Тема 2. Государство и право. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм
Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определённая система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определённых общих правил (социальных норм). Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении, ибо каждый отдельный член его имел собственные интересы. Данные интересы без их согласования способны «разорвать» общество, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личный интерес) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.
Принцип разделения властей создаёт механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц. Главное требование проблемы разделения властей, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путём принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причём каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Данный принцип является одной из основных характеристик демократического политического режима.
Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые средства.
Государство—особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.
Признаки государства:
1. Отличающие его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества;
а) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);
б) наличие особой публичной власти, отделённой от общества;
в) наличие специального слоя людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);
г) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;
д) государственные атрибуты (герб, гимн, флаг);
2. Отличающие его от других политических организаций современного общества (политических партий);
а) суверенитет—полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене;
б) правотворчество—только государство может издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны;
в) монополия на легальное применение насилия.
Причины возникновения государства:
1. Переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;
2. Появление частной собственности на продукты и орудия труда;
3. Классовое расслоение общества.
Теории происхождения государства:
1. Теологическая—оно рассматривается как божий промысел (А. Августин, Ф. Аквинский);
2. Патриархальная—оно рассматривается как большая семья, где монарх–это отец, а его подданные–это члены семьи, т.е. сыновья (Аристотель, Р. Филмер, Н.К. Михайловский);
3. Договорная (XVII в.)—оно понимается как общественный договор (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев);
4. Марксистская (XIX в.)—оно объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности;
5. Теория насилия (XX в.)—оно является результатом определённого политического действия: внутреннего или внешнего насилия, завоевания.
Функции государства—основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого исторического этапа развития.
1. Внутренние;
а) экономические—экономические процессы и управление экономикой;
б) социальные—организация системы социального обеспечения;
в) культурные—формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения;
г) правовые—обеспечение правопорядка и осуществление правовых норм;
д) политические—обеспечение политической стабильности и осуществление властных полномочий;
2. Внешние;
а) организация государственной обороны и безопасности;
б) осуществление международного сотрудничества;
в) участие в решении глобальных проблем.
Типы государства:
1. Правовое государство—государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.
У истоков этой идеи стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение данная концепция получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.
Основные признаки:
а) верховенство закона;
б) соблюдение и охрана прав и свобод человека;
в) принцип разделения властей;
г) взаимная ответственность государства и гражданина.
2. Социальное государство—государство, деятельность которого направлена на человека, его достойное существование.
Характерные черты:
а) развитые рыночные отношения и многообразие форм собственности;
б) свобода выбора для наёмных работников;
в) высокий жизненный уровень населения;
г) развитое социальное законодательство.
Форма государства—совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.
Основные элементы:
1. Форма правления—система организации высших органов государственной власти, их компетенция и порядок образования.
а) монархия (царь, султан, император, король); виды: абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная);
б) республика: виды: президентская, парламентская, смешанная (полупрезидентская или президентско-парламентская);
2. Форма государственного устройства—территориальная структура государства, отношение государства с его территориальными единицами.
а) федерация;
б) конфедерация;
в) унитарное государство;
3. Политический режим—средства и методы осуществления государственной власти.
а) авторитаризм;
б) тоталитаризм;
в) демократия.
Основные подходы к вопросу типологии государства:
1. Формационный (основные постулаты);
а) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели) процессе;
б) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
в) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
г) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой;
2. Цивилизационный (характерные особенности);
а) каждая цивилизация основана на определённом первичном символе, который придаёт ей стилевую согласованность и формирует конечные ценности (пирамиды Древнего Египта, которые демонстрируют не только архитектурную символику, но наполнены экономическим, политическим, социальным смыслом);
б) цивилизациям присуща своя динамика развития, охватывающая длительные исторические периоды (фазы: генезис—рост—созревание—увядание—упадок—распад);
в) цивилизации взаимодействуют между собой и результатом этого является выборочное восприятие элементов друг друга, при этом без нарушения собственной индивидуальности;
г) цивилизации могут подвергаться возрождению и трансформации, но при этом так называемая «смерть» цивилизации не имеет тотального и «необратимого» характера (погибшая Византийская цивилизация оставила своё духовное наследие России балканским славянам).
Гражданское общество—совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.
В таком обществе человеку гарантирован свободный выбор политической, экономической жизни, добровольность вступления в любую общественную организацию и участие в ней в рамках закона. Чем больше членов общества включено в такие организации, тем более развито гражданское общество. Форма правления в гражданском обществе—демократическая.
Главные принципы гражданского общества:
1. Свобода человека как члена общества;
2. Равенство человека с другими людьми;
3. Самостоятельность человека как гражданина, разграничение прав человека и гражданина.
Направления формирования гражданского общества в России:
1. Создание экономической основы в виде многообразия форм собственности;
2. Формирование нового типа государственности, который базируется на приоритете права;
3. Стабилизация общества на основе гражданского мира.
Правовое государство и гражданское общество тесно взаимосвязаны между собой. Необходимым условием формирования правового государства является зрелое гражданское общество.
Современное российское государство по своему типу является переходным: оно несёт на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни индивида и общества, выступать в роли главного распорядителя средств; номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и др.). Однако проявляются и демократические начала в его деятельности: свободные выборы на альтернативной основе как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей.
Создание правового, социального государства в России—дело конечно же не нескольких лет, оно займёт немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем. Прежде всего необходима сильная государственная власть. Акцентируя внимание на разделении функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, важно наладить их эффективное и столь необходимое им в работе сотрудничество, чтобы окончательно ликвидировать почву для их противостояния. Должна быть преодолена и некоторая слабость федеральной власти, ощущаемая в решении ряда актуальных проблем, возникающих в условиях становления рыночных отношений и появляющихся очагов социального напряжения.
Снижение регулирующего воздействия государственной власти на социальные процессы связано в том числе и с тем, что пока не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной ветвей власти, обусловлено оно и известной слабостью судебной системы. Право до сих пор не стало повсеместной основой деятельности государственных органов, что в условиях несформированной до конца судебной системы создаёт возможности для произвола властей, нарушения прав и свобод граждан.
Право выступает одним из наиболее универсальных нормативных регуляторов общественных отношений и является фундаментальной ценностью человеческой культуры. Право—целостное системное явление, состоящее из взаимосвязанных друг с другом элементов.
Право—система общеобязательных формально определённых юридических норм, которые выражают общечеловеческие и узкофункциональные интересы, устанавливаются либо санкционируются государством, охраняются от нарушения мерами государственного воздействия (в том числе и принудительного характера) и служат регулятором общественных отношений.
Значение категории «право»:
1. Естественное право—право человека на жизнь, свободу, безопасность;
2. Объективное (позитивное) право—система юридических норм, оформленных государством и предписанных им для решения тех или иных проблем;
3. Субъективное право—гарантированное государством право физическим и юридическим лицам на труд, образование, здравоохранение, отдых.
Основные признаки:
1. Волевой характер—выражение государственной воли, а через неё—классовых, религиозных, общечеловеческих и иных интересов;
2. Общеобязательность—обязательность исполнения норм права теми, кому они адресованы;
3. Формальная определённость—конкретность, однозначность, чёткая сформулированность и закреплённость норм права в письменном виде;
4. Связь с государством—деятельность специально уполномоченных государством органов с соблюдением специальной процедуры;
5. Охрана мерами государственного воздействия—применение мер принудительного характера.
Основные принципы:
1. Справедливость—тесная связь норм права с нормами морали и нравственности;
2. Равенство всех перед законом и судом (несмотря на все различия между людьми)—признание равными в правах и обязанностях;
3. Единство прав и обязанностей—невозможность их существования друг без друга;
4. Гуманизм—идея уважения к личности, её правам и свободам;
5. Демократизм—осуществление народом своей власти через представительные (законодательные) органы;
6. Сочетание убеждения и принуждения.
Функции права—основные направления правового воздействия на общественные отношения.
1. Регулятивная—воздействие на общественные отношения посредством установления определённых правил поведения;
2. Охранительная—защита личности и государства от правонарушений;
3. Воспитательная—формирование у граждан необходимой правовой культуры и уважительного отношения к праву.
Институт права—упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определённый вид (группу) общественных отношений (в конституционном праве нормы, регулирующие вопросы выборов, институт гражданства).
Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт—лишь их вид. Институт—гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов.
Виды институтов:
1. В зависимости от характера—материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);
2. В зависимости от сферы распространения—отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);
3. В зависимости от функциональной роли—регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).
В современной литературе указываются возможные модели во взаимоотношениях государства и права:
1. Тоталитарная—государство выше права и им не связано;
2. Либеральная—право выше государства;
3. Прагматическая—государство создаёт право, но не связано им.
Основные правовые системы (семьи) современности:
1. Романо-германская (континентальная);
а) единая иерархически построенная система источников права;
б) главную роль в формировании права играет законодатель;
в) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;
г) важное положение подзаконных нормативных актов;
д) деление системы права на отрасли;
2. Англосаксонская (англо-американская; общее право);
а) судебный прецедент выступает основным источником права;
б) ведущая роль в формировании права (правотворчество) отводится суду;
в) главенствующее значение процессуального права, которое во многом определяет право материальное;
г) отсутствие кодифицированных отраслей права;
д) отсутствие классического деления права на частное и публичное;
3. Религиозная;
а) главный творец права—Бог;
б) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности;
в) тесная связь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;
г) отсутствие деления права на частное и публичное;
д) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека;
4. Традиционная;
а) доминирующее место в системе источников права обычаев и традиций, имеющих, как правило, неписаный характер и передаваемых из поколения в поколение;
б) признание государством обычаев и традиций как совокупности юридических, моральных и мифических предписаний;
в) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.
Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает часто средством проведения политики конкретного государства. Взаимосвязь права с государством проявляется в том, что государство в лице его уполномоченных органов принимает и устанавливает юридические нормы.