Беларусь - смешанная республика
По форме правления современное белорусское государство является республикой, о чем говорит его официальное название - Республика Беларусь. Идея республики как формы институционализации политической власти столь естественна для сознания белорусов, что практически ни у кого не возникает вопроса: возможно ли было избрание монархии в какой-либо ее разновидности в качестве формы правления в создаваемом белорусском государстве? Ответ на него однозначен: нет, невозможно. В момент образования белорусского национального государства монархия как форма правления не предлагалась ни одной политической группировкой. Напротив, сама идея белорусской государственности вызревала как альтернатива единоличной форме правления. Практически все участники белорусского движения в свои программные установки включали положения о создании белорусской республики — либо в форме национально-государственной автономии в составе Российской Федеративной Республики, либо в форме суверенного национального государства. Реальное белорусское национальное государство — ССРБ, БССР — по форме правления являлось республикой.
Однако следует заметить, что в преддверии революционных событий 1917 г. группа политических деятелей Беларуси социал-демократической ориентации во главе с братьями И. и А. Луцкевичами выступила с идеей политической независимости Литвы и Беларуси в виде воссоздания Великого княжества Литовского, которое было исторически конкретной формой монархии. Для осуществления этой цели осенью 1915 г., когда западная часть Беларуси была оккупирована германскими войсками, ими было создано объединение «Конфедерация Великого княжества Литовского», в состав которого вошли представители белорусских, литовских, польских и еврейских политических организаций [17]. Правда позже, весной 1916 г. ими уже была выдвинута идея создания не княжества, а более широкого союза восточноевропейских народов в форме Балтийско-Черноморской конфедерации, которая должна была объединить в едином союзном государстве Литву, Беларусь, Латвию, Украину и Польшу [ 18]. По прошествии почти восьмидесяти лет обе идеи — и воссоздания некоторых государственных форм Великого княжества Литовского, и образования Балтийско-Черноморского союза государств — были реанимированы в начале 1990-х гг. идеологами национал-радикализма [19]. Однако ни в начале XX в., ни в конце его, эти идеи не получили сколько-нибудь ощутимой поддержки со стороны широких категорий белорусского народа из-за их очевидной цели — оторвать белорусов от братского русского народа. Кстати, идея воссоздания Великого княжества Литовского в последний раз — как политический нонсенс — прозвучала из уст некоторых участников международной научно-практической конференции на тему «Белорусская национальная идея», состоявшейся в апреле 1999 г. в Гродно [20].
Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. Ее законодательным органом (парламентом) являлся Верховный Совет, который был избран прямым народным голосованием. Коллективным президентом Республики Беларусь в тот период являлся Президиум Верховного Совета, который избирался из числа депутатов. Верховный Совет утверждал Правительство — Совет Министров Республики Беларусь во главе с его Председателем. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в отставку Кабинет Министров, а Президент - распустить Парламент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой.
Что говорит в пользу вывода о смешанной форме правления в Республике Беларусь, а не классической президентской республики?
С одной стороны, Президент Республики Беларусь, избираемый прямым народным голосованием, является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обязанностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе и в области функционирования институтов исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, формирует его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе отменять акты Правительства. Все это — элементы президентской формы правления.
С другой стороны, Президент Республики Беларусь вправе досрочно прекратить полномочия Палаты представителей при отказе в доверии к Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Он вправе досрочно прекратить полномочия Палаты представителей либо Совета Республики на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. В свою очередь, Палата представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству. Все перечисленное в данном абзаце есть элементы парламентарной республики.
Таким образом, из всего изложенного следует однозначный вывод о смешанной, или полупрезидентской, форме правления в Республике Беларусь. Прилагательное «полупрезидентская» не должно вводить в заблуждение, что такая форма правления будто бы менее активна по сравнению с классической президентской республикой. «Заимствование» элементов парламентарной республики ведет скорее не к ослаблению власти Президента, а к ее усилению. Такое положение некоторые авторитетные аналитики (например, американский политолог С. Хантингтон) считают предпочтительным в кризисные моменты или в переходные периоды развития общества [21]. В настоящее время смешанные формы правления существуют также в России, Польше, Франции и других государствах.
Унитарное государство
Унитаризм (от лат.— единство) как принцип государственного устройства Беларуси никогда не являлся предметом политических разногласий. Белорусское государство- как в виде БССР, так и в виде Республики Беларусь — является унитарным: оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. В Республике Беларусь действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один парламент и одно правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь административно-территориальное деление. Ныне ее территория поделена на 6 областей - Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 городских района. Причем, все ее административные единицы, представляя собой части единого целого, располагают только теми полномочиями, которые предоставлены им конституцией страны; никакими дополнительными государственно-властными прерогативами они не обладают.
Унитарный характер государственного устройства Республики Беларусь обусловлен не относительно небольшими территорией и численностью ее населения, как ошибочно полагают многие из тех, кто задумывается над этим вопросом. Бельгия и Швейцария являются федеративными государствами, хотя численность их населения сравнима с численностью населения Беларуси, а территория каждого из них в несколько раз меньше территории нашей страны. Крупные государства, например многоэтнический Китай, не обязательно являются федеративными. Унитарный характер территориального устройства белорусского государства предопределен тем, что оно возникло в результате самоопределения относительно однородной этнической — общности белорусов — путем ее выделения из полиэтнического российского государства. Теперь же принцип унитаризма является благом для Республики Беларусь, которое она должна беречь, в том числе охранять посредством закона. Каждое унитарное государство, как известно, всячески препятствует сепаратистским проявлениям, то есть стремлению каких-либо групп населения к автономии или отделению.
Существуют ли такого рода угрозы единству белорусского народа и территориальной целостности Республики Беларусь? Ответим на него так: ни одно государство от них не застраховано, поскольку в мире не существует полностью гомогенных (однородных) в этническом и конфессиональном отношении наций. В нашей стране такие угрозы дали о себе знать в кризисные 1990-е гг. в виде роста «пропольских», «пролитовских», «проукраинских» и «прорусских» настроений среди части населения приграничных регионов. Правда, по мере преодоления кризисного состояния общества и улучшения экономического положения страны они стали угасать и теперь практически не проявляются. Это говорит о том, что нельзя недооценивать возможности появления вновь подобных умонастроений при соответствующих условиях.
В этой связи сохраняет свою актуальность политика, направленная на сохранение и укрепление единства нации и унитарного характера белорусского государства. Как считает известный российский исследователь В.А. Тишков, дальновидно поступают политические элиты тех государств, которые применительно ко всему их населению употребляют только понятие «нация», а не «многонациональный народ» [22]. Известно, что ни относительно населения Российской империи, ни относительно населения Советского Союза не применялось понятие «нация». Считалось, что это многонациональные (вместо полиэтнические) государства. И это был один из важнейших факторов идеологического и психологического характера, способствовавших распаду сначала российской государственности в ее дореволюционном виде, а затем и советской государственности. Он же выступает потенциальной угрозой нациестроительству в постсоветских государствах. В некоторых странах, например Индии, Малайзии, Индонезии, существует огромное расовое, этническое и религиозное разнообразие населения, однако как на элитном, так и массовом уровне сознания там присутствуют понятия индийской, малайзийской и индонезийской нации. Понятие «нация» наряду с гимном, флагом и гербом служит символом и во всех государствах используется в целях обеспечения консолидации населения [23].
Изложенный подход к регулированию отношений между различными этническими группами внутри государства имеет в своей основе тот факт, что этнокультурная принадлежность не дается человеку с рождением, а он определяет ее сам в процессе своего становления как личности. Гражданин может сознавать свою принадлежность к нескольким культурам, оказывать предпочтение той или иной из них в зависимости от жизненной ситуации. Власти же не вправе поощрять или подавлять в каких бы то ни было формах волеизъявление личности относительно своей этнокультурной принадлежности; они могут лишь содействовать созданию благоприятных условий для сохранения и развития культурной самобытности различных групп населения страны. Напоминаем, что именно в таком смысле может быть истолкована статья 50 Конституции Республики Беларусь, в которой провозглашается право граждан на сохранение своей национальной принадлежности.
В то же время прямая обязанность властей — сохранение национального единства и территориальной целостности страны. Поэтому главной целью политики государства в области этнонациональных отношений является обеспечение оптимального сочетания интересов каждого гражданина (создание условий для реализации его прав и свобод), этнических групп (создание условий для реализации ими права на сохранение и развитие своей культурной самобытности) и народа, или нации, как политического сообщества (обеспечение национальной безопасности, территориальной целостности государства, и всестороннего развития нации). Основными путями достижения данной цели являются демократизация общественно-политической жизни, гуманизация межличностных и межэтнических отношений, обеспечение социально-экономического прогресса.