Идеалы социального равенства и справедливости

Одной из самых отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческое достоинство какого бы то ни было угнетения. Мир, разделенный на богатых и бедных, сильных и слабых, господ и слуг, всегда воспринимался белорусами как жесточайшая несправедливость. В сознании каждого белоруса присутствует знаменитый вопрос — возмущение национального поэта Ф. Богушевича «Чым то дзеіцца на свеце, што не роўна дзеле Бог?» [41]. Такой мир, по убеждению белорусов, подлежит переустройству на началах равенства людей в их до­стоинстве быть счастливыми, на принципах справедливого распределения между всеми членами сообщества выгод и тягот их совместного существования.

Корни такого понимания белорусами должного социального мироустройства уходят в глубь этногенеза славян. Пер­востепенную роль в формировании данной черты характера славян играла специфика их социальной организации. Согласно выводам исследователей, у славян практически повсеместно преобладала территориальная или, иначе, сельская (соседская) община, которая предполагала равенство ее чле­нов, в том числе и недавних военнопленных рабов [42]. Уже в VI в. греческий историк Маврикий Стратег отмечал, что славяне не превращают своих пленных в рабов, они либо предоставляют им право выкупиться, либо дают им возмож­ность остаться в новой среде в качестве свободных [43]. В прошлом эта особенность облегчала ассимиляцию славя­нами остатков многих раздираемых внутренними противо­речиями родоплеменных общностей, территории прожива­ния которых осваивали славяне. В ходе Великого переселе­ния народов, охватившего практически всю Европу, многие племена исчезли в большинстве случаев в результате внут­ренних усобиц. В общностях, основанных на территориаль­ных принципах, кровавые усобицы — не характерное явле­ние; там огромную консолидирующую роль выполняло об­щественное самоуправление, формой которого у славян яв­лялось вече. Скорее всего, славяне, предпочитали целыми группами оставлять те земли, которые сотрясали усобицы или которые подвергались внешней агрессии. Занимая но­вые территории, они стремились мирно сосуществовать и взаимодействовать с их аборигенами.

Еще одним фактором особой приверженности белорусов принципам равенства и справедливости в отношениях между людьми является то, что на протяжении всей своей истории простой белорусский люд жил обособленно от своих господ, в качестве которых практически всегда выступали представи­тели инородцев или вставшие на службу к ним свои сопле­менники. Для предков белорусов периода Киевской Руси это были члены правящей княжеской династии и их доверенные лица, которые выполняли в волостях и землях администра­тивные функции. Убийство в 980 г. в то время Новгородским, а в последующем Киевским князем Владимиром семьи мест­ного Полоцкого князя Рогволода было воспринято современ­никами как акт жесточайшей несправедливости. В период Великого княжества Литовского как внешних господ белору­сы воспринимали литовскую правящую элиту во главе с вели­кокняжеским семейством, в период Речи Посполитой — поля­ков и ополячившуюся местную знать. Во времена Россий­ской империи таковыми опять-таки выступали сохранявшая еще долгое время свои привилегированные позиции поль­ская знать, а также хлынувший на белорусские земли россий­ский чиновничий слой. Все это и дало основания Я. Купале в стихотворении «Беларушчына» (1908) написать следующие строки: «I круцілі цябе, як каму падабалася, кожны строіў, наводзіў цябе на свой строй, на свой лад» [44]. Белорусы же в это время жили собственной жизнью, находясь в состоянии отчуждения с теми, кто стремился внести в их сознание и обычаи иные, идеалы и ценности.

Отсюда становится понятным, почему проблема социаль­ного равенства и справедливости занимает исключительное место в сочинениях отечественных мыслителей, поэтических и литературно-художественных произведениях белорусских писателей, устном народном творчестве. Здесь необходимо заметить, что в отечественной традиции политико-правовой мысли такая, казалось бы, чисто юридическая категория, как «право», отождествляется с этическими категориями «правда» и «справедливость». Напомним, что первый отечественный свод законов также имеет характерное название — «Русская Правда». Обратимся к соответствующим мыслям наших со­отечественников.

Мы уже отмечали стремление отечественных мыслителей эпохи Киевской Руси к гармонизации социальных отношений. Напомним, что Ефросиния Полоцкая, как повествует автор ее «Жития», учила людей душевной чистоте и искренней любви, призывала всех — князей, бояр, простых людей — жить в мире и согласии. «И не хотела она видеть, чтобы кто враждовал: ни князь с князем, ни боярин с боярином, ни из простых кто со своим другом, но всех желала видеть единодушными» — гово­рится в ее «Житии». Ее современник Кирилл Туровский также страстно призывал свою паству к согласию на началах любви к ближнему: «Мир же и любовь межи собою имейте, се бо глава добродетели» [45].

Равноправие и справедливость как основа гармоничной ор­ганизации общественной жизни — таков лейтмотив произведений отечественных мыслителей периода Великого княжества Литовского.

По мысли Ф. Скорины, жизнь общества должна основы­ваться на согласии — «с нея же все доброе всякому граду и всякому собранию приходит, незгода бо и найбольшие цар­ства разрушаеть» [46]. Он выдвигает ряд обязательных требо­ваний к закону, который должен быть «почтивый, справед­ливый, можный, потребный, пожиточный, подле прирожения, подлуч обычаев земли, часу и месту пригожий, явный, не имея в собе закритости, не к пожитку единого человека, но к посполитому доброму написанный» [47]. Одновремен­но Скорина проповедует равенство всех перед законом. Он требует, чтобы суд был справедливым, ибо законы предназаначены для охраны спокойствия и благосостояния обще­ства. «Судьи и справце, — писал он, — да судять людей судом справедливым, и да не уклонятся ни на жадную страну, и да не зрять на лица, и не принимають даров, понеже даровъ ослепляють очи мудрых людей и изменяють слова справедли­вых» [48].

По убеждению замечательного разработчика правовых идей А. Волана, самой важной из всех добродетелей государя является именно справедливость. «Во всех своих действиях го­сударь должен поступать так, чтобы вся его жизнь представля­ла собой изящную гармонию добродетелей. И мне кажется, что справедливости здесь принадлежит первое место. Ведь того, кто наделен ею, именно поэтому и называют хорошим и поря­дочным человеком. Справедливость сводится главным образом к тому, чтобы никто не терпел вреда, но наоборот, тот, кто нуж­дается в помощи, быстро получил ее. Это человеческое обще­ство, мир и спокойствие между всеми сословиями будут сохра­нены максимально, если каждый получит возможность быть целым и невредимым, и счастье одних не будет строиться на не­счастии других» [49].

В таком же духе развивали свои взгляды об основах устрой­ства общественной жизни Лев Сапега, Симеон Полоцкий, Афа­насий Филиппович, Мелетий Смотрицкий, Аарон Олизаровский и многие другие отечественные мыслители прошлого.

Утверждение принципов социального равенства и спра­ведливости в жизни белорусов стало предметом творческого поиска и социально-преобразовательной деятельности бело­русских общественных деятелей, публицистов, поэтов и писа­телей в XIX —XX вв. Именно идеями социального равенства и справедливости проникнуто творчество белорусских поэтов Франтишка Богушевича (1840-1900), Адама Гуриновича (1869-1894), Алоизы Пашкевич (Тетки) (1876-1916), Макси­ма Богдановича (1891-1917), Алеся Гаруна (1887-1920), Тишки Гартного (1887-1937), Янки Купалы (1882-1942), Якуба Коласа (1882—1956) и др. Равенство, братство, согла­сие, общее счастье — таковы социальные помыслы каждого из них, что особенно хорошо выразил Алесь Гарун в стихотвор­ной форме [50]:

Брацця, к агульнаму шчасцю

Трэба жыццё кіраваць.

Роўнасць, братэрства і згода

Будуць нам шлях асвятляць.

Згодай, вялікай сям'ёю

Пойдзем к дзянькам залатым,

3 думаю ў сэрцы святою,

3 нашым жаданнем адным.

Крыўды людской нам не трэба,

Слёз не бажаем ніч'іх,

Хочам, каб з яснага неба

Сонца свяціла для ўсіх.

Наши рекомендации