Тема 10. Убеждение и принуждение в административной деятельности правоохранительных органов
Метод - способ практического достижения целей и решения задач в административной деятельностиправоохранительных органов.
Основными методами административной деятельности являются убеждение и принуждение.
Убеждение как метод означает моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта административной деятельности на объект, на его волю, поведение людей, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соответствующую целям и задачам деятельности, побуждает к осознанному исполнению требований субъекта, осуществляющего административную деятельность.
Убеждение является средством предупреждения преступлений и иных правонарушений. Оно служит воспитанию у граждан внутренней потребности стойкой привычки правомерного поведения, предупреждению антиобщественных поступков.
Убеждение реализуется в виде:
- нравственного и правового воспитания;
- организационно-массовой работы;
- гласности;
- поощрения;
- мер общественного воздействия;
- иных мер.
В тех случаях, когда метод убеждения не позволяет достигнуть необходимых результатов, используется метод принуждения.
Принуждение –это психологическое, материальное или физическое воздействие на сознание и поведение личности.
Принуждение применяется в установленном порядке и строго регламентировано законом.
Обеспечивая общественный порядок, а также осуществляя иные функции в сфере административной деятельности, сотрудники правоохранительных органов уполномочены предъявлять к гражданам законные требования, исполнение которых гарантируется и при необходимости обеспечивается применением принуждения.
Меры административного принуждения применяются в интересах общества в целях борьбы с правонарушениями и поддержания общественного порядка.
Виды административного принуждения:
- административного предупреждения,
- административного пресечения,
- административно-процессуального обеспечения,
- административного наказания.
Меры административного предупреждения применяются в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан:
- закрытие участков дороги для движения транспорта и пешеходов;
- технический надзор за автомототранспортом: запрет ввода транспортных средств в эксплуатацию;
- досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров воздушных судов;
- административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы;
- оказание содействия компетентным органам в осуществлении карантина и других принудительных мер;
- вхождение сотрудников полиции в жилые и иные помещения(для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках);
- и другие.
Меры административного пресечения связаны с непосредственным вмешательством в действия лица в целях прекращения с его стороны правонарушении. Заключаются в психологическом или физическом воздействии на правонарушителя, связанным с личным организационным или имущественным ограничением. К ним относятся:
- отстранение от управления транспортным средством;
- приостановление работы объектов разрешительной системы;
- запрещение эксплуатации транспортных средств;
- вхождение в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями учреждениями, организациями (при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление);
- изъятие у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, веществ, предметов, изъятых из гражданского оборота, находящихся у граждан без специального разрешения;
- аннулирование лицензий на функционирование негосударственных охранных, детективных служб;
- приостановление деятельности предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли;
- применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.
Меры административно-процессуального обеспечения применяются в целях выявления правонарушений, установления личности нарушителей, сбора доказательств и создания иных условий для разрешения дел об административных правонарушениях.
Меры административно-процессуального обеспечения:
- проверка у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих личность,
- использование транспортных средств предприятий, организаций, общественных объединений или граждан для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами,
- доставление нарушителя,
- административное задержание,
- привод,
- личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств,
- изъятие вещей и документов,
- осмотр помещений и их опечатывание,
- медицинское освидетельствование,
- принудительное взымание штрафа,
- исполнение постановлений о конфискации,
- исполнение постановлений о лишении специального права,
- иные меры обеспечения исполнения административных взысканий, предусмотренные законодательством.
Меры административного наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности;
9) обязательные работы.