплекс оборонных задач государства система мероприятий по защите в военное время населения и тыла страны силами и средствами, которыми располагает гражданская оборона.
Стоящие перед ГО большие и ответственные задачи, связанные с разработкой путей, способов и средств сохранения людских и материальных ресурсов, максимального снижения их возможных потерь, обеспечения устойчивого функционирования органов управления, сил, территорий, отраслей и объектов экономики страны в военное время, решаются на основе глубоких теоретических исследований, обобщения опыта и использования всех достижений науки и техники, что повышает целеустремленность проводимых мероприятий, их эффективность и практическую ценность.
В Федеральном Законе “О гражданской обороне” изложены задачи ГО, а также принципы, которыми она руководствуется в своей деятельности при решении данных задач.
Успешное решение многообразных и сложных задач гражданской обороны может быть достигнуто только объединенными и согласованными по цели, месту, времени и способам действий усилиями всех привлекаемых ОУ, сил и средств при максимально полном использовании имеющихся возможностей для защиты населения, территорий, отраслей и объектов экономики, окружающей природной среды, с тщательным планированием, подготовкой, организацией и проведением защитных мероприятий, всесторонним согласованием этих усилий под руководством соответствующих начальников и органов управления ГО.
В условиях современной войны особое значение имеет взаимодействие Гражданской обороны, Вооруженных Сил, отраслевых министерств и ведомств, всех остальных органов управления и привлекаемых сил и средств, которое необходимо рассматривать как один из важнейших факторов, обеспечивающих успешное решение возложенных на каждого из них задач.
В интересах ГО сущность данного взаимодействия состоит в согласовании общих усилий в интересах наиболее успешного выполнения задач по защите населения и территорий в различных условиях обстановки, а также во взаимном оказании помощи всеми имеющимися в распоряжении силами и средствами, выделенными для решения данной задачи.
Основным предназначением НГО и ОУ ГО всех уровней в мирное время является обеспечение высокой готовности ГО к выполнению всех возложенных на нее задач на соответствующей территории или в ведомстве при угрозе или с началом войны.
ОУ и силы ГО должны быть всегда готовы к решению своих задач, и прежде всего внезапно возникающих, в предельно короткие сроки, а население – к самозащите от опасностей военного времени и участию в мероприятиях ГО.
Для решения этих задач необходимо в первую очередь организовать и обеспечить перевод ГО с мирного на военное время с целью приведения ее в готовность к выполнению предусмотренных Планами ГО мероприятий по защите населения и территорий от опасностей военного и природно-техногенного характера, с учетом взглядов вероятного противника на способы развязывания и ведения современной войны.
Все это требует четкой организации и всесторонней подготовки не только органов управления ГО различного уровня, Войск и формирований ГО, но и всего населения.
6.4.1. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА ГО НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Для начала дадим ряд определений.
Военное время — период фактического нахождения в состоянии войны с каким-либо государством.
Признаки начала военного времени совпадают с признаками начала ведения ГО – это момент объявления войны одной из сторон, фактическое начало военных действий или введение Президентом государства военного положения на территории страны или отдельной ее местности.
Военное время характеризуется:
· разрывом дипломатических, консульских, торговых и иных отношений между воюющими сторонами;
· прекращением или приостановлением действия политических, экономических и иных договоров мирного времени;
· вступлением в силу законов, договоров и соглашений военного времени с союзными и нейтральными странами;
· применением к гражданам противостоящего государства спецрежима или репатриации.
Перевод страны с мирного на военное время, вероятней всего, будет осуществляться в условиях объявленного военного положения. Что же понимается под “военным положением”?
Военное положение - это особый правовой режим, объявляемый в стране или на отдельных ее территориях в интересах защиты государства от нападения противника, обеспечения государственной безопасности, защиты соответствующей территории с находящимися на ней населением, строениями, природными ресурсами и материально-техническими средствами, вводимый при угрозе или нападении противника (Военный энциклопедический словарь, 1995 г.).
Право объявления военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принадлежит Президенту страны.
Характерными чертами военного положения являются:
· вступление в силу законов военного времени;
· расширение полномочий органов военного командования – в местах объявления военного положения все функции органов власти в области обороны, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, а также управления, контроля, наказания, как правило, переходят к ОВК;
· возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей, связанных с подготовкой к обороне и непосредственной защитой страны – трудовая, военно-квартирная, автогужевая повинность, соблюдение режима светомаскировки, обязательное участие в мероприятиях ГО;
· введение определенных ограничений для населения – установление комендантского часа, ограничение уличного движения людей и транспорта, регулирование времени работы предприятий, организаций и учреждений, привлечение транспортных и других материальных средств для нужд обороны, запрещение (ограничение) въезда в определенные районы и выезда из них;
· нормирование снабжения населения продовольствием, водой, лекарствами, предметами первой необходимости, ГСМ и другими средствами;
· повышение ответственности организаций и граждан за преступления и нарушения установленного порядка и правил по законам военного времени.
В соответствии с приведенными определениями и характерными признаками, на военное положение может быть переведена только страна в целом или отдельная ее территория. ГО, ВС, экономика может быть переведена только на функционирование в условиях военного времени, или на военное время!
Перевод страны на военное положение, осуществляемый в угрожаемый период или с началом войны – сложный и многоплановый процесс, который включает:
· введение новых форм, специфических законов и методов управления;
· приведение в готовность ОУ страны всех видов и уровней;
· приведение в готовность ГО страны;
· отмобилизование и стратегическое развертывание Вооруженных Сил страны, приведение их в боевую готовность;
· перевод экономики страны на работу по планам особого периода.
Особый период - время, в течение которого страна в целом, ее вооруженные силы, экономика, а также ГО функционируют по планам военного времени. Охватывает угрожаемый период, военное время и период после войны до перевода страны на функционирование в условиях мирного времени.
Рассмотрим каждый из элементов.
Введение новых форм, специфических законов и методов управления означает:
· введение организационного централизма и единоначалия в системе руководства государством на любом уровне;
· сосредоточение всей полноты власти в государстве в Совете обороны (Совете безопасности) страны;
· перевод органов управления на особый режим работы;
· передача функций органов власти органам военного командования в вопросах обороны, безопасности и охраны общественного порядка;
· ограничение участия в управлении государством демократических институтов;
· обязательное исполнение всеми гражданами страны законов военного времени, приказов и распоряжений военных и других органов управления.
Введение законов военного времени, в свою очередь, подразумевает:
· введение ограничений на товарно-денежные отношения;
· возложение на граждан и организации новых обязанностей в интересах обороны, в т.ч. гражданской обороны;
· изъятие огнестрельного оружия и ряда материально-технических средств на нужды обороны или в интересах обеспечения безопасности;
· введение существенных ограничений на организации и граждан страны;
· существенное повышение ответственности организаций и граждан за свои действия и поступки;
· передача судопроизводства из судов в военные трибуналы и т.п.
Перевод экономики страны на работу по планам особого периода включает:
· введение в действие мобилизационно-хозяйственных планов, разрабатываемых на расчетный год, исходя из потребностей первого года войны;
· перевод промышленности на выпуск вооружений, техники и продукции оборонного значения;
· перевод сельского хозяйства на продовольственное обеспечение нужд армии, промышленности и населения в условиях военного времени;
· перевод строительной индустрии на выпуск и возведение быстровозводимых убежищ и ПРУ, другой оборонной продукции;
· изменение режима работы организаций, объектов экономики и транспорта с учетом потребностей военного времени;
· изменение структуры и функций органов управления отраслями и объектами экономики;
· мобилизация и перераспределение финансовых, материальных, технических и людских ресурсов.
Перевод ВС страны на военное время может классифицироваться по различным показателям:
а) по условиям перевода:
· заблаговременно (до нападения противника);
· экстренное развертывание (при внезапном нападении противника).
б) по способам перевода:
· скрытно, без объявления тревоги (под видом учений и т.д.);
· открыто, с объявлением боевой тревоги и мобилизации;
· комбинированно.
в) по масштабам:
· отдельные соединения и части ВС;
· часть ВС;
· все ВС полностью.
г) по порядку выполнения мероприятий:
· распорядительным порядком;
· в соответствие с планами.
д) по срокам перевода:
· в плановые сроки (к специально установленному времени);
· в кратчайшие сроки.
е) по порядку перевода в полную боевую готовность:
· последовательно от низшей к высшей степени БГ;
· непосредственно в высшие степени БГ, минуя промежуточные.
Перевод ГО страны на военное время является одним из самых ответственных периодов в деятельности территориальных, ведомственных и военных органов управления ГО, которые должны тесно взаимодействовать с органами управления по делам ГОЧС. Это определяется, с одной стороны, большим объемом и сложностью проводимых мероприятий, а с другой – ограниченностью времени на их выполнение.
Перевод ГО заключается в осуществлении комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на приведение ее в готовность к решению задач военного времени и включающих:
· подготовку и проведение мероприятий по защите населения и территорий от поражающих факторов средств поражения противника;
· осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики страны в военное время;
· создание и обеспечение надежной системы управления действиями всех подчиненных ОУ и сил ГО, расположенных на подчиненной территории, в условиях военного времени;
· приведение и поддержание в постоянной готовности сил и средств ГО к выполнению мероприятий ГО и проведению АСДНР;
· организация, подготовка, проведение и обеспечение действий сил ГО при ведении АСДНР в очагах поражения.
Перевод гражданской обороны на военное время осуществляется на основании приказа и под руководством НГО страны через НГО – глав администраций региональных, территориальных и местных органов исполнительной власти, НГО – руководителей министерств (ведомств), государственных и хозяйственных организаций в комплексе с переводом на военное время вооруженных сил и экономики страны. Непосредственно переводом ГО руководят начальники и ОУ ГО всех уровней, и в первую очередь ОУ ГОЧС, а также соответствующие звенья органов военного командования.
Распоряжение (сигнал) о переводе ГО на военное время передается в органы ГО по системе централизованного оповещения порядком, установленным НГО России.
Перевод ГО на военное время при наличии угрожаемого периода и с началом войны осуществляется по трем степеням боевой готовности – для органов управления ГОЧС, Войск ГО и учреждений МЧС России, укомплектованных военнослужащими; и трем степеням готовности гражданской обороны – для ГО страны в целом, несиловых министерств, ведомств и организаций РФ; субъектов и автономных образований РФ; городов, районов и населенных пунктов; организаций и объектов экономики, а также служб и формирований ГО.
Каждая степень готовности предполагает выполнение ряда мероприятий, предназначенных для наращивания усилий по каждому из направлений защиты населения, территорий, экономики, материальных и духовных ценностей, дальнейшее выполнение мероприятий ГО и разворачивание ее системы управления.
Порядок перевода ГО и ввода степеней БГ и ГО во многом аналогичны порядку перевода ВС страны на военное время.
Общие принципы перевода страны на военное положение:
· решение о переводе принимают и осуществляют руководство им высшие органы власти страны через соответствующие территориальные и ведомственные ОУ ГО, и прежде всего через НГО и органы управления ГОЧС;
· перевод отдельных отраслей экономики страны может предшествовать приведению в готовность ВС и ГО;
· степени боеготовности в органах управления ГОЧС, соединениях, частях и подразделениях Войск ГО, организациях МЧС России, укомплектованных военнослужащими, вводятся, как правило, одновременно с вводом соответствующих степеней боеготовности в соединениях, частях, подразделениях и организациях ВС;
· степени готовности ГО вводятся после или одновременно с вводом соответствующих степеней боеготовности для ВС или органов управления и сил МЧС России, укомплектованных военнослужащими;
· введение и выполнение мероприятий высших степеней готовности ВС и ГО, а также режима функционирования экономики “Особый период” желательно осуществить до нападения противника, при непосредственной угрозе начала войны.