Идеалы социального равенства и справедливости
Одной из самых отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческое достоинство какого бы то ни было угнетения. Мир, разделенный на богатых и бедных, сильных и слабых, господ и слуг, всегда воспринимался белорусами как жесточайшая несправедливость. В сознании каждого белоруса присутствует знаменитый вопрос — возмущение национального поэта Ф. Богушевича «Чым то дзеіцца на свеце, што не роўна дзеле Бог?» [41]. Такой мир, по убеждению белорусов, подлежит переустройству на началах равенства людей в их достоинстве быть счастливыми, на принципах справедливого распределения между всеми членами сообщества выгод и тягот их совместного существования.
Корни такого понимания белорусами должного социального мироустройства уходят в глубь этногенеза славян. Первостепенную роль в формировании данной черты характера славян играла специфика их социальной организации. Согласно выводам исследователей, у славян практически повсеместно преобладала территориальная или, иначе, сельская (соседская) община, которая предполагала равенство ее членов, в том числе и недавних военнопленных рабов [42]. Уже в VI в. греческий историк Маврикий Стратег отмечал, что славяне не превращают своих пленных в рабов, они либо предоставляют им право выкупиться, либо дают им возможность остаться в новой среде в качестве свободных [43]. В прошлом эта особенность облегчала ассимиляцию славянами остатков многих раздираемых внутренними противоречиями родоплеменных общностей, территории проживания которых осваивали славяне. В ходе Великого переселения народов, охватившего практически всю Европу, многие племена исчезли в большинстве случаев в результате внутренних усобиц. В общностях, основанных на территориальных принципах, кровавые усобицы — не характерное явление; там огромную консолидирующую роль выполняло общественное самоуправление, формой которого у славян являлось вече. Скорее всего, славяне, предпочитали целыми группами оставлять те земли, которые сотрясали усобицы или которые подвергались внешней агрессии. Занимая новые территории, они стремились мирно сосуществовать и взаимодействовать с их аборигенами.
Еще одним фактором особой приверженности белорусов принципам равенства и справедливости в отношениях между людьми является то, что на протяжении всей своей истории простой белорусский люд жил обособленно от своих господ, в качестве которых практически всегда выступали представители инородцев или вставшие на службу к ним свои соплеменники. Для предков белорусов периода Киевской Руси это были члены правящей княжеской династии и их доверенные лица, которые выполняли в волостях и землях административные функции. Убийство в 980 г. в то время Новгородским, а в последующем Киевским князем Владимиром семьи местного Полоцкого князя Рогволода было воспринято современниками как акт жесточайшей несправедливости. В период Великого княжества Литовского как внешних господ белорусы воспринимали литовскую правящую элиту во главе с великокняжеским семейством, в период Речи Посполитой — поляков и ополячившуюся местную знать. Во времена Российской империи таковыми опять-таки выступали сохранявшая еще долгое время свои привилегированные позиции польская знать, а также хлынувший на белорусские земли российский чиновничий слой. Все это и дало основания Я. Купале в стихотворении «Беларушчына» (1908) написать следующие строки: «I круцілі цябе, як каму падабалася, кожны строіў, наводзіў цябе на свой строй, на свой лад» [44]. Белорусы же в это время жили собственной жизнью, находясь в состоянии отчуждения с теми, кто стремился внести в их сознание и обычаи иные, идеалы и ценности.
Отсюда становится понятным, почему проблема социального равенства и справедливости занимает исключительное место в сочинениях отечественных мыслителей, поэтических и литературно-художественных произведениях белорусских писателей, устном народном творчестве. Здесь необходимо заметить, что в отечественной традиции политико-правовой мысли такая, казалось бы, чисто юридическая категория, как «право», отождествляется с этическими категориями «правда» и «справедливость». Напомним, что первый отечественный свод законов также имеет характерное название — «Русская Правда». Обратимся к соответствующим мыслям наших соотечественников.
Мы уже отмечали стремление отечественных мыслителей эпохи Киевской Руси к гармонизации социальных отношений. Напомним, что Ефросиния Полоцкая, как повествует автор ее «Жития», учила людей душевной чистоте и искренней любви, призывала всех — князей, бояр, простых людей — жить в мире и согласии. «И не хотела она видеть, чтобы кто враждовал: ни князь с князем, ни боярин с боярином, ни из простых кто со своим другом, но всех желала видеть единодушными» — говорится в ее «Житии». Ее современник Кирилл Туровский также страстно призывал свою паству к согласию на началах любви к ближнему: «Мир же и любовь межи собою имейте, се бо глава добродетели» [45].
Равноправие и справедливость как основа гармоничной организации общественной жизни — таков лейтмотив произведений отечественных мыслителей периода Великого княжества Литовского.
По мысли Ф. Скорины, жизнь общества должна основываться на согласии — «с нея же все доброе всякому граду и всякому собранию приходит, незгода бо и найбольшие царства разрушаеть» [46]. Он выдвигает ряд обязательных требований к закону, который должен быть «почтивый, справедливый, можный, потребный, пожиточный, подле прирожения, подлуч обычаев земли, часу и месту пригожий, явный, не имея в собе закритости, не к пожитку единого человека, но к посполитому доброму написанный» [47]. Одновременно Скорина проповедует равенство всех перед законом. Он требует, чтобы суд был справедливым, ибо законы предназаначены для охраны спокойствия и благосостояния общества. «Судьи и справце, — писал он, — да судять людей судом справедливым, и да не уклонятся ни на жадную страну, и да не зрять на лица, и не принимають даров, понеже даровъ ослепляють очи мудрых людей и изменяють слова справедливых» [48].
По убеждению замечательного разработчика правовых идей А. Волана, самой важной из всех добродетелей государя является именно справедливость. «Во всех своих действиях государь должен поступать так, чтобы вся его жизнь представляла собой изящную гармонию добродетелей. И мне кажется, что справедливости здесь принадлежит первое место. Ведь того, кто наделен ею, именно поэтому и называют хорошим и порядочным человеком. Справедливость сводится главным образом к тому, чтобы никто не терпел вреда, но наоборот, тот, кто нуждается в помощи, быстро получил ее. Это человеческое общество, мир и спокойствие между всеми сословиями будут сохранены максимально, если каждый получит возможность быть целым и невредимым, и счастье одних не будет строиться на несчастии других» [49].
В таком же духе развивали свои взгляды об основах устройства общественной жизни Лев Сапега, Симеон Полоцкий, Афанасий Филиппович, Мелетий Смотрицкий, Аарон Олизаровский и многие другие отечественные мыслители прошлого.
Утверждение принципов социального равенства и справедливости в жизни белорусов стало предметом творческого поиска и социально-преобразовательной деятельности белорусских общественных деятелей, публицистов, поэтов и писателей в XIX —XX вв. Именно идеями социального равенства и справедливости проникнуто творчество белорусских поэтов Франтишка Богушевича (1840-1900), Адама Гуриновича (1869-1894), Алоизы Пашкевич (Тетки) (1876-1916), Максима Богдановича (1891-1917), Алеся Гаруна (1887-1920), Тишки Гартного (1887-1937), Янки Купалы (1882-1942), Якуба Коласа (1882—1956) и др. Равенство, братство, согласие, общее счастье — таковы социальные помыслы каждого из них, что особенно хорошо выразил Алесь Гарун в стихотворной форме [50]:
Брацця, к агульнаму шчасцю
Трэба жыццё кіраваць.
Роўнасць, братэрства і згода
Будуць нам шлях асвятляць.
Згодай, вялікай сям'ёю
Пойдзем к дзянькам залатым,
3 думаю ў сэрцы святою,
3 нашым жаданнем адным.
Крыўды людской нам не трэба,
Слёз не бажаем ніч'іх,
Хочам, каб з яснага неба
Сонца свяціла для ўсіх.