Правовые системы Скандинавских стран (Швеция, Финляндия, Дания, Исландия, Норвегия)
Страны Северной Европы широко используют юридические конструкции и понятия РГПС.
Скандинавское право придерживается принципа верховенства законов. Норма права имеет более абстрактный характер, чем в АСПС. РП сыграло заметную роль в Скандинавских странах, но несмотря на это в них отсутствует кодификация права. Судебная практика имеет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы.
К АСПС нельзя отнести, потому что:
· Историческое развитие Северных стран происходило независимо от английского права
· Не имеет признаков общего права: правило прецедента, техника судопроизводства, роль процессуального права
История развития:
1. Относительная независимость государственной власти
2. Демократические формы
3. Приспособление к изменяющимся условиям, возникновение унифицированного законодательства
4. Рецепция РП затронула
5. Взаимосвязь Северных стран между собой с помощью политических, экономических и культурных фактов. Существовала связь между Швецией и Финляндией; Данией, Норвегией, Исландией. Хоть и Финляндия была завоевана Россией, но она не оказывала влияния и не вмешивалась в правовую систему страны. Дания, Норвегия, Исландия находились под управлением датской королевской семьи более 4 веков. В 12-13 веках Финляндия была завоевана Швецией. В течении 17-18 веков исходным пунктом формирования ПС стали 2 закона:
1) Кодекс Короля Кристиана 5, принятый в Дании в 1683 году
2) Свод законов Шведского государства 1734 года
Эти 2 закона составили основу развития обеих ветвей скандинавского права (датской и Шведской). Их нельзя назвать кодексами, так как части этих актов никак не связаны между собой. Шведский закон действует до сих пор. Датский закон существует лишь формально.
Свод 1784 года практически полностью переработан, заменен отдельными законами.
Унификация Северного права проводилась в области брачно-семейных отношений, договорного права, интеллектуальной собственности.
Источники:
1) Закон и другие НПА (акты толкования права, правоприменения)
2) Обычай – неписанная форма права, имеет большое значение среди источников
3) Судебное право – судьи занимались нормотворчеством. Весьма значительна роль суда. Судьи низшей инстанции следуют решениям, принятым высшим органом. Отсутствует понятие прецедент. Верховный Суд наделен правотворческой функцией.
Особенности:
A. Отсутствие кодексов
B. Унификация права
C. Основной источник - закон
D. Юридическое образование строится на принципах РГПС
E. Прагматический подход к праву
F. Развитие судебной практики
G. Отсутствие деления на публичное и частное право
H. Развитие Северных стран на основе общности культур
Лекция 3: Англосаксонская правовая семья. Система общего права (Англия).
История развития.
1 период: до 1066, до Нормандского завоевания
Этот период национального англосаксонского права. Характерно:
- наличие многочисленных законов и обычаев;
- действовали несвязанные между собой местные и локальные акты.
Римское господство длилось около 4 веков. РП оказывало влияние на английскую правовую систему, но не формировало свою правовую систему. Почему? Так как:
- В Англии существовала сильная королевская власть (централизованная), существовала своя иерархия английских юристов, которые были при короле.
- Король управлял всей страной. При спорах он сам лично разъезжал по провинциям. Существовали местные обычаи(в разных провинциях действовали разные законы, но все они подчинены воле короля).
6 век – принятие христианства. Королевская власть превратилась в высший источник правосудия.
2 период: 1066 – 1485, 1485 – установление династии Тюдоров
Становление общего права. Возникает право для всего государства. Создание единой национальной системы права. Ведущая роль – королевские суды. Власть переходит к судам, которые возглавляет король. Королевский Совет – законотворческие и судебные функции. Там рассматривались дела знатных богатых людей. Позже возникают суды ассидов (разъединенные суды – король разъезжает по провинциям и решает споры). Письменная процедура была слишком громоздкой. Возникает деление королевских судов на несколько частей:
Ø Суд казначейства – налоги и сборы;
Ø Суд общих тяжб – решение споров имущественного характера;
Ø Суд королевской скамьи – рассматривает дела государственной важности;
Ø Церковный суд – руководствовался каноническим правом.
После Реформации суды потеряли свое значение. В 1857 г. Церковная юрисдикция была отменена.
3 период: 1485 - 1832
Были приняты акты о судоустройстве, которые ликвидировали различия между судами общего права и права справедливости.
Этот период – рассвет права справедливости, оно соперничает с общим правом. Распространение общего права за пределы страны. Кризис общего права в связи с расширение компетенции королевских судов. До 9 века королевские суды обладали исключительной юрисдикцией.
Лорд-канцлер в 15 веке становится автономным судьей. Суд справедливости – его возглавляет лорд-канцлер. Он не применял письменную форму. Происходит упадок судов общего права. В 1616 году достигнут компромисс между двумя ветвями судов: юрисдикция лорд-канцлера не должна расширяться за счет судов общего права.
В 1832 году эти различия исчезли. Все суды решили применять и нормы общего права, и нормы справедливости.
Особенности АСПС.
- основной источник – судебный прецедент;
- доминирует прецедентное право;
- отсутствует кодификационное законодательство;
- созданные прецеденты группируются в ежегодники и судебные отчеты;
- судебное право создается и функционируется судьями Королевских судов (Вестминстерские суды);
- незначительное влияние РП. Преимущественный характер частного РП, которое не могло применяться Королевскими судами, так как решало публичные споры;
- повышенное значение процессуального права по сравнению с материальным;
- английские судьи независимы от Парламента и Правительства. Существует высокий уровень независимости судебной власти. Она обладает правом направления законодательных актов. Судьи неприкасаемы.
- на равнее с судебным прецедентом действуют статусное право – это письменное право в форме официальных документов законодателя. Нормы статусного права включают:
ü акты законодательных органов;
ü акты делегированного законодательства – переданные полномочия по принятию законов от других актов;
ü состязательный характер судебного процесса – обязательства по сбору документов возлагается на стороны процесса, а суд остается нейтральным.
Общее право включает:
1. уголовное право;
2. договорное право;
3. право справедливости (споры о недвижимости, дела, связанные с несостоятельностью – банкротство, толкование завещания, др.).
Право справедливости – совокупность норм, которые создаются судом канцлера, могут дополнять и пересматривать систему общего права.
10. не признается выделения из норм гражданского права, коммерческого, торгового. Это объясняется принципом верховенства права.
11. преемственность права. Юридическая практика английского права всегда стремится рассматривать английское право как несменяемое во времени.
Источники АСПС.
v Основные:
Ø Судебный прецедент;
Ø Законодательство (статусное право, делегированное);
Ø Правовые доктрины Европейского союза.
v Дополнительные:
Ø Правовые обычаи;
Ø Правовые доктрины;
Ø Общие принципы права.
Судебный прецедент – судебные решения, вынесенные по конкретному делу высшим судом, является обязательным для его исполнения нижестоящими судами по аналогичному делу.
Судебная практика – общие правовые положения, оформленные судами в виде правил и рекомендаций, которые обладают значительной степенью обязательности.
Правила применения прецедента.
1) Решения, вынесенные Палатой Лордов, являются обязательными для всех нижестоящих судов;
2) Решения, вынесенные Апелляционными судами, обязательны для нижестоящих и самого этого суда;
3) Решения, принятые Судом Короны и Высшим судом, обязательны для всех нижестоящих и используются для руководства этого суда.
Судебная система Англии.
1 инстанция:
- Магистрацкие суды (уголовные дела);
- Суды графств (рассматривают мелкие гражданские дела, прецеденты не создают).
2 инстанция:
- Высокий суд (гражданские и уголовные дела);
- Канцлерский суд;
- Суд королевской скамьи;
- Суд по семейным делам;
- Суд Короны (особо тяжкие уголовные преступления, прецедент не создается).
3 инстанция:
- Апелляционный суд (уголовные и гражданские дела).
4 инстанция:
- Палата Лордов, в точности Апелляционный комитет Палаты Лордов;
- Судебный комитет Тайного Совета (рассматривает дела членов Содружества).
В Англии нет прокурорских органов.
Делегированное законодательство – когда Парламент передает свои полномочия по применению нормативных актов другим субъектам. Хотя законодательство не судится Парламентом, но полномочия на создание этих актов исходит от Парламента.
1. Приказ в Совете – наивысший акт (правительственный акт от имени короля или Тайного Совета) обладает наивысшей силой, имеет обратный контроль;
2. приказы, постановления, инструкции;
3. подзаконные акты.
Парламентские статуты – законодательные акты, принимаемые только Парламентом, должны быть одобрены королем.
С 1793 года статуты делятся на акты Парламенты и акты Европейского Союза. Статут обратной силы не имеет. Имеет приоритет перед прецедентом, в том что может его отменить. При коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону, но необходимо учитывать огромную роль судебного толкования закона, предпочитали цитировать вместо текста закона судебное решение, котором он применяется.
Правовая доктрина – не теоретические идеи и взгляды, а судебные комментарии и описания прецедентной практики.
Лекция 4: Мусульманская правовая семья (МПС).
МПС возникло в Арабском Халифате в начале 7 века и основало на религии – исламе, при династии Омейядов и Аббасидов. После падения Арабского Халифата, мусульманское право распространилось на Средневековые страны Азии и Африки, принявшие ислам (Египет, Индия, Османская империя). На сегодняшний момент мусульманское право существует в 45 афро-азиатских государствах: 100-процентно мусульманскими считаются 33 государства (80% мусульмане, а ислам провозглашается в Конституции государственной религией).
Мусульманское право (МП) – система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе.
МП вобрало в себя элементы правовых культур востока, в частности правовые обычаи и традиции, действующие в доисламской Аравии и на завоеванной арабами территории.
Таким образов, МП действует во многих странах от Марокко до Фиджи, в мире проживает от 800 млн. до 1 млрд. человек, исповедующих ислам.
МП нужно отличать от религии (то есть ислама).
Пространственное действие МП не идентично географическим границам стран, с мусульманским населением (существуют нации, исповедующие ислам, но не воспринявшие МП).
Ислам исходит из того, что оно пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человека через пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество не должно придумывать законы, а имеет право только подстраиваться под право Аллаха.
Для разъяснения и толкования права Аллаха существуют мусульманские юристы, а также правовые школы, которые приспосабливают данное право к практике использования.
Ислам содержит теологию, которая устанавливает, во что мусульмане должны верить.
Теология:
- Принципы веры;
- Право (фикс)
- Муамалад
- Ипадад
Эти 2 части формируют Шариат, «путь следования». Это право указывает мусульманину, как он должен относиться к себе, к себе подобным (мусульманам) и по отношению к Богу.
Эти 2 части Шариата составляют предмет юридической науки и являются предметом изучения в различных мусульманских правовых школах.
Школы.
У истоков всех школ стояли Суннитские и Шиитские школы.
Суннитские:
1) Ханифитская (название школ основано на фамилиях их родоначальников; школа характеризуется рациональностью в методах исследования предписаний Аллаха; Турция, Сирия, Афганистан);
2) Манихитская (учитывает общий интерес; встречается в странах Западной Африки);
3) Ханбалитская (считается наиболее строгой, привязанность к традициям; Саудовская Аравия, Ирак).
Шиитские:
1) Джафаритская (ее последователи операются только на традиции Имама – вызодцев из семьи пророка);
2) Зейдитская (близка к Суннитской; Йемен).
Школы МП различаются по толкованию и объяснению принципов ислама, взятых из Корана и Сунны.
Их принципы остаются общими. Любой может примкнуть к другой школе, подчиниться ее власти и толкованию.
Современные мусульманские теоретики пытаются сблизить эти школы.
Ислам – самая молодая из 3х мировых религий. Во время династии Омейядов (100 лет после смерти пророка Мухаммеда) провозгласила завоевательную политику и расширила границы ислама.
После Второй Мировой Войны некоторые арабские государства стали официально называться исламскими. Например, в Конституции Ирана 1879 года Иран провозглашен исмамской республикой.
Шариат основывается на идее обязанностей, а не на правах человека.
К чертам МП относят:
1) Архаичность институтов;
2) Казуистичность норм;
3) Отсутствие систематизации.
МП представляет собой свод религиозных и правовых норм, содержащих нормы государственных, наследственных, уголовных и брачно-семейных прав.
Тесная связь права с теологией нашла свое выражение в 5 видах действий мусульманина:
1) Обязательные действия;
2) Рекомендуемые действия;
3) Дозволительные действия;
4) Предосудительные действия (не влекущие наказания);
5) Запрещающие действия (подлежащие наказанию).
Пророк Мухаммед в своих публичных проповедях сформулировал основные нормы поведения. После его смерти его сподвижники продолжили нормотворческую деятельность на основе Корана и Сунны.
Главную роль в развитии МП принадлежала судьям (кади), которые восполняли пробелы в праве на основе толкования Корана.
К концу 20 века МП стабилизируется и канонизируется, судьи уже не имеют права выносить решений по своему усмотрению. Дальнейшее развитие шло по пути интеграции права, выработки единых для мусульманских стран принципов.
В 19 веке происходит становление законодательства как самостоятельного источника права. Впоследствии некоторые страны пошли по пути рецепции европейского права (позитивное право), в других странах продолжало доминировать МП.
Суд в МП теоретически вершится от имени Аллаха, практически – кади, которым властитель поручал выполнение судебных функций. Должность судьи считалась почетной, но несоблюдение действий, прописанных в Коране, осуждалось и влекло суровое наказание.
Осуждалось желание добровольно стать судьей.
Для приспособления МП к современному миру используются соглашения, законодательство и обычаи.
В странах МП существует дуализм судебной системы: наряду со специальными религиозными судами существуют суды, применяющие обычаи и законодательные акты власти.
МП распространяется только на мусульман.
Мусульманское судоустройство отличается простотой. Единоличный судья рассматривает дела всех категорий. Иерархии судов не существовало.
В настоящее время некоторые мусульманские страны (Египет) полностью отказались от мусульманских судов. В некоторых странах мусульманские суды продолжают отказывать влияние на общество, и даже существует несколько инстанций мусульманских судов (Судан). Также существуют в некоторых странах параллельные системы мусульманских судов (например, Суннитский и Джафаратский суды в Ираке и Ливане). В одних государтсвах мусульманские суды рассматривают дела личного статуса человека, в других – шире (уголовные и гражданские дела).
В странах с МП конституция не считается основным законом (в Саудовской Аравии нет Конституции).
В некоторых странах Центральной и Восточной Африки МП используется как обычное право.
В трудах мусульманских ученых отсутствует деление на публичное и частное право. К основным отраслям МП относят уголовное право, судебное право, семейное.
Правитель (суверен) не может творить право, законодательствовать, он следует праву, издает лишь административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия.
Так как возникло разногласие между разными правовыми школами и МП распадается, было создано учение о 4х источниках МП.
Источники МП:
- Коран – священная книга ислама, состоит из высказываний Аллаха пророку Мухаммеду, около 500 стихов содержит предписания о правилах поведения мусульман, только 80 – правовые. Предписания – толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Сдержит молитвы и проповеди. Канонизация содержания – приблизительно 600 год. Состоит из 14 глав, большая часть стихов имеет мифологический характер.
- Сунна – священное предание, состоящее из многочисленных рассказов (хадисы) о суждениях и поступках пророка Мухаммеда. Является дополнением к Корану. Воспроизведена последователями пророка. Так же ее называют «сборником традиций, касающихся действий пророка». Хадисов насчитывается около 1000, они иногда противоречат друг другу и для того, чтобы разобраться в ней и конкретизировать их возникает:
- Ижма – складывалась из мнений и доктрин по практическим вопросам наиболее влиятельными мусульманскими правоведами. Развивалась в виде как толкования текстов Корана и Сунны, так и путем формирования новых норм. Приобрела силу только после смерти пророка. Ижма может быть только четко выраженной. Для того, чтобы нома права была основана на Ижме необходимо чтобы масса верующих признала ее и чтобы ее признали компетентные лица. В настоящее время юристы обращаются в основном к Ижме. Компетентные лица, дающие одобрение Ижме – фукака. Регулирует вопросы так называемого «коллективного права». Предложение, принятое однажды правоведами с тех пор считается правильным и становится Ижмой. МП называют «правом юристов»(юридическая наука, доктрина), то есть юридическая наука, а не государство играет роль в законодательстве. При рассмотрении дела судья обращается не к Корану или Сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.
Февфа – решения и мнения отдельных правоведов по правовым вопросам.
- Киас – решение правовых дел по аналогии. Это рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками МП. Рассуждения по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права. Если Ижма регулирует коллективные права, то Киас носит индивидуальный характер.
Другие источники.
ü Обычай. Формально не считается источником права, но иногда его применят как дополнение или уточнение. Не все обычаи одинаково воспринимаются мусульманами. Например, обычай, касающийся размера и выплаты приданного (по Корану необоснованное обогащение осуждается);
ü Соглашение. Благодаря им вносятся изменения в правовые нормы. Например, при решении брачно-семейных отношений (допускается развод по требованию жены, а не только мужа);
ü Судебная практика. Не является источником. Решения кади всегда многочисленны и это суждение морального права. Могут подвергаться пересмотрам;
ü Юридические фикции. Суть их в том, чтобы используя в практике традиций учитывать, прежде всего, внешние обстоятельства рассматриваемого дела (так называемая «буква закона»), а не содержание («дух закона»).